"Прилагательные синонимы и антонимы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный.

Тема: прилагательные синонимы и антонимы.

Цель: познакомить с прилагательными близкими и противоположными по значению, формировать умение использовать их в своей речи.

Задачи:

- формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам;

- дать понятие о прилагательных синонимах и антонимах;

- учить подбирать к существительным прилагательные синонимы и антонимы;

- устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным;

- обучать взаимоконтролю и самоконтролю;

- воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: мультимедиа-проектор, школьный толковый словарь (по 1 на парте), шапочки с надписями синонимы, антонимы.

План.

1. Оргмомент

2. Повторение

3. Новый материал

4. Физминутка

5 .Закрепление

6. Заключение

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами войдём во двор улицы Языкознание, узнаем, кто там живёт, и поиграем в различные игры.

На дверях домов некоторых жителей написано:

Фронт. опрос

Серый волк, рыжая лиса, косой заяц. (Слова записаны на доске)

- Как называются данные пары слов? (Словосочетания)

- Из каких частей речи состоят наши словосочетания? (Существительного и прилагательного)

- Что мы называем именем прилагательным?

(Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста)

2. Повторение

Представим себе, что мы сели играть в песочнице и решили.

Словарный

- Придумать прилагательное к словарному слову.

Диктант

Определить род и число. Словарик с. 136.

Учитель называет существительное, дети придумывают к нему прилагательное. (Вкусные ягоды, бурый медведь, молочный завод, тяжёлая лопата, новое пальто)

(Выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков)

3. Новый материал

- Тема и цель нашего пребывания на улице Языкознания подскажет решение проблемы.

Решение проблемы дискуссия

маленький большой
мелкий крупный
ничтожный величайший
крохотный громадный

Беседа, дискуссия

- Почему слова разделены на 2 группы? (Одни слова обозначают маленькие, а другие большие объекты)

- О каких прилагательных идёт речь? (Близких и противоположных по значению)

(Умения слушать и слышать друг друга  умение найти ход решения)

Работа с учебником

- Обратим внимание в учебник для подтверждения наших предположений, упр.77, с. 50.

- Отличается ли наш вывод от учебника? (Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов)

(Умение сравнить свой ход мысли с другим)

Дискуссия

- Подумайте о плане нашей работы. Чем будем заниматься? (Предположения детей)

(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Слово учителя

- Петя Ошибкин прочитал текст и подумал, можно ли заменить в стихотворении В. Маяковского храбрый прилагательным: смелый, отважный, мужественный? Изменится ли при этом смысл предложения?

Работа с учебником

Упр 79, с. 50–51.

Дискуссия

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.

(Умение решить задачу, связывая её со своим опытом, установление учащимися связи междуцелью учебной деятельности и ее мотивом)

Слово учителя

Вывод: иногда для большей точности, выразительности, для избегания повторов можно употреблять слова, близкие по значению.

Работа с учебником

- Чтение правила о синонимах и антонимах с. 51–52.

(Смелый, храбрый, мужественный, отважный - это слова, близкие по смыслу (синонимы). Они могут заменять друг друга. Толстый - тонкий, широкий - узкий, короткий - длинный - это слова, противоположные по смыслу (антонимы))

(Смысловое чтение)

Идём дальше.

Работа с учебником

- Выполнение упр 78, с. 50. Выписать из каждого предложения парами прилагательные, которые называют противоположные признаки предметов. (Учащиеся перевоплощаются в антонимы, надев шапочки:

Канат толстый, а бечёвка тонкая.
Зимой день короткий, а летом длинный.
Уголь чёрный, а мел белый.
Дорога широкая, а тропинка узкая.)

Взаимороверка

(Смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)

Поиграем во дворе одного из домов.

Работа в парах

Игра “Наоборот”.

- Устно составить небольшой рассказ, который заканчивался одним из данных предложений.

(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)

Слово учащихся

Вывод: антонимы обогащают, делают речь яркой.

(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)

Мы зашли в гости к одному из друзей, попили чай и стали играть: Игра “Кто кого”.

Работа с учебником, словарём

- Выполнение упр. 80, с. 52.

Составить предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные синонимы. Какой вариант справиться быстрее и правильнее.

Работа в парах сверка с образцом на доске

Учащиеся перевоплощаются в синонимы, надев шапочки.

Значение слов можно посмотреть в словаре.

(Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.)

(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, саморегуляция, смысловое чтение, умение работать со словарём)

Cлово учащихся

Вывод: чтобы правильно употребить синоним или антоним, надо знать его значение.

(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)

Устали играть дома, бежим на улицу на физминутку.

4. Физминутка

Изобразите антонимы к моим словам: быстрый, весёлый, молчаливый, неряшливый, здоровый, высокий.

(Рефлексия способов и условий действия)

5. Закрепление

Давайте подойдём к доске объявлений и прочтём, что там написано.

Работа с учебником работа в парах.

- Выполнение упр. 81 с. 53. Прочитать слова.

Выделить в них ударные и безударные гласные.

К выделенным словам подобрать антонимы (письменно):

(Учитель, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, ворона, корова, собака, карандаш, воробей.)

К остальным подобрать синонимы устно.

(Смысловое чтение, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; смыслообразования)

Слово учителя

Вывод: Прилагательные синонимы и антонимы передают оттенки речи.

6. Заключение, рефлексия

Время нашего пребывания на улице Языкознание подошло к концу. Кто же там живёт. В какие игры мы успели поиграть?

Фронтальный опрос

- Вспомните тему нашего урока. Для чего мне нужно использовать в речи синонимы и антонимы?

- Чему вы научились на уроке? Каковы ваши успехи?

- У кого были успешные ответы?

- Какое задание было интересным, что вызвало затруднения?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности)

7. Домашнее задание

Работа с учебником чтение беседа

- Выполнение упр.82 с. 53. Списать текст и подчеркнуть прилагательные. С какими существительными связаны по смыслу прилагательные в предложениях. (Среди курчавой травы стояла деревянная миска с мутной водой. В неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды большую мокрую корку. (По К. Паустовскому))

Придумать синонимы или антонимы к данным прилагательным (устно).

(Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, установление, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков)