Цель урока:
- Познакомить учащихся с русскими народными песнями и их видами.
- Разучить и исполнить с учащимися русскую народную песню “Посмотрите как у нас, да в мастерской”
Задачи:
- развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;
- воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальные инструменты: баян, ложки, бубен, треугольники.
Художественно-педагогическая идея урока: На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
1. Исполнение.
2. Слушание.
3. Работа над новым материалом.
4. Игра на музыкальных инструментах.
IV. Итог урока. Рефлексия урока.
Методы и приемы:
- словесно-индуктивный (беседа);
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
- наглядно-слуховой;
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
- Русская народная хороводная песня” “Тут-то нам побыти”,.
- Русская народная песня “Ой, да пошли, девки”.
- Русская народная хороводная песня “Посмотрите как у нас, да в мастерской”
Наглядный материал: Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольники, трещотки.
Оборудование урока: Баян. Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Под русскую народную песню “Тут-то нам побыти”, в исполнении учащихся ансамбля “Жемчужина” МКОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.
Учитель: Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.
II. Сегодня у нас в гостях русская народная песня.
Учитель исполняет (без сопровождения) р.н.п. “Ой, да пошли, девки”.
Ребята! Сейчас прозвучали 2 песни. Прошу вас ответить на вопросы:
1. Что их объединяет?
2. Как вы думаете, какие они композиторские или народные?
Ученики: Слова и музыку сочинил народ. Они напевны и лиричны, исполняются первая с сопровождением, а вторая без сопровождения.
Учитель: Верно, это народные песни, первая называется “Тут-то нам побыти”, вторая “Ой, да пошли, девки”.
III. Русская народная песня сопровождает нас всю жизнь. Она помогает в горе и радости, в труде и на отдыхе. Поэтому сформировались виды народных песен, некоторые из них перед вами:
1. Трудовые;
2. Хороводные;
3. Свадебные;
4. Былина;
5. Исторические;
6. Протяжные лирические;
7. Городские песни;
8. Частушки.
- Какие виды народных песен вы можете назвать?
- А к какому виду можно отнести, исполненные мною и ребятами, песни?
- Что можно под них делать?
Правильно, ребята, можно водить хоровод.
Русская народная песня самобытна, красочна. Исполняется, как вы наверное обратили внимание, без музыкального сопровождения или с сопровождением. Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?
Ученики: Ложки, бубен, треугольники, трещотки, баян.
Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много лет именно на территории нашего края, “Посмотрите как у нас, да в мастерской”. Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и артикуляционный аппарат.
Исполнение попевки “Андрей-воробей”.
А теперь внимание песня (разучивание).
Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.
При усвоении мелодии и темпа песни можно стоя исполнить (вчерновую) русскую народную песню “Посмотрите как у нас, да в мастерской”.
IV. Итог урока:
Ребята, вы молодцы! Очень хорошо поете.
- Скажите, как называются песни, которые сочинены и исполнены народом?
- А кто может назвать виды народных песен?
- А кто из вас слышал частушки?
И сейчас мы их послушаем вместе. Спасибо, ребята, я очень рада, что работала сегодня с вами!
Рефлексия урока.
- Узнали ли вы что-то новое на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было наиболее трудным?
- Покажите какое у вас настроение после урока.
В исполнении ансамбля “Жемчужина” звучат “Частушки”, учащиеся выходят из класса.