Программное содержание:
1. Отработка навыка правильного употребления существительных единственного числа в винительном падеже.
2. Развивать и обогащать словарный запас (предметный, глагольный, словарь – признаков).
3. Составление простых предложений.
4. Совершенствование грамматического строя речи.
5. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и памяти. Координации речи с движением.
6. Развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику.
7. Дать первоначальные представления о лесе: в нем растет много деревьев, кустарников, травы, грибов, живут звери и птицы.
8. Учить детей узнавать на картинках и называть грибы и животных. Вызвать интерес к лесным обитателям.
9. Воспитывать интерес, любознательность, бережное отношение к природе и животным. Привлечь внимание к красоте окружающей природы.
Материал.
В группе создана обстановка лесной поляны: деревья, кусты, пеньки. Под деревьями трава и грибы. Корзинки. Шишки. Орешки. Разрезные картинки. Интерактивная доска. Магнитофон.
Ход занятия
Логопед: Дети, посмотрите, как красиво вокруг! Подскажите мне, куда же мы с вами попали?
Дети:
- В Лес.
- На полянку.
- На лесную полянку.
Логопед: Что мы видим на этой полянке?
Дети:
- Деревья, кусты.
- Листочки, грибы.
- Травку, цветы.
Логопед: Какие листочки на деревьях?
Дети:
- Желтые.
- Красные.
- Оранжевые.
- Разноцветные.
Логопед: Почему же листочки стали такие красивые?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Правильно, наступила осень, а за осенью придет зима. Как вы думаете, что будет есть тогда белка?
Дети:
- Шишки.
- Орешки.
Логопед: А что едят зимой зайчики?
Дети: Кору деревьев.
Логопед: А что ест зимой медведь?
Дети: Медведь будет до весны спать. (Логопед обращает внимание детей на шум доносящийся из леса. Слышны шаги и покашливание.)
Логопед: Дети, к нам кто-то приближается. И я не знаю, кто бы это мог быть?
(Появляется Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте детки! Я Лесовичок, охраняю этот лес.
Дети: Здравствуй, Лесовичок!
Лесовичок: Что вы делаете в моем лесу?
Дети:
- Гуляем.
- Будем собирать грибы.
- Будем собирать ягоды.
Лесовичок: Проходите на мою любимую полянку.
Логопед: Лесовичок, почему у тебя в лесу так тихо?
Лесовичок: Да, что-то не слышно лесных обитателей. Вы их не напугали?
Дети:
- Нет.
- Лесовичок, мы знаем, что в лесу нельзя шуметь.
- Мы тихо ходили по лесу.
Лесовичок: Правильно. В лес пришли вы погулять, свежим воздухом дышать. И надо всегда помнить, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Логопед: А что интересного мы можем увидеть в твоем лесу?
Лесовичок: О, да здесь можно увидеть очень много интересного. Но самое необычное – это волшебный экран, на котором я вижу, что происходит в моих владениях.
Дети: А можно посмотреть на волшебный экран?
Лесовичок: Можно, конечно. (Лесовичок шепчет волшебные слова и на экране появляется лесная полянка). Посмотрите, какая прекрасная лесная полянка!
Логопед: И грибы можно увидеть на волшебном экране?
Лесовичок: Конечно можно, смотрите. (На экране появляются лисички). Какие это грибы?
Дети: Лисички.
- Лесовичок, а в твоем лесу можно собирать грибы?
Лесовичок: Да, можно.
Вот кстати, посмотрите.
Я с корзинкой к вам пришел,
Посмотрите, что нашел.
И листочки и грибок,
Очень уж он одинок!
Вы, ребятки, в лес идите
И грибочков наберите.
Логопед: Лесовичок, но мы сначала должны подготовиться к сбору грибов. Вспомним, какие грибы можно собирать, а какие нет.
Лесовичок: Хорошо. Только можно я загадаю вам загадки?
Логопед: Мы внимательно слушаем тебя.
Лесовичок:
Вот моя первая загадка.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
Лесовичок: Правильно, это мухомор. Я его сварю и съем.
Дети:
- Лесовичок, не ешь его.
- Не ешь, он не вкусный.
- Он ядовитый.
Лесовичок: Хорошо, что вы знаете ядовитые и съедобные грибы.
Логопед: Лесовичок, а можно мы тебе тоже загадаем загадки?
Лесовичок: Конечно можно. Я ведь все грибы знаю.
Логопед: Тогда слушай, какую загадку загадает тебе Никита.
Разбрелись грибочки стайкой
По лесной, большой лужайке.
Мы возьмем с собой сестричек
Рыжих, маленьких … (Лисичек)
Логопед: Еще одну загадку загадает Василиса.
Посмотрите – облепили
Покрывалом пень укрыли,
Славные ребята,
Стройные … (Опята)
Лесовичок: Ну что, все загадки я отгадал?
Дети: Да.
Лесовичок: Тогда посмотрите на экран и скажите теперь вы мне, какие это грибы? (На экране поочередно появляются белые грибы, сыроежки и подберезовики).
Лесовичок: Молодцы! Вы правильно назвали все грибы.
Логопед: Вот теперь давайте собирать грибы, а Лесовичок нам будет помогать.
(Проводится дидактическая игра “Подскажи словечко”).
Посмотрите …
Разбрелись грибочки стайкой,
По лесной большой … полянке.
Нужно низко … приседать
И грибочки … собирать.
(Дети собирают грибы вместе с Лесовичком и логопедом. Звучит легкая музыка, слышится пение птиц. После сбора грибов дети показывают наполненные корзинки Лесовичку).
