Непосредственно образовательная деятельность "Сказка ложь, да в ней намек – о правах детей урок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обобщение представлений детей о своих правах.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о своих правах (право на жизнь, на имя, на любовь и заботу родителей, на образование, на неприкосновенность жилища).
  2. Развивать речь, творческое мышление. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сказочных персонажей с точки зрения соблюдения их прав.
  3. Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека, развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях.

Предварительная работа:

  1. Знакомство дошкольников с Конвенцией о правах детей.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Знакомство с моделями – символами прав детей.

Предполагаемый результат:

  • Дошкольники различают и называют права детей, пользуясь символами, обозначающими эти права.
  • Дети замечают ситуации сказок, в которых нарушены права.
  • Дети активно участвуют в разговоре о своих правах и обязанностях.
  • Дошкольники составляют небольшие рассказы о своём будущем семейном доме по модели.

Оборудование: знаки – символы “Права детей”, мольберт, панно “Птица счастья”, перья для птицы, аудиозапись песни “Родительский дом” В. Шаинского, песни “Большой хоровод”, кружки красного и синего цвета, перфокарта, иллюстрации к сказкам, фонарики с изображением символа права, фломастеры, салфетки.

Ход НОД

Дети находятся в группе. Воспитатель включает музыку “Большой хоровод”.

Ребята, у меня есть интересная игра “Домики”, я приглашаю вас со мной поиграть. Вставайте в хоровод, повторяйте вместе со мной движения и помогайте придумывать слова.

Игра “Домики”

Дин-дон, дин-дон! На слово “ дин” дети поднимают руки над головой указательным пальцем вверх. “Дон”– роняют руки вниз.
Мы построим себе …. дом. указывают на себя, затем ставят кулачки друг на друга и изображают руками крышу над головой.
Удивительный народ Ставят руки на пояс, качают головой вправо и влево.
В каждом домике живет Изображают руками крышу над головой.

Назовите себя по имени, кто в этих уютных домиках живёт?

– Как замечательно, что у каждого из вас есть имя, есть свой дом, где вас любят и о вас заботятся, здорово, что все вы ходите в детский сад и умеете дружить.

На экране появляются знаки-символы  “Права детей”.

– Скажите, а смогут люди быть счастливыми, если все начнут называть друг друга обидными прозвищами, проникать в чужие дома, обижать слабых и запретят детям получать новые знания?

– Сегодня мы с вами поговорим о том, что помогает людям не допустить такого беспорядка, и что помогает сделать жизнь детей безопасной и счастливой. Вы уже догадались, о чём пойдёт речь? (Законы, правила, Конвенция о правах ребёнка и др.) Да, вы правильно догадались. Наше занятие будет посвящено правам детей.

Выключается свет, мелькают огни, звучит сказочная музыка.

– Ребята, мы с вами оказались в какой-то сказке. Значит, здесь понадобилась наша помощь. Посмотрите вокруг. Вы ничего необычного не заметили?

В это время на мольберте появляется панно “Птица счастья”.

– К нам из сказки прилетела птица счастья. Каждое перо этой птицы может принести человеку счастье и поможет выручить из беды. Вы заметили, что в хвосте птицы многих перьев не хватает, значит, она их отправила на помощь сказочным персонажам, а они где-то потерялись, птица не может лететь дальше. Что делать?

Дети предлагают варианты и приходят к выводу, что ей надо помочь.

Я тоже так думаю, сто ей надо помочь. Но мы сможем ей помочь, если найдём её перья и выручим из беды сказочных героев. Как вы думаете, помогут ли нам наши знания о правах?

Дети находят перо.

“Злой колдун назвал детей обидными прозвищами и они оказались заколдованы”.

– Какое право детей нарушил этот злой колдун? (“Каждый ребёнок имеет право на имя”.)

На экране появляется символ этого права.

 

– Для чего ребёнку иметь имя? Что будет с человеком, если называть его обидными прозвищами? (Ответы детей.)

Игра “Назови ласково”.

– Злой колдун заколдовал девочку (мальчика) по имени ……. Расколдуем её, назовём её ласково по имени.

– Как нужно обращаться к мальчикам и девочкам, чтобы не нарушать их право на имя?

Воспитатель возвращает перо птице.

(Звучит музыка.)

– Вы слышали? Посмотрите внимательно вокруг, не видно ли ещё пера?

Дети находят перо.

Воспитатель читает: “Снежная королева проезжала по лесу, и заморозила своим ледяным дыханием маленьких птенчиков”

– Какое право птенчиков нарушила Снежная королева? (“Каждый ребёнок имеет право на жизнь”.)

– Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”?

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? Научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Птенец”.

Упражнение “Птенец”.

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни! А кто подарил вам жизнь?

Дети отвечают: родители. Звучит музыка.

Дети находят перо.

Воспитатель читает: “Гуси-лебеди хотят похитить и унести Иванушку Бабе Яге”.

– Какое право Иванушки нарушают гуси-лебеди? (“Каждый ребёнок имеет право на любовь и заботу родителей”.)

Здесь растут не простые деревья, а семейные.

Есть на земле волшебный сад.
В этом саду деревья стоят,
У каждого дерева имя своё,
Семейным, ребята, зовётся оно.

Мы поможем Иванушке спрятаться в саду от гусей-лебедей, если каждый из вас вырастит дерево своей семьи.

Упражнение “Семейное дерево”.

Кружками синего цвета мы будем обозначать членов семьи – мужчин: это – папа, сын, брат, дедушка. А красными кружками обозначим бабушку, дочь, маму или сестру.

