Урок физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (271 кБ)


Представленные формы работы показывают, как учащиеся с помощью определенных последовательных действий учителя мотивируются на определенный вид деятельности, в результате которой ребята выполняют конкретные действия, развивают задуманные учителем учебные умения. Готовых знаний учитель не дает, а управляет действиями, учащиеся при этом делают выводы самостоятельно.

Презентация на уроке использована как средство наглядности, доступности и повышение интереса к изучаемому материалу. Фотографии к презентации готовила творческая группа ребят данного класса.

С помощью презентации представлены три основных компонента образовательного процесса:

  1. Информирование: получение информации учащимися.
  2. Практикум: моделирование физической задачи.
  3. Аттестация: контроль (качества, глубины, полноты) знаний, полученных учащимися на уроке.

Методы, формы и средства, с помощью которых изучался новый материал, лаконично дополняют друг друга и эффективно помогают достичь поставленных целей урока.

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать представления о плотности, способе определения данной физической величины, выяснить её физический смысл.
  • Развивающая: а) формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, в) формирование навыков работы в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: беседа, рассказ, обсуждение демонстраций, фронтальная лабораторная работа, работа в группах, работа с материалом мультимедийной презентации.

Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.

Необходимое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; интерактивная доска; учебник “Физика.7 класс”, под ред. А.В. Перышкина; план-конспект урока, презентация к уроку.

На столе учителя: материалы для демонстрации: цилиндры из сосны и пластмассы одинаковой массы, цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема.

На столе ученика: цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема, весы, мензурки с водой, деревянный брусок, гайка, картофель.

Цель считается достигнутой:

на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу для её определения и отличает её среди других;

на уровне понимания, если ученик умеет а) привести примеры плотности разных веществ, б) найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа:

  • Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3?
  • Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?

на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:

  • Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б) наименьшую массу?
  • У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?
  • Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.

Ход урока

Структурные элементы урока время  Деятельность учителя и ученика
1 Организационный момент
1 мин. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку учащихся.
2 Актуализация ранее усвоенных знаний 4 мин. Учитель задаёт вопросы классу:
· Что такое физическое тело?
· Из чего состоят физические тела?
· Какие свойства тел нам известны?
· Как определить массу тела?
· Как узнать объём тела?
· Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Какие у них свойства?
· Чем можно охарактеризовать вещество?
Ученики отвечают на вопросы.
3 Мотивация учебной работы
(работа с материалом презентации
1-2 слайд)
2 мин. Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне, представленной в презентации. Просит класс «помогите Архимеду решить задачу царя» задаёт вопрос «Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?
Ученики
отвечают
4 Постановка цели урока
(3 слайд)
1 мин. Учитель (подводит итог высказываниям): Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной и научимся её определять с помощью известных вам приборов.
5 Работа над изучением материала
(подведение к выдвижению гипотезы)
5 мин. Учитель Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует цилиндры из сосны и пластмассы, имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу:
· Что вы можете сказать об объемах тел?
· Почему, по вашему мнению, объём соснового цилиндра больше пластмассового?
Учащиеся: молекулы располагаются в сосновом бруске дальше друг от друга чем в пластмассовом, значит у этих цилиндров различное внутреннее строение.
Учитель: Задание классу: определите массы и объёмы двух цилиндров, лежащих перед вами, и предположите в чем разница их внутреннего строения.
6 Выдвижение гипотезы 2 мин. Учащиеся: объёмы равны, а массы разные, значит в единице объема разная масса вещества, разное внутреннее строение.
7 Экспериментальная проверка гипотезы 5 мин. Учитель: как в этом убедиться?
Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объёмы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.
Учитель: как определить массы и объёмы тел?
Учащиеся отвечают (массы – с помощью весов, объёмы – с помощью мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у цилиндра №1 и №2 массы в 1 см3 вещества разные.
8 Обсуждение полученной информации (вывода) 3 мин. Учитель задаёт вопросы:
· Какой результат получился при работе с цилиндром №1?
· Какой результат получился при работе с цилиндром №2?
Учащиеся отвечают и делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинакова, у разных - различная, следовательно масса 1 см3 может служить характеристикой вещества.
9 Введение понятия «плотность»
· определение
· обозначение
· формула
· единица плотности
работа с материалом презентации (4 слайд)
4 мин. Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ
Учащиеся записывают это определение и обозначение в тетрадь.
Учитель: Как рассчитать плотность вещества?
Учащиеся: надо массу вещества разделить на объём. Все записывают формулу: ρ=m/v
Учитель: в каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение? Как вы объясняете свои предложения?
Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л.и дают свои пояснения
10 Упражнения:
уровень I
(воспроизведение знаний)
Устные ответы на вопросы

уровень II
(на понимание материала)
работа с учебником (справочные материал таблица плотности различных веществ)

уровень III (на применение знаний)
работа с материалом презентации
(5-6 слайд)
5 мин. Учащиеся отвечают на вопросы:
· Что называется плотностью?
· По какой формуле плотность определяют?

· Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3?
· Чему равна масса 1 см3 свинца?

· В два сосуда хотят налить различные жидкости одинаковой массы: воды и крепкого соляного раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд, почему?
· По рисункам сравнить плотности предлагаемых тел.
11 Закрепление материала
Работа с материалом презентации в группах.
(7-9 слайд)

10 мин. Предлагаются задания по профессиям:
Столяр: 1. определить из какого дерева изготовлен брусок. 2. Какая дверь легче: дубовая или сосновая?
Токарь: Определить из какого вещества изготовлена гайка.
Повар: определить плотность картофеля. По таблице плотности определите, к какому сорту относится данный картофель?
12 Подведение итогов 2 мин. Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
· Что нового они узнали на уроке?
· Как можно помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?
Учащиеся: определить плотность вещества и посмотреть в таблицу плотности.
(выставляются оценки по итогам работы на уроке)
13 Организация работы дома.
(10 слайд)
1 мин. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику А.В. Пёрышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план ответа о физической величине «плотность».

Литература:

  1. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш «Дидактический материал по физике» – Москва: «Просвещение», 1991.
  2. Журнал «Физика в школе» №8 2008 .
  3. С.Е. Полянский «Разработки уроков по физике» – Москва: «ВАКО», 2003.
  4. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова – «Сборник задач по физике», 2002 .