Цели:
Образовательные:
- повторение, систематизация знаний по теме “Основные положения МКТ”;
- формирование навыков решения типовых задач по данной теме.
Развивающие:
- формирование познавательного интереса к физике
– через использование информационных технологий;
– с помощью использования принципа историзма; - развитие практического мышления
– через использование полученных теоретических знаний для решения задач; - расширение кругозора.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, активности, любознательности;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание самодисциплины и точности мышления, ответственности за результат своего труда.
Необходимое оборудование:
- персональный компьютер;
- проектор;
- компьютерная презентация “Основные положения МКТ”;
- карточки с текстами задач к уроку;
- программированные задания;
- индивидуальные рейтинговые карты;
- таблица Менделеева.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Учитель оглашает эпиграф урока, озвучивает цели урока. Приложение 1. (Слайд 2, 3)
У учащихся на столах тексты задач к уроку, программированные задания, индивидуальные рейтинговые карты.
Учитель: На сегодняшнем уроке каждый из вас будет работать на свой рейтинг. Фиксируя свои успехи в индивидуальных рейтинговых картах. (Приложение 2) Каждый правильный ответ 1 балл в вашей карте, самостоятельное решение задач 3 балла, с подсказками учителя 1 балл, выполнение программированных задач без помощи тетради 2 балла, с помощью тетради 1 балл. В конце урока карты сдаются учителю. В конце урока мы выявим лучшего знатока МКТ и вручим ему медаль “Влюбленный в МКТ”, а также победитель получит сладкий приз.
Еще одно правило нашего урока: сегодня мы неоднократно будем пользоваться таблицей Менделеева и давайте договоримся, что при каждом обращении к данной таблице мы будем называть какое-нибудь достижение Д.И.Менделеева перед наукой и не только химией! Ведь наш великий соотечественник прославился своими открытиями и в физики!
2. Вопросы, вопросы, вопросы… (Слайд 4–6)
За каждый правильный ответ 1 балл в карту. (Ответившие учащиеся в своих рейтинговых картах выставляют баллы.)
- Кому принадлежат слова: “Различие всех предметов зависят от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке”.
- Назовите основные положения МКТ.
- Какие опытные данные подтверждают эти положения?
3. Калейдоскоп формул, величин, определений.
У вас на столах лежат, программированные задания (Приложение 3), каждая карточка состоит из трех пунктов: А – понятие, Б – определение этих понятий, В – расчетная формула или численное значение, а также единица измерения. Вы должны из трех пунктов составить один текст, для каждого понятия. Если задания выполняются без помощи тетради 2 балла, с помощью тетради 1балл. (После выполнения задания учащиеся с помощью Слайдов 7–8 проводят самопроверку, подсчитывают баллы и выставляют их в карты.)
4. Найди ошибку! (Слайд 9–11)
Учащимся предлагаются ошибочные ответы абитуриентов на вступительных экзаменах, необходимо объяснить, в чем ошибка, и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ 1 балл.
- Броуновское движение – это движение молекул, которое впервые наблюдал в микроскоп английский ученый Р.Броун (суть броуновского движения состоит в том, что очень мелкая твердая частица, взвешенная в жидкости, совершает беспорядочное движение. Броун в 1827 году наблюдал в микроскоп движение этой частицы, а не движение молекул, не видимых в микроскоп.)
- Относительная молекулярная масса – это масса одной молекулы данного вещества. (Относительная молекулярная масса величина безразмерная, масса молекулы измеряется в килограммах.)
- В одном моле жидкости молекул больше чем в одном моле твердого тела. (В одном моле любого вещества находится одинаковое число молекул, это число равно постоянной Авогадро Na>=6*1023 моль -1.)
5. Вихрь задач. (Слайд 12)
На доске решают задачи с нечетными номерами (Приложение 4), в рейтинговой карте с четными номерами оценивая себя самостоятельно по 3-бальной шкале. Решающий у доски так же оценивает себя и ставит баллы в карту с пометкой “работа у доски” (в процессе работы учащиеся пользуются “таблицей Менделеева”, после этого учитель обращает внимание учащихся на достижения и открытия сделанные Д.И.Менделеевым) (Слайд 13–16)
Подведение итогов
Подсчет личного рейтингового балла, выявление лучшего знатока МКТ с вручением медали “Влюбленный в МКТ” и сладкого приза. (Слайд 17)
Рефлексия. (Слайд 18)
Итог урока. (Слайд 19)