– Семейные деревья будут хорошо расти, если их поливать пословицами о семье.

Вы знаете такие пословицы?

– О чём подсказало нам семейное дерево?

– Глядя на свои семейные деревья, помогите мне продолжить предложение:

  • Семья ребёнку нужна для того, чтобы….
  • В семье ребёнок заботится о ……
  • Семья будет счастливой, если …..

Физкультминутка (текст сопровождается соответствующими движениями тела под музыку “Родительский дом”).

Если в семье уважают права друг друга, то семейное дерево вырастает крепким и сильным. Покажем, как растёт семейное дерево. Сначала оно пускает корни, это наши бабушки и дедушки. Укрепляется ствол дерева, тянутся к солнышку его ветки– наши родители. У родителей растут детки– листочки. Если семейное дерево крепкое, ему не страшны бури и ураганы, ведь корни поддерживают его, а листочки – дети дарят свою любовь , заботу и нежность веткам и корешкам дерева.

Замечательные у нас выросли семейные деревья.

Наши деревья укрыли Иванушку от гусей лебедей, он домой поспешил. А на что должен быть похожим семейный дом, чтобы и детям и взрослым было в нём хорошо. Выберите символ семейного дома и расскажите, какой бы дом вы выбрали для своей семьи.

Моделирование образа дома для своей будущей семьи.

– Подумайте и выберите, какой образ дома подойдёт для вашей будущей семьи, чтобы в ней не нарушались права детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать модель дома-семьи: дом-коттедж, дом-подсолнух, дом – гнёздышко, дом-парусник ит.д. и фигурки схематично изображающие папу, маму, бабушку, дедушку, девочку, мальчика, домашних животных.

Дети моделируют под аудиозапись песни “Родительский дом” В. Шаинского.

Расскажите, что обозначает ваш символ, и какие права будут защищены в вашем доме?

Примерные ответы детей:

  • Я выбрал кораблик. Под счастливыми парусами отправится в будущее наша семья: я моя жена и двое детей. Мы будем жить дружно, любить друг друга и никого не оставим за бортом.
  • В уютном гнёздышке расположилась наша семейка. Я и мама будем заботиться обо всех. Мы будем жить радостно, счастливо, долго.
  • Моя семья будет похожа на подсолнечник – солнечный и счастливый. Нас будет много, как семечек, и мы все будем дружить. Нам будет ярко светить солнце.

– Мы помогли Иванушке, какое право нам помогло защитить Иванушку? Можем вернуть Птице её перо.

Дети находят следующее перо Птицы Счастья.

Воспитатель читает: “Лиса выгнала зайчика из домика”.

– Какое право Зайца нарушила Лиса? ("Право на неприкосновенность жилища".)

Конечно, никто не может выгнать ребёнка из дома и заставить его жить на улице.

А в каких сказках ещё нарушается это право?

Помогите определить те сказки, в которых нарушено право на жилище, где герои оказались без дома или в их дом кто-то пытался ворваться.

Работа с перфокартой. (Приложение.)

Соедините синей линией фрагменты сказок, в которых нарушено право на жилище.

Проверка: 1 ребёнок называет сказки, которые он отметил.

Всем этим героям обязательно помогут. Ведь у них есть право на жилище.

Последнее перо мы сможем вернуть Птице счастья, если отгадаем загадку:

Отгадайте, что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Носит ключик золотой?
Он по городу гулял,
В школу так и не попал.
(Буратино.)

– О каком праве забыл Буратино?

– Почему Буратино не сумел попасть в школу?

– Как бы повёл себя Буратино, если бы знал о праве детей на образование?

Проигрывание сказочной ситуации.

Воспитатель предлагает детям разыграть ситуацию: Буратино идёт с азбукой в школу. Прохожий предлагает ему променять азбуку на билет в цирк и не ходить в школу. Буратино отстаивает своё право на образование. Зрители оценивают правильность поступка аплодисментами.

– Все перья сказочной птицы счастья на месте. Теперь она сможет лететь дальше и помогать детям и сказочным героям защищать их права. На прощание Птица счастья приготовила для вас игру с волшебными фонариками.

Игра “Определи право”.

У вас есть волшебные фонарики с символами по правам детей. На экране вы увидите иллюстрацию из сказок, по сигналу “Раз, два, не зевай, что за право, угадай!”, нужно будет поднять тот фонарик, где изображён символ права ребёнка, соответствующий этой сказке.

  • Ребёнок в колыбели. (Право на жизнь, право на имя.)

  • Три Медведя, Теремок. (Право на неприкосновенность жилища.)

  • Маша и Медведь. (Право на любовь родителей.)

  • Вовка в тридевятом царстве. (Право на образование.)

– Молодцы, я вижу, что вы знаете свои права, умеете ими пользоваться и знаете, как себя вести, чтобы не нарушать права других детей.

Рефлексия.

Птица счастья приготовила для вас пёрышки. Если сегодняшняя встреча с птицей счастья была для вас полезной, возьмите оранжевое перо, а если её задания показались вам сложными, возьмите жёлтое перо.

В чем ты увидел пользу сегодняшней встречи с птицей счастья? Какие задания для тебя показались трудными?

Давайте помашем этими перьями Птице счастья на прощание.

Ребята! Я думаю, что вы сегодня захотите рассказать своим родителям об этой встрече с птицей счастья и о новых правах. Я предлагаю вам дома с родителями найти и прочитать сказку, где нарушено право на жилище, на любовь и заботу родителей, нарисовать рисунок и принести на выставку. У меня есть маленькая подсказка: эта сказка про мальчика необычного роста.

Звучит музыка “Большой хоровод”.