В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, дошкольного учреждения, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Компоненты валеологического образования используем во всех видах деятельности: занятия, гимнастика, различные виды игр, закаливающие процедуры и т.д. В ходе работы постепенно используем здоровьесберегающие технологии: оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, гимнастика для глаз, музыкальную терапию.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляем с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями, совместные занятия для детей и родителей, круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор).
В нашем дошкольном учреждении создан клуб “Здоровичок”, проводим “Уроки здоровья для родителей”, оформлен уголок здоровья “Советы Айболита”.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Программное содержание:
1. Расширять и уточнять знания детей о строении полости рта, о культурно – гигиенических навыках.
2. Познакомить детей с причиной появления кариеса, используя микроскоп.
3. Закрепить практические умения правильности и последовательности чистки зубов.
4. Закрепить знания детей о полезной и вредной для зубов пищи.
5. Воспитывать у детей желание посещать стоматолога в целях профилактики зубных болезней, бережное отношение к своему здоровью.
Активизация словаря: стоматолог, челюсть, резец, клык, коренной зуб, эмаль, кариес, микроб.
Оборудование: индивидуальные зеркала, муляж челюстей с зубами, муляж одного зуба, бильярдный шарик, микроскоп, зубная щетка, зубная паста, ростовая кукла Волчонок, 2 плаката с изображением зубов (больного и здорового), поднос с овощами и фруктами, кондитерские изделия, молочные продукты, орехи, индивидуальные альбомы, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Входит доктор (воспитатель) в белом халате с медицинским саквояжем.
- Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я? (Врач)
- Правильно. Если вы отгадаете, что лежит в саквояже, то узнаете, что я лечу.
Задавайте разные вопросы, я буду отвечать только словами “Да. Нет”.
(Дети задают вопросы, стараясь выполнить задание.)
- Молодцы, почемучки! Вопросы задавали интересные, поэтому быстро отгадали загадку. Это зуб. (Из саквояжа достается муляж зуба.)
- Ребята, так что же я лечу? (Вы лечите зубы.)
2. Введение в тему.
Раздается плач за дверью. Появляется Волчонок Клык (ростовая кукла).
- Ой, беда! Ой, беда!
Зубки заболели!
Помогите мне скорей
Нет уж моченьки моей!
- Что случилось, Волчонок? (Утром грыз сахарную косточку и вдруг сильно заболел зуб.)
- Не плачь, Волчонок Клык, мы тебе поможем.
- Я – стоматолог – добрый друг,
Лечу зубы всем вокруг,
Даю полезные советы,
Благодарны все за это.
3. Рассматривание внешнего вида зубов с использованием муляжа челюстей.
- Ребята, сколько зубов у человека? (32 зуба.)
- Сколько зубов на верхней челюсти? (16 зубов.)
- А сколько на нижней челюсти? (16 зубов.)
- Для чего нужны зубы? (Откусывать, пережевывать пищу, для красоты, для правильной речи.)
- Посмотрите в зеркало, улыбнитесь. Все ли зубы у вас одинаковые? (Нет.)
- Действительно, зубы отличаются друг от друга. Одни (острые) служат для того, чтобы резать пищу, - это резцы. Другие (заостренные) – клыки – нужны, чтобы разрывать её. Третьи (толстые, тупые) – чтобы пережевывать. Они называются коренными зубами.
- Давайте сделаем вывод, отчего зависит форма зубов? (Форма зубов зависит от их действий.)
4. Экспериментирование.
- Зубы – самая твердая часть организма, они покрыты слоем белой эмали. Посмотрите на белый бильярдный шарик. Давайте определим его прочность. (Дети бросают, сжимают, стучат об стол.)
- Наши зубы такие же прочные. Постучите зубами.
Физминутка
Игра – эстафета “Полезное – не полезное”.
Одна команда собирает полезные для зубов продукты, а вторая те продукты, которые разрушают зубы.
5. Знакомство с кариесом.
- После приема пищи на зубах скапливается много микробов, которые питаются остатками еды, размножаются и разрушают зубы. Зубы начинают болеть, а иногда и выпадают. Микробы так малы, что глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный прибор – микроскоп. В нашей лаборатории проверим наличие микробов на зубах Волчонка. (Рассматривание микробов в микроскоп.)
- Что вы видите? (Черточки, точки, червячков, звездочки.)
- Это микробы – мельчайшие живые существа. Попав на зубы, они начинают быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов появляются дырочки в эмали – покрытии зуба. Это болезнь называется кариес.
6. Практикум “Почистим зубы”.
- Дети, а вы знаете, как уничтожить вредных микробов на зубах? (Надо чистить зубы, полоскать рот, есть фрукты и овощи.)
- Сейчас мы научим Волчонка правильно чистить зубы.
- Зубной пасты взять на щетку немного, примерно с горошину.
- Чистить стеночки зубов изнутри, а потом снаружи вниз-вверх выметающими движениями.
- Чистить верхушки зубов круговыми движениями.
- Чистить язык. Движения щетки от корня языка к кончику.
- Прополоскать рот теплой водой.
- Помыть зубную щетку и поставить её в стакан.
7. Рисование в индивидуальном альбоме.
- Дорисовать улыбку здоровому зубу и “грустное лицо” - больному, рассказать о них. (Здоровый, прочный, белый, крепкий, постоянный, непрочный, детский, молочный, желтый, больной, коренной, острый, узкий, чистый, передний, запломбированный ... ).
Дети рисуют под музыкальное сопровождение.
8. Итог занятия.
- Волчонок, теперь ты знаешь правила охраны зубов. Повторим их.
1 ребенок:
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
2 ребенок:
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
3 ребенок:
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.