Третье склонение имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (233 кБ)


Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Знания: дать определение 3 склонению имен существительных.
  2. Понимание: узнавать среди других склонений.
  3. Применение: выполнять задания и выбирать из них существительные 3 склонения, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.
  4. Анализ: сравнивать 3 склонение существительных с 1 и 2 склонением.
  5. Синтез: называть свойства существительных 3 склонения.
  6. Оценка: сравнивать материал о склонении имен существительных в системе знаний об имени существительном.

Планируемые результаты:

  • предметные: познакомятся с 3 склонением имен существительных;
  • личностные: научатся анализировать имена существительные, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.
  • УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин “третье склонение”.

Регулятивные: развивать умение определять склонение имен существительных в косвенных падежах, уметь анализировать собственную деятельность на уроке;

Коммуникативные: развивать внимание , память, логическое мышление, уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о выборе склонения;

Личностные: воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Технические средства обучения:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • СD-диск с презентацией к уроку.

Учебник:

  • “Русский язык”. 4 класс.Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
  • Сигнальные карточки, конверты с набором карточек со словами.

 Ход урока

1). Орг. момент. - приветствие. - эмоциональный настрой

- Ребята!. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.

Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

2). Проверка домашнего задания.

 с.96 упр.57

 - Что значит просклонять имена существительные?

- К какому склонению относятся эти существительные?

3) Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

Чистописание.

Ж ж Жа жа Же же Жи ж и аж еж иж

Ш ш Ша ша Ше ше Ши ши аш еш иш

 4) Словарная работа. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Презентация.

(на слайде картинки из словаря. Записать их в тетрадь и определить склонение)

Дорога,корова, автобус, картофель, лопата, кровать, орех, морковь, тетрадь

- Назовите имена существительные 1 склонения.

- Назовите имена существительные 2 склонения.

- Определили вы склонение слов морковь и тетрадь?

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

5) Работа с учебником страница 98.

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

6) Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью слайда из презентации.)

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

7) Первичное закрепление.

Работа по учебнику

с.98, упр.61.

 - Как будите искать однокоренные существительные?

- Проверка.

8) Физкультминутка.

Игра “Доскажите словечко.”

Если существительное 1-го склонения – хлопки. Если существительное 2-го склонения – прыжки. Если существительное 3-го склонения – приседания.

а)

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это .... .  (Белка.)

б)

Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это ... .(Еж.)

в)

По ночам во  мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за шутка я?  ... .   (Кровать.)

г)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, .... .   (Карандаш.)

д)

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? .... .   (Палатка.)

е)

Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.  (Гармонь.)

ж)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по-ним сумей-ка!
Можешь нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)

з)

Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается.   (Собака.)

и)

В воде купался,
но сух остался.  (Гусь.)

к)

Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней. (Книга.)

9) Слайд в презентации.

- Выпишите лишнее слово. Работа малыми группами.

Стена, сверло, озеро;

скворец, парта,звонок;

ракета, баран, конфета;

автобус, ночь, печь;

девочка, папа, стол;

осень, книга, школа.

10). Контроль ЗУН.

Тестирование (Тест у каждого. Можно подойти к сильным учащимся, если не знаешь сам.)

1. Выбери правильный ответ:

Склонение определяем:

а) по числам, падежам;

б) по падежам, окончаниям;

в) по роду,окончанию.

2. Вставь нужную цифру:

а)....скл. м.р.,ж.р. -а,-я

б).....скл. м.р., с.р. -о, -е

в) .....скл ж.р. - с ь

3. Выбери правильный ответ:

Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в

а) р.п. мн.ч.

б) и.п. мн.ч.

в) и.п. ед.ч.

4. Укажи склонение:

  • степь.....
  • поле......
  • пустыня....

Укажи падеж

  • кем? чем? .......
  • кому? чему?....
  • о ком? o чём?.......

11) Домашнее задание. с.99, упр.63.

 12) СЛАЙД

Рефлексия (итог урока)

 - С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

Продолжите предложение:

  • Я выполнил правильно:
  • Я доволен своей работой, потому что:
  • Я допустил ошибку:

Расскажите об этом:

1. Это я знаю и могу выполнить:

2. Этого я ещё не знаю (не умею):

Выставление отметок.

Спасибо за урок.