Пояснительная записка.
Программа “Слушание музыки” имеет художественно-эстетическую направленность. Предмет “Слушание музыки” – музыкально-теоретическая дисциплина, направлена на музыкальное и интеллектуальное развитие ребёнка, формирует нравственную, эмоциональную стороны личности ребёнка, художественный музыкальный вкус.
Данная программа знакомит с двумя основными направлениями музыкальной культуры – классическим и народным музыкальным искусством.
Программа построена по концентрическому принципу. Темы 1-го года повторяются и во 2-м, но более углублённо и расширенно. Это позволяет повторить основные моменты в курсе ещё раз.
Новизна данной программы в синтезе трёх искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства.
Актуальность данной программы обусловлена решением тех задач, которые определены в законе “об образовании”:
– она создаёт условия для развития личности ребёнка;
– развивает мотивацию личности к познанию и творчеству;
– приобщает ребёнка к общечеловеческим ценностям;
– создаёт условия для социального, культурного и профессионального
самоуправления;
– для творческой самореализации личности ребёнка, способствует интеллектуальному
и духовному развитию личности.
Педагогическая целесообразность.
Детская психология выделяет возраст 5–6 лет как начало усвоения детьми языка чувств: взглядов, улыбок, жестов, позы, движения, интонаций голоса. Появляется большая слуховая чувствительность к музыке, они более восприимчивы к ней. Педагогическая целесообразность программы “Слушание музыки” – в формировании и развитии эмоциональной, интеллектуальной и нравственной сторон личности ребёнка на начальном этапе подготовки обучения в ДШИ. Полученные знания и навыки на уроках расширяют общий музыкальный кругозор ребёнка, помогают в его знаниях по специальности, ансамблю, хору.
“Слушание музыки” – это формирование культуры восприятия. Активное восприятие музыки – это напряжение внимания, памяти, слухового аппарата. Поэтому Цель программы – формирование у детей первоначальных навыков слухового наблюдения, анализа и умение рассказать о музыке, воспитание культуры слушания музыкальных произведений.
Курс “Слушание музыки” ставит следующие задачи:
– помочь ребёнку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность через
чувственное восприятия музыки;
– сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки;
– познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи;
– опираясь на долгосрочную память, создать “фонд” музыкальных впечатлений и
первоначальных знаний будущего слушателя, т.е. пробуждение у детей устойчивого
интереса к музыке, желание слушать и “слышать” её, получая эстетическое
удовольствие.
Программа рассчитана на два года обучения с нагрузкой 1 час в неделю для учащихся подготовительного отделения – возраст учеников 5 лет и один год обучения для учеников возраст 6 лет (со второго года обучения).
Методы и формы работы:
Данная программа создавалась с учётом существующих программ по “Слушанию музыки” и включает в себя как оригинальные темы и материал, так и некоторые темы из известных программ.
При выборе форм работы и методики учитывались психико-физиологические возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Чаще урок построен в игровой форме, либо в форме рассказа-беседы. На уроках используются разнообразные игровые методы, убеждения, сравнения, классификация, метод поощрения и одобрения; творческие задания (нарисовать “музыку”, изобразить музыку движением тела, мимикой, жестами); наглядно-иллюстрированные методы (таблицы, схемы, рисунки, видеофрагменты, фото); практический показ, прослушивание записей; словесные методы (чтение литературных произведений, объяснения); привлечение жизненного опыта ребёнка. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы, творческие задания.
В образовательном процессе имеет место применение личностно-ориентированного подхода, педагогика сотрудничества, педагогика успеха.
