Тема урока "Путешествие по Черному морю"

Разделы: География


Цель: сформировать представление о прошлом, будущем и настоящем Чёрного моря.

Задачи: расширить кругозор учащихся, их знания о Чёрном море через исторические события, литературные произведения, репродукции картин выдающихся художников. Воспитание чувства гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине.

Оборудование.

1. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация “Природа Чёрного моря и его обитатели”.

2. Репродукции картин моренистов: Айвазовского И.К., Щедрина С.Ф., Мордвинова А.Н., Даль И.Х., Чернецова Г.Г., Алексеева Ф.Я.

Ход урока

Ученик (ведущий) читает стихотворение:

К воде спустился тихий вечер
Морскую гладь не всколыхнет
Уснувший, утомленный ветер.
Все тихо, рыба не плеснет.
Не крикнет чайка в отдаленье.
Природа в сон погружена.
При мягком лунном освещенье
Волшебной кажется она.
И звезды в небе синем, тёмном
Мерцают, светятся, горят.
И, отражаясь в глади моря.
Между собою говорят.

Учитель (или ученик):

Море прекрасно и любое время суток Оно обладает какой-то неведомой силой притяжения и манит к себе любого человека. С незапамятных времен люди со всех концов света стремились к этому удивительному утолку нашей планеты, который одаривает человека здоровьем и вызывает у него бурю чувств. Ребята, а какие чувства вызывает у вас море?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель:

Все эти чувства можно объединить в одно понятие любовь. Именно любовь к Черному морю с незапамятных времен находило свое отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов, в сочинениях эпоса и фольклора. Многие художники писали морс, но был среди них один, который все свои картины посвятил нашему Черному морю.

- Кто он? Кто назовет этого художника?

Какие его картины вы знаете?

(Демонстрируются репродукции картин Айвазовского).

Учитель:

Изучением уникального Черноморскою бассейна занимались такие древнегреческие учёные, как Геродот, Эрастофен, Полибий и др., римские географы Помпоний Мела. Плиний Старший и др. Они жили 3-4 тыс. лет назад. В их работах были не только результаты наблюдений, но и рассуждения о происхождении Чёрного моря. Надо учесть, что в те времена преобладали мифические представления о Земле. В результате появлялись легенды. По мнению этих великих мужей, наше море родилось 4 тыс. лет назад до нашей эры.

Это лишь малая часть истории Чёрного моря, но за это время оно успело сменить несколько названий. Мы знаем наше море как Черное. А какие названия оно носило раньше?

Ученики:

Аксинское, Скифское, Русское, Эвксинское, Синее, Святое, Понт и др.

Учитель:

В 1 в н.э. римский географ Помпоний Мела писал: “Очертания Понта напоминают сильно изогнутый скифский лук. Море отличается малой глубиной, суровым нравом, туманами, крутыми непесчаными берегами. Заливы редко встречаются. Понт омывает страны, от которых дуст северный ветер, и от ветра море волнуется и кипит”.

(Презентация).

Ученик:

Туча небо покрывает
Потемнело. Вдруг завыл,
Загудел и поднимает
Ветер водяную пыль.

Туч громады то и дело
Свирепеют тут и там.
Молнии разящей стрелы
Вонзаются в бока волнам.

Над морем вихри закружили.
И загремел раскатный гром.
Следом тучи разгрузились
Сильным ливневым дождём.

Учитель:

Понт Аксинский - море суровое, негостеприимное. А во времена Геродота наше море звалось Понтом Эвксинским, т.е. морем Гостеприимным. Относительно этих названий есть интересная легенда, отрывок которой я просила подготовить.

Ученики:

“Прослышали о Тавриде в далёкой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю...” Взбунтовалось море, заштормило, подняло огромные волны. Такие огромные, что солёные брызги, пробив мрак ночи, добрались до Солнца и вызвали дождь. Над морем стоял сплошной стон и грохот. В страхе повернули эллины свои фелюги обратно Но мало кто возвратился к своим берегам. С тех пор стали греки называть это море Понтом Аксинским - Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтобы никогда не поднимали они оружия против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.

Мало ли, много ли прошло времени с тех пор... И договорились греки с горцами, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга. С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды.

И назвали греки море Понтом Эвксинским – Гостеприимным морем.

Так и повелось с тех пор: кто идёт к Чёрному морю с открытым сердцем и мирным флагом, оно всегда гостеприимное.

Учитель:

Завоеватели... Враги... А кем являются сами жители черноморскою побережья? Друзьями или врагами самого моря? Хозяевами или завоевателями? Как вы сами оцениваете поведение людей по отношению к морю?

Ученики: …

Учитель:

Как называются две самые крупные бухты Чёрного моря? (На доске карта Краснодарского края, Геленджика и др.)

Ученики:

Геленджикская, Новороссийская (Цемесская).

Учитель:

Геленджикская бухта имеет преимущество в том, что в неё не впадает ни одна река, которая могла бы загрязнить её и делать заносы дна. В начале века историк писал: “А купанья в этой бухте не имеют себе равных по всему Чёрному морю, в особенности для слабогрудных и детей”.

И в наше время бухта не потеряла своего значения. Она остаётся такой же чистой, несмотря на не очень разумное поведение людей.

(Презентация).

Ученик читает стихотворение:

Вот утро, небо осветилось.
И оживился горный кряж.
Волна лучом позолотилась.
Проснулся Геленджикский пляж.

Под солнцем первыми лучами
Шмели направились к цветам.
Деревья ветками-руками
Невольно тянутся к волнам.

Прекрасно золотое утро,
Прибой чуть слышно шелестит,
И освещённая зарею
Багрянцем бухточка горит.

Учитель:

Геленджикская бухта не так уж богата разнообразием животного мира, но животный мир Чёрного моря насчитывает 2000 разных видов животных: от самых простейших беспозвоночных до крупных морских млекопитающих. И наша задача сохранить этот земной рай. Бухта должна жить и давать жизнь своим обитателям.

А какие самые крупные животные водятся в нашем море?

Ученики:

Учитель:

На Черноморском побережье построено несколько дельфинариев. Какие ещё животные выступают там на представлениях?

Ученик:

Хорошо ли живётся дельфинам и тюленям в неволе?

Ученики:

Учитель:

К сожалению, на воле теперь дельфинов стало намного меньше, уменьшилось количество рыб как во всем море, так и в бухте. Много ли морских рыб нашего Чёрного моря вы знаете? Давайте проведём небольшую игру. Разделим доску на количество рядов в классе и будем писать названия рыб. С каждого ряда выходят по одному человеку, пишут по одному названию и возвращаются на место; затем выходят следующие и т.д. Нельзя повторять названия, написанные на доске. Побеждает тот ряд, чьи представители написали больше названий (идёт игра).

Учитель:

Следующая игра: “попробуйте узнать черноморских рыб”.

Следующая игра “попробуйте узнать (назвать) черноморские растения”.

(Презентация)

(Идёт игра)

Учитель:

Подводит итог игры.

На этом наше путешествие заканчивается.

Спасибо за урок.