Логопед: Дети, давайте покажем Лесовичку, чем же вы наполнили свои корзинки.
(Проводится дидактическая игра “Что нашел в лесу?”).
Дети:
- Я нашел белый.
- Я нашла подосиновик.
- А у меня лисички.
- А я нашла один подосиновик и один белый гриб.
(Логопед берет из корзинки белый гриб и спрашивает).
Логопед: Из каких частей состоит грибок?
Дети:
- У грибка есть шляпка.
- И ножка.
Лесовичок: Дети, вы молодцы! Набрали много грибов и не положили в корзинки ни одного несъедобного гриба.
Логопед: Дети, давайте отдадим эти грибы Лесовичку, он их высушит . а зимой будет подкармливать обитателей леса.
(Дети соглашаются и отдают собранные грибы Лесовичку.)
Логопед: Лесовичок, а какие животные есть в твоем лесу?
Лесовичок: В моем лесу живут разные животные. Хотите посмотреть на медведя?
Дети: Да, хотим.
Лесовичок: Не испугаетесь? Он ведь такой огромный и сердитый.
Дети: Нет, не испугаемся.
Лесовичок: Тогда, смотрите. (Лесовичок шепчет волшебные слова и на экране появляется большая, мохнатая фигура медведя).
Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, медведь какой?
Дети:
- Большой.
- Лохматый.
- Косолапый.
Логопед: Что он может делать?
Дети:
- Рычать.
- Ходить.
- Лазить по деревьям.
- Есть малину и мед.
Лесовичок: А вы знаете, как ходит медведь?
Логопед: Дети, давайте покажем, как медведь ходит по лесу и одновременно будем проговаривать слова.
Мишка – топтыжка по лесу идет.
Сучья ломает и громко ревет.
Дайте мне ягод, голодный хожу, всюду ищу,а найти не могу.
Дети: А зайчики в твоем лесу есть?
Лесовичок: Зайчики? Конечно же, есть! И очень, очень много. Посмотрите, вот они!
(На экране появляется группа зайчат).
Логопед: Ой, как много зайчат! Опишите их, какие они?
Дети:
- Серые.
- Пушистые.
Логопед: что они могут делать?
Дети:
- Бегать.
- Прыгать.
- Прятаться от лисы.
Логопед: Давайте покажем, как они умеют двигаться.
(Дети скачут вокруг Лесовичка, одновременно проговаривая слова).
Скачут, скачут зайки,
Зайки – побегайки.
Прыг – скок, прыг – скок,
Скачут, скачут зайки.
А завидят вдруг лису,
Вмиг укроются в лесу.
Лесовичок: Дети, а вы знаете, кого боятся зайцы?
Дети:
- Зайцы боятся волка.
- И лису.
Лесовичок: Посмотрите, вот и лиса.
(На экране появляется лиса).
Логопед: Дети, скажите, какая лиса?
Дети:
- Рыжая.
- Пушистая.
- Хитрая.
Логопед: А что можно сказать про волка? Он какой?
(На экране появляется волк).
Дети:
- Серый.
- Злой.
- Зубастый.
Логопед: Что умеет делать волк?
Дети: Быстро бегать.
Логопед: А что может делать лисичка?
Дети:
- Догонять зайца.
- Охотиться.
Логопед: А как охотится лисичка. Покажем?
(Дети идут “лисьим шагом” и проговаривают слова).
Вот идет лисичка – рыжая сестричка,
Хвостиком виляет, следы заметает.
Лесовичок: Дети, вам понравилось в моем лесу?
Дети: Очень.
Лесовичок: А что понравилось?
Дети:
- В твоем лесу интересно.
- В нем много лесных обитателей.
- И волшебный экран.
Логопед: Дорогой Лесовичок, если экран волшебный, то, наверное, дети смогли бы поиграть на нем в разные игры?
Лесовичок: Да, можно. У меня есть очень хорошая игра. Если вы правильно выполните задание, то накормите животных, и они сегодня будут сыты. Хотите поиграть в такую игру?
Дети: Да, хотим.
(Часть детей играют в дидактическую игру “Кто что любит”, а остальные дети на магнитных досках делают лесным обитателям “запасы на зиму”). После выполнения задания, Лесовичок проверяет, правильно ли дети раздали корм животным и птицам.
Лесовичок: С этим заданием вы справились хорошо, молодцы! У меня есть еще одна игра, с которой я сам никак не могу разобраться. Помогите мне, пожалуйста.
Логопед: Дети, поможем Лесовичку?
Дети: Да, поможем.
Проводится дид. игра “Четвертый лишний”. На экране появляются картинки:
- Белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор.
- Медведь, еж, кошка, лиса.
- Береза, цветок, ель, дуб.
- Черника, голубика, яблоко, малина.
Логопед дает детям задание. Часть детей находят четвертый лишний предмет, а другая часть детей выкладывает деревья, которые расположены на магнитных досках.
Логопед: Мы выполнили все задания, Лесовичок. Ты доволен?
Лесовичок: Да. Очень доволен! Вы молодцы! Мне очень понравилось играть с вами, но пора нам расставаться. На прощание хочу подарить вам вот эти сладкие грибочки.
Логопед: Лесовичок, мы тоже пришли не с пустыми руками. Мы принесли для твоих лесных обитателей орешки и шишки.
Лесовичок: Большое вам спасибо, я обязательно раздам их лесным обитателям. До свидания. Приходите ко мне еще.
(Дети прощаются и уходят).