Разучивание русской народной песни "Посмотрите, как у нас да в мастерской"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (959 кБ)


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с русскими народными песнями и их видами.
  • Разучить и исполнить с учащимися русскую народную песню “Посмотрите как у нас, да в мастерской”

Задачи:

  • развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;
  • воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
  • формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальные инструменты: баян, ложки, бубен, треугольники.

Художественно-педагогическая идея урока: На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Основная часть:

1. Исполнение.

2. Слушание.

3. Работа над новым материалом.

4. Игра на музыкальных инструментах.

IV. Итог урока. Рефлексия урока.

Методы и приемы:

  • словесно-индуктивный (беседа);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
  • частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
  • наглядно-слуховой;
  • метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
  • создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Музыкальный материал:

  • Русская народная хороводная песня” “Тут-то нам побыти”,.
  • Русская народная песня “Ой, да пошли, девки”.
  • Русская народная хороводная песня “Посмотрите как у нас, да в мастерской”

Наглядный материал: Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольники, трещотки.

Оборудование урока: Баян. Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Под русскую народную песню “Тут-то нам побыти”, в исполнении учащихся ансамбля “Жемчужина” МКОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.

Учитель: Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

II. Сегодня у нас в гостях русская народная песня.

Учитель исполняет (без сопровождения) р.н.п. “Ой, да пошли, девки”.

Ребята! Сейчас прозвучали 2 песни. Прошу вас ответить на вопросы:

1. Что их объединяет?

2. Как вы думаете, какие они композиторские или народные?

Ученики: Слова и музыку сочинил народ. Они напевны и лиричны, исполняются первая с сопровождением, а вторая без сопровождения.

Учитель: Верно, это народные песни, первая называется “Тут-то нам побыти”, вторая “Ой, да пошли, девки”.

III. Русская народная песня сопровождает нас всю жизнь. Она помогает в горе и радости, в труде и на отдыхе. Поэтому сформировались виды народных песен, некоторые из них перед вами:

1. Трудовые;

2. Хороводные;

3. Свадебные;

4. Былина;

5. Исторические;

6. Протяжные лирические;

7. Городские песни;

8. Частушки.

  • Какие виды народных песен вы можете назвать?
  • А к какому виду можно отнести, исполненные мною и ребятами, песни?
  • Что можно под них делать?

Правильно, ребята, можно водить хоровод.

Русская народная песня самобытна, красочна. Исполняется, как вы наверное обратили внимание, без музыкального сопровождения или с сопровождением. Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?

Ученики: Ложки, бубен, треугольники, трещотки, баян.

Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много лет именно на территории нашего края, “Посмотрите как у нас, да в мастерской”. Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и артикуляционный аппарат.

Исполнение попевки “Андрей-воробей”.

А теперь внимание песня (разучивание).

Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.

При усвоении мелодии и темпа песни можно стоя исполнить (вчерновую) русскую народную песню “Посмотрите как у нас, да в мастерской”.

IV. Итог урока:

Ребята, вы молодцы! Очень хорошо поете.

  • Скажите, как называются песни, которые сочинены и исполнены народом?
  • А кто может назвать виды народных песен?
  • А кто из вас слышал частушки?

И сейчас мы их послушаем вместе. Спасибо, ребята, я очень рада, что работала сегодня с вами!

Рефлексия урока.

- Узнали ли вы что-то новое на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было наиболее трудным?

- Покажите какое у вас настроение после урока.

В исполнении ансамбля “Жемчужина” звучат “Частушки”, учащиеся выходят из класса.