Цель:
- Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
- Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
- Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Задачи:
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
- Знать состав чисел первого десятка.
- Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- формировать представление о значении математики в жизни человека;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД:
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
- строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
Оборудование:
набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.ХОД УРОКА
Организация класса.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай", (слайд 2)
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) (Приложение 1)
Уметь
- сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы...
Работа над пройденным материалом
- Актуализация знаний.
- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.
* - отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.
Игра: “Какие карточки перевёрнуты?” (слайд 3)
Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.
- Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.
*- состав чисел (слайд 4)
*- отработка умения выполнять сложение и вычитание.
“Цепочка” (слайд 5)
*- прочитать примеры по-разному, (слайд 6)
- 7+2 семь плюс два равно...
- 6+1 к шести прибавить один получится...
- 4+1 четыре да ещё один будет...
- 3+2 сложить три и два получится...
- 2+2 первое слагаемое два, второе – 2, сумма...
- 8-1 восемь минус один равно...
- 5-2 от пяти отнять два получится...
- 9-1 из девяти вычесть один получится....
- 3-1 три без одного будет...
На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)
Работа над новым материалом.
- Подведение к целеполаганию (Приложение 2)
- Учитель читает стихотворные задачи
- Формулирование темы и цели урока.
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)
- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами.
- Мотивация учебной деятельности (Приложение 3) Ребус на доске: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача.
- А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с.80. Определите тему урока. (Задача) - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)
Учитель вывешивает табличку “Задача”. (Приложение 4)
Объявление темы урока
Ёжик вновь пришёл к нам в класс. (Приложение 5)
Он тему новую приготовил для нас.
С усердием Ёжик будет учить,
Как же нам все задачи решить
Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.
- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (работа в группе) (Приложение 6)
(Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.
У нас получились разные варианты.
- А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)
- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)
- Какую цель ставим?
Узнать.
Что такое задача?
- Итак, у нас в гостях Ёжик. Он отравляется в сад со своей подружкой Машенькой собирать яблоки. Они уже нашли и положили в корзину 4 яблока. Затем нашли ещё 2 яблока. Сколько всего яблок нашли Ёжик и Машенька? (слайд 7)
Это ЗАДАЧА
Кто сможет повторить текст задачи?
- Что нам известно? Что нужно узнать?
- Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это нам известно. (слайд 8)
Это УСЛОВИЕ.
- Что нам нужно узнать? Что мы не знаем? (Сколько всего яблок?).
Это ВОПРОС.
- В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.
- Будем решать задачу: надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)
- Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить), (появляется знак “плюс”)
- Сколько же получится?
4+2=6. Это РЕШЕНИЕ
- Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)
Это ОТВЕТ
- Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.
- Физкультминутка под музыку (слайд 9)
Первичное закрепление.
- работа в парах
- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей. (Приложение 6)
-Что вы решили? Назовите задачу.
Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)
- Решите задачу, запишите решение и ответ.
- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).
- работа по учебнику
С. 80 №1
Прочитайте задачу.
- Назовите условие задачи. Что известно?
- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?
- Прочитайте решение задачи.
- Почему её так решили?
Назовите ответ.
К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:
УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ
Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.
Закрепление
- Составить задачу по решению и ответу (слайд 10)
- Составить задачу по схеме (слайд 11), составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.
- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач по рисунку и запись решения.
- Работа в группах:
соедини части задачи с их названиями (Приложение 7)
- Взаимопроверка
- Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить. (Приложение 8)
Повторение
с. 81 №5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.
У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Самооценка.
с. 81 №6 Работа выполняется по “цепочке”.
- Работа в тетради
- с.22 №1, № 2, №3.
Индивидуальная работа (Приложение 9)
Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.
Итог урока
- Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.
Уметь:
- сравнивать;
- исследовать;
- рассуждать;
- решать;
- группировать;
- анализировать,
- работать в группе, паре.
Знать:
- понятие “задача”;
- части задачи;
Подведем итог урока:
Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)
- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)
- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)
Литература.
- Математика. Учеб. для 1кл. нач. шк. В 2ч. Ч.1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В.Степанова.- 6-е изд. – М. :Просвещение, 2010.
- Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М.И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.
- Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику М.И. Моро и др. /сост. Г.А. Зайцева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999.
- Фефилова Е. П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 1кл. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2006.