Представленные формы работы показывают, как учащиеся с помощью определенных последовательных действий учителя мотивируются на определенный вид деятельности, в результате которой ребята выполняют конкретные действия, развивают задуманные учителем учебные умения. Готовых знаний учитель не дает, а управляет действиями, учащиеся при этом делают выводы самостоятельно.
Презентация на уроке использована как средство наглядности, доступности и повышение интереса к изучаемому материалу. Фотографии к презентации готовила творческая группа ребят данного класса.
С помощью презентации представлены три основных компонента образовательного процесса:
- Информирование: получение информации учащимися.
- Практикум: моделирование физической задачи.
- Аттестация: контроль (качества, глубины, полноты) знаний, полученных учащимися на уроке.
Методы, формы и средства, с помощью которых изучался новый материал, лаконично дополняют друг друга и эффективно помогают достичь поставленных целей урока.
Цели урока:
- Обучающая: сформировать представления о плотности, способе определения данной физической величины, выяснить её физический смысл.
- Развивающая: а) формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, в) формирование навыков работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: беседа, рассказ, обсуждение демонстраций, фронтальная лабораторная работа, работа в группах, работа с материалом мультимедийной презентации.
Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.
Необходимое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; интерактивная доска; учебник “Физика.7 класс”, под ред. А.В. Перышкина; план-конспект урока, презентация к уроку.
На столе учителя: материалы для демонстрации: цилиндры из сосны и пластмассы одинаковой массы, цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема.
На столе ученика: цилиндры из алюминия и латуни одинакового объема, весы, мензурки с водой, деревянный брусок, гайка, картофель.
Цель считается достигнутой:
на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу для её определения и отличает её среди других;
на уровне понимания, если ученик умеет а) привести примеры плотности разных веществ, б) найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа:
- Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3?
- Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?
на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:
- Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б) наименьшую массу?
- У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?
- Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.
Ход урока
№ | Структурные элементы урока | время | Деятельность учителя и ученика |
1 | Организационный момент |
1 мин. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку учащихся. |
2 | Актуализация ранее усвоенных знаний | 4 мин. | Учитель задаёт вопросы классу: · Что такое физическое тело? · Из чего состоят физические тела? · Какие свойства тел нам известны? · Как определить массу тела? · Как узнать объём тела? · Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Какие у них свойства? · Чем можно охарактеризовать вещество? Ученики отвечают на вопросы. |
3 | Мотивация учебной работы (работа с материалом презентации 1-2 слайд) |
2 мин. | Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне, представленной в презентации. Просит класс «помогите Архимеду решить задачу царя» задаёт вопрос «Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Ученики отвечают |
4 | Постановка цели урока (3 слайд) |
1 мин. | Учитель (подводит итог высказываниям): Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной и научимся её определять с помощью известных вам приборов. |
5 | Работа над изучением материала (подведение к выдвижению гипотезы) |
5 мин. | Учитель Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует цилиндры из сосны и пластмассы, имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу: · Что вы можете сказать об объемах тел? · Почему, по вашему мнению, объём соснового цилиндра больше пластмассового? Учащиеся: молекулы располагаются в сосновом бруске дальше друг от друга чем в пластмассовом, значит у этих цилиндров различное внутреннее строение. Учитель: Задание классу: определите массы и объёмы двух цилиндров, лежащих перед вами, и предположите в чем разница их внутреннего строения. |
6 | Выдвижение гипотезы | 2 мин. | Учащиеся: объёмы равны, а массы разные, значит в единице объема разная масса вещества, разное внутреннее строение. |
7 | Экспериментальная проверка гипотезы | 5 мин. | Учитель: как в этом убедиться? Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объёмы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты. Учитель: как определить массы и объёмы тел? Учащиеся отвечают (массы – с помощью весов, объёмы – с помощью мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у цилиндра №1 и №2 массы в 1 см3 вещества разные. |
8 | Обсуждение полученной информации (вывода) | 3 мин. | Учитель задаёт вопросы: · Какой результат получился при работе с цилиндром №1? · Какой результат получился при работе с цилиндром №2? Учащиеся отвечают и делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинакова, у разных - различная, следовательно масса 1 см3 может служить характеристикой вещества. |
9 | Введение понятия «плотность» · определение · обозначение · формула · единица плотности работа с материалом презентации (4 слайд) |
4 мин. | Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ Учащиеся записывают это определение и обозначение в тетрадь. Учитель: Как рассчитать плотность вещества? Учащиеся: надо массу вещества разделить на объём. Все записывают формулу: ρ=m/v Учитель: в каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение? Как вы объясняете свои предложения? Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л.и дают свои пояснения |
10 | Упражнения: уровень I (воспроизведение знаний) Устные ответы на вопросы уровень II (на понимание материала) работа с учебником (справочные материал таблица плотности различных веществ) уровень III (на применение знаний) работа с материалом презентации (5-6 слайд) |
5 мин. | Учащиеся отвечают на вопросы: · Что называется плотностью? · По какой формуле плотность определяют? · Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3? · Чему равна масса 1 см3 свинца? · В два сосуда хотят налить различные жидкости одинаковой массы: воды и крепкого соляного раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд, почему? · По рисункам сравнить плотности предлагаемых тел. |
11 | Закрепление материала Работа с материалом презентации в группах. (7-9 слайд) |
10 мин. | Предлагаются задания по профессиям: Столяр: 1. определить из какого дерева изготовлен брусок. 2. Какая дверь легче: дубовая или сосновая? Токарь: Определить из какого вещества изготовлена гайка. Повар: определить плотность картофеля. По таблице плотности определите, к какому сорту относится данный картофель? |
12 | Подведение итогов | 2 мин. | Учитель просит учащихся ответить на вопросы: · Что нового они узнали на уроке? · Как можно помочь Архимеду решить задачу царя о его короне? Учащиеся: определить плотность вещества и посмотреть в таблицу плотности. (выставляются оценки по итогам работы на уроке) |
13 | Организация работы дома. (10 слайд) |
1 мин. | Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику А.В. Пёрышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план ответа о физической величине «плотность». |
Литература:
- Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаш «Дидактический материал по физике» – Москва: «Просвещение», 1991.
- Журнал «Физика в школе» №8 2008 .
- С.Е. Полянский «Разработки уроков по физике» – Москва: «ВАКО», 2003.
- В.И. Лукашик, Е.В. Иванова – «Сборник задач по физике», 2002 .