Урок математики по теме "Задача". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
  • Знать состав чисел первого десятка.
  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
  • формировать представление о значении математики в жизни человека;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

ХОД УРОКА

Организация класса.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай", (слайд 2)

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) (Приложение 1)

Уметь

- сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы...

Работа над пройденным материалом

- Актуализация знаний.

- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

* - отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.

Игра: “Какие карточки перевёрнуты?” (слайд 3)

Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.

- Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.

*- состав чисел (слайд 4)

*- отработка умения выполнять сложение и вычитание.

“Цепочка” (слайд 5)

*- прочитать примеры по-разному, (слайд 6)

  • 7+2 семь плюс два равно...
  • 6+1 к шести прибавить один получится...
  • 4+1 четыре да ещё один будет...
  • 3+2 сложить три и два получится...
  • 2+2 первое слагаемое два, второе – 2, сумма...
  • 8-1 восемь минус один равно...
  • 5-2 от пяти отнять два получится...
  • 9-1 из девяти вычесть один получится....
  • 3-1 три без одного будет...

На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)

Работа над новым материалом.

- Подведение к целеполаганию (Приложение 2)

- Учитель читает стихотворные задачи

- Формулирование темы и цели урока.

- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)

- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)

- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами.

- Мотивация учебной деятельности (Приложение 3) Ребус на доске: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача.

- А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с.80. Определите тему урока. (Задача) - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Учитель вывешивает табличку “Задача”. (Приложение 4)

Объявление темы урока

Ёжик вновь пришёл к нам в класс. (Приложение 5)
Он тему новую приготовил для нас.
С усердием Ёжик будет учить,
Как же нам все задачи решить

Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (работа в группе) (Приложение 6)

(Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.

У нас получились разные варианты.

- А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)

- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)

- Какую цель ставим?

Узнать.

Что такое задача?

- Итак, у нас в гостях Ёжик. Он отравляется в сад со своей подружкой Машенькой собирать яблоки. Они уже нашли и положили в корзину 4 яблока. Затем нашли ещё 2 яблока. Сколько всего яблок нашли Ёжик и Машенька? (слайд 7)

Это ЗАДАЧА

Кто сможет повторить текст задачи?

- Что нам известно? Что нужно узнать?

- Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это нам известно. (слайд 8)

Это УСЛОВИЕ.

- Что нам нужно узнать? Что мы не знаем? (Сколько всего яблок?).

Это ВОПРОС.

- В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.

- Будем решать задачу: надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)

- Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить), (появляется знак “плюс”)

- Сколько же получится?

4+2=6. Это РЕШЕНИЕ

- Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)

Это ОТВЕТ

- Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.

- Физкультминутка под музыку (слайд 9)

Первичное закрепление.

- работа в парах

- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей. (Приложение 6)

-Что вы решили? Назовите задачу.

Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).

- работа по учебнику

С. 80 №1

Прочитайте задачу.

- Назовите условие задачи. Что известно?

- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

- Прочитайте решение задачи.

- Почему её так решили?

Назовите ответ.

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

Закрепление

- Составить задачу по решению и ответу (слайд 10)

- Составить задачу по схеме (слайд 11), составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.

- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач по рисунку и запись решения.

- Работа в группах:

соедини части задачи с их названиями (Приложение 7)

- Взаимопроверка

- Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить. (Приложение 8)

Повторение

с. 81 №5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.

У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Самооценка.

с. 81 №6 Работа выполняется по “цепочке”.

- Работа в тетради

- с.22 №1, № 2, №3.

Индивидуальная работа (Приложение 9)

Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.

Итог урока

- Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.

Уметь:

  • сравнивать;
  • исследовать;
  • рассуждать;
  • решать;
  • группировать;
  • анализировать,
  • работать в группе, паре.

Знать:

  • понятие “задача”;
  • части задачи;

Подведем итог урока:

Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

Рефлексия (Приложение 10)

Литература.

  1. Математика. Учеб. для 1кл. нач. шк. В 2ч. Ч.1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В.Степанова.- 6-е изд. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М.И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику М.И. Моро и др. /сост. Г.А. Зайцева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999.
  4. Фефилова Е. П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 1кл. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2006.