Тип урока: комбинированный.
Тема: прилагательные синонимы и антонимы.
Цель: познакомить с прилагательными близкими и противоположными по значению, формировать умение использовать их в своей речи.
Задачи:
- формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам;
- дать понятие о прилагательных синонимах и антонимах;
- учить подбирать к существительным прилагательные синонимы и антонимы;
- устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным;
- обучать взаимоконтролю и самоконтролю;
- воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: мультимедиа-проектор, школьный толковый словарь (по 1 на парте), шапочки с надписями синонимы, антонимы.
План.
1. Оргмомент
2. Повторение
3. Новый материал
4. Физминутка
5 .Закрепление
6. Заключение
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Оргмомент
Слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами войдём во двор улицы Языкознание, узнаем, кто там живёт, и поиграем в различные игры.
На дверях домов некоторых жителей написано:
Фронт. опрос
Серый волк, рыжая лиса, косой заяц. (Слова записаны на доске)
- Как называются данные пары слов? (Словосочетания)
- Из каких частей речи состоят наши словосочетания? (Существительного и прилагательного)
- Что мы называем именем прилагательным?
(Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста)
2. Повторение
Представим себе, что мы сели играть в песочнице и решили.
Словарный
- Придумать прилагательное к словарному слову.
Диктант
Определить род и число. Словарик с. 136.
Учитель называет существительное, дети придумывают к нему прилагательное. (Вкусные ягоды, бурый медведь, молочный завод, тяжёлая лопата, новое пальто)
(Выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков)
3. Новый материал
- Тема и цель нашего пребывания на улице Языкознания подскажет решение проблемы.
Решение проблемы дискуссия
маленький | большой |
мелкий | крупный |
ничтожный | величайший |
крохотный | громадный |
Беседа, дискуссия
- Почему слова разделены на 2 группы? (Одни слова обозначают маленькие, а другие большие объекты)
- О каких прилагательных идёт речь? (Близких и противоположных по значению)
(Умения слушать и слышать друг друга умение найти ход решения)
Работа с учебником
- Обратим внимание в учебник для подтверждения наших предположений, упр.77, с. 50.
- Отличается ли наш вывод от учебника? (Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов)
(Умение сравнить свой ход мысли с другим)
Дискуссия
- Подумайте о плане нашей работы. Чем будем заниматься? (Предположения детей)
(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Слово учителя
- Петя Ошибкин прочитал текст и подумал, можно ли заменить в стихотворении В. Маяковского храбрый прилагательным: смелый, отважный, мужественный? Изменится ли при этом смысл предложения?
Работа с учебником
Упр 79, с. 50–51.
Дискуссия
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.
(Умение решить задачу, связывая её со своим опытом, установление учащимися связи междуцелью учебной деятельности и ее мотивом)
Слово учителя
Вывод: иногда для большей точности, выразительности, для избегания повторов можно употреблять слова, близкие по значению.
Работа с учебником
- Чтение правила о синонимах и антонимах с. 51–52.
(Смелый, храбрый, мужественный, отважный - это слова, близкие по смыслу (синонимы). Они могут заменять друг друга. Толстый - тонкий, широкий - узкий, короткий - длинный - это слова, противоположные по смыслу (антонимы))
(Смысловое чтение)
Идём дальше.
Работа с учебником
- Выполнение упр 78, с. 50. Выписать из каждого предложения парами прилагательные, которые называют противоположные признаки предметов. (Учащиеся перевоплощаются в антонимы, надев шапочки:
Канат толстый, а бечёвка тонкая.
Зимой день короткий, а летом длинный.
Уголь чёрный, а мел белый.
Дорога широкая, а тропинка узкая.)
Взаимороверка
(Смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
Поиграем во дворе одного из домов.
Работа в парах
Игра “Наоборот”.
- Устно составить небольшой рассказ, который заканчивался одним из данных предложений.
(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)
Слово учащихся
Вывод: антонимы обогащают, делают речь яркой.
(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)
Мы зашли в гости к одному из друзей, попили чай и стали играть: Игра “Кто кого”.
Работа с учебником, словарём
- Выполнение упр. 80, с. 52.
Составить предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные синонимы. Какой вариант справиться быстрее и правильнее.
Работа в парах сверка с образцом на доске
Учащиеся перевоплощаются в синонимы, надев шапочки.
Значение слов можно посмотреть в словаре.
(Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.)
(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, саморегуляция, смысловое чтение, умение работать со словарём)
Cлово учащихся
Вывод: чтобы правильно употребить синоним или антоним, надо знать его значение.
(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)
Устали играть дома, бежим на улицу на физминутку.
4. Физминутка
Изобразите антонимы к моим словам: быстрый, весёлый, молчаливый, неряшливый, здоровый, высокий.
(Рефлексия способов и условий действия)
5. Закрепление
Давайте подойдём к доске объявлений и прочтём, что там написано.
Работа с учебником работа в парах.
- Выполнение упр. 81 с. 53. Прочитать слова.
Выделить в них ударные и безударные гласные.
К выделенным словам подобрать антонимы (письменно):
(Учитель, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, ворона, корова, собака, карандаш, воробей.)
К остальным подобрать синонимы устно.
(Смысловое чтение, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; смыслообразования)
Слово учителя
Вывод: Прилагательные синонимы и антонимы передают оттенки речи.
6. Заключение, рефлексия
Время нашего пребывания на улице Языкознание подошло к концу. Кто же там живёт. В какие игры мы успели поиграть?
Фронтальный опрос
- Вспомните тему нашего урока. Для чего мне нужно использовать в речи синонимы и антонимы?
- Чему вы научились на уроке? Каковы ваши успехи?
- У кого были успешные ответы?
- Какое задание было интересным, что вызвало затруднения?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности)
7. Домашнее задание
Работа с учебником чтение беседа
- Выполнение упр.82 с. 53. Списать текст и подчеркнуть прилагательные. С какими существительными связаны по смыслу прилагательные в предложениях. (Среди курчавой травы стояла деревянная миска с мутной водой. В неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды большую мокрую корку. (По К. Паустовскому))
Придумать синонимы или антонимы к данным прилагательным (устно).
(Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, установление, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков)