Урок по теме "Основные положения МКТ"

Разделы: Физика


Цели:

Образовательные:

  • повторение, систематизация знаний по теме “Основные положения МКТ”;
  • формирование навыков решения типовых задач по данной теме.

Развивающие:

  • формирование познавательного интереса к физике
    – через использование информационных технологий;
    – с помощью использования принципа историзма;
  • развитие практического мышления
    – через использование полученных теоретических знаний для решения задач;
  • расширение кругозора.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности, активности, любознательности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитание самодисциплины и точности мышления, ответственности за результат своего труда.

Необходимое оборудование:

  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • компьютерная презентация “Основные положения МКТ”;
  • карточки с текстами задач к уроку;
  • программированные задания;
  • индивидуальные рейтинговые карты;
  • таблица Менделеева.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель оглашает эпиграф урока, озвучивает цели урока. Приложение 1. (Слайд 2, 3)

У учащихся на столах тексты задач к уроку, программированные задания, индивидуальные рейтинговые карты.

Учитель: На сегодняшнем уроке каждый из вас будет работать на свой рейтинг. Фиксируя свои успехи в индивидуальных рейтинговых картах. (Приложение 2) Каждый правильный ответ 1 балл в вашей карте, самостоятельное решение задач 3 балла, с подсказками учителя 1 балл, выполнение программированных задач без помощи тетради 2 балла, с помощью тетради 1 балл. В конце урока карты сдаются учителю. В конце урока мы выявим лучшего знатока МКТ и вручим ему медаль “Влюбленный в МКТ”, а также победитель получит сладкий приз.

Еще одно правило нашего урока: сегодня мы неоднократно будем пользоваться таблицей Менделеева и давайте договоримся, что при каждом обращении к данной таблице мы будем называть какое-нибудь достижение Д.И.Менделеева перед наукой и не только химией! Ведь наш великий соотечественник прославился своими открытиями и в физики!

2. Вопросы, вопросы, вопросы… (Слайд 4–6)

За каждый правильный ответ 1 балл в карту. (Ответившие учащиеся в своих рейтинговых картах выставляют баллы.)

  1. Кому принадлежат слова: “Различие всех предметов зависят от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке”.
  2. Назовите основные положения МКТ.
  3. Какие опытные данные подтверждают эти положения?

3. Калейдоскоп формул, величин, определений.

У вас на столах лежат, программированные задания (Приложение 3), каждая карточка состоит из трех пунктов: А – понятие, Б – определение этих понятий, В – расчетная формула или численное значение, а также единица измерения. Вы должны из трех пунктов составить один текст, для каждого понятия. Если задания выполняются без помощи тетради 2 балла, с помощью тетради 1балл. (После выполнения задания учащиеся с помощью Слайдов 7–8 проводят самопроверку, подсчитывают баллы и выставляют их в карты.)

4. Найди ошибку! (Слайд 9–11)

Учащимся предлагаются ошибочные ответы абитуриентов на вступительных экзаменах, необходимо объяснить, в чем ошибка, и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Броуновское движение – это движение молекул, которое впервые наблюдал в микроскоп английский ученый Р.Броун (суть броуновского движения состоит в том, что очень мелкая твердая частица, взвешенная в жидкости, совершает беспорядочное движение. Броун в 1827 году наблюдал в микроскоп движение этой частицы, а не движение молекул, не видимых в микроскоп.)
  2. Относительная молекулярная масса – это масса одной молекулы данного вещества. (Относительная молекулярная масса величина безразмерная, масса молекулы измеряется в килограммах.)
  3. В одном моле жидкости молекул больше чем в одном моле твердого тела. (В одном моле любого вещества находится одинаковое число молекул, это число равно постоянной Авогадро Na>=6*1023 моль -1.)

5. Вихрь задач. (Слайд 12)

На доске решают задачи с нечетными номерами (Приложение 4), в рейтинговой карте с четными номерами оценивая себя самостоятельно по 3-бальной шкале. Решающий у доски так же оценивает себя и ставит баллы в карту с пометкой “работа у доски” (в процессе работы учащиеся пользуются “таблицей Менделеева”, после этого учитель обращает внимание учащихся на достижения и открытия сделанные Д.И.Менделеевым) (Слайд 13–16)

Подведение итогов

Подсчет личного рейтингового балла, выявление лучшего знатока МКТ с вручением медали “Влюбленный в МКТ” и сладкого приза. (Слайд 17)

Рефлексия. (Слайд 18)

Итог урока. (Слайд 19)