Основными формами текущего контроля являются: наблюдение, опрос, оценивание дошкольника на уроке. Формой промежуточного контроля является урок, на котором учащиеся демонстрируют уровень полученных знаний и личные достижения. Формой итоговой аттестации является контрольный опрос, который проводится в конце каждого года обучения в форме игры-викторины.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся подготовительного отделения по окончании одногодичного, двух годичного курса по предмету “Слушание музыки” должен иметь сформировавшиеся предпосылки необходимые для дальнейшего развития творческих способностей, личностного роста и дальнейшего самостоятельного самоопределения, иметь развитую эмоциональную отзывчивость, стойкий интерес к музыке и искусству, обладать умением различать жанр произведения, анализировать музыкальное произведение, иметь эстетическое отношение к окружающей действительности.
Учебно-тематический план первого года обучения.
Для большинства детей дошкольного возраста характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для знаний. Дети могут ярко, эмоционально откликнуться на музыку, воспринять её характер, настроение. В связи с возрастными особенностями малышей предпочтение отдаётся небольшим, интонационно-ярким программным пьесам с преобладанием изобразительных моментов. Двигаясь под музыку, ребёнок учится переживать её как процесс, имеющий начало развития и логическое завершение. В работе с детьми одним из ведущих является метод сравнения, “торжества и контраста” (Б. Асафьев).
Календарно-тематический план.
Приложение 1. <Таблица 1.>
Тема 1. Вводный урок. Звук. Характеристика музыкального звука.
Беседа о предмете. Звук (шумовой, музыкальный и звуки в природе). Характеристика музыкального звука: высота, длительность, окраска (тембр), громкость (динамика), регистр. Дети учатся внимательно относится к звуку, сосредотачивать на нём внимание, а также слушать тишину.
Музыкальный материал: Колокольная музыка; П. Чайковский “Детский альбом” – Утренняя молитва, В церкви, балет “Щелкунчик” – Танец феи Драже; В.А.Моцарт опера “Волшебная флейта” – Тема волшебных колокольчиков.
Тема 2. Времена года в музыке. Состояние природы разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.
Начальный период занятий наиболее сложный и ответственный для педагога, вводящего детей в мир музыки. Главные задачи начального периода – развивать наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои впечатления от окружающего мира природы, явлений времён года, смен состояний природы в течении суток. Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. Начиная слушать музыкальные фрагменты или небольшие произведения, можно предложить игру “музыкальные коллекции”, т.е. коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать ребёнку наиболее понравившиеся произведения музыки.
После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приёмов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться таблицей:
<Таблица 2.>
В качестве заданий можно предложить детям рассказать о своём любимом времени года, дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский “Времена года”; А. Вивальди “Времена года”; А.Холминов “Дождик”; Э. Григ “Весной”; И.С.Бах “Весна”; К.Дебюси “Шаги на снегу”; А. Самонов “Дыхание осени”; Э. Григ “Утро”; С.Прокофьев “Ходит месяц за лугами”.
Домашнее задание: подобрать загадки , стихи о временах года, найти картинки или нарисовать рисунки с изображением времён года.
Тема 3. Животные, птицы, рыбы в музыке.
Прежде чем начать слушать музыку, изображающую различных животных, следует провести беседу о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома питомцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землёй, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Можно обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов.
<Таблица 3.>
Для того чтобы систематизировать наблюдения: где обитают животные, птицы и рыбы и как двигаются, использовать таблицу:
<Таблица 4.>
Музыкальный материал: К.Сен-Санс “Карнавал животных”; М.Журбин “Косолапый мишка”; Д.Шостакович “Медведь”; Ф.Рыбицкий “Кот и мышь”; Д.Кабалевский “Ёжик”; Леммик “Песня птиц”; Цагерейшвили “Дятел”; Н.Римский-Корсаков Пляска золотых рыбок из оперы “Садко”.
Домашнее задание: подобрать загадки, картинки, стихи о животных, птицах и рыбах. Нарисовать своё любимое животное, птицу или рыбу.
Тема 4. Голоса музыкальных инструментов.
Рассказ о музыкальных инструментах, истории их возникновения. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов – прослушивание записей или живое исполнение учащихся и преподавателей (соло, ансамбли, смешанные составы). Игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал: С.Прокофьев – симфоническая сказка “Петя и волк”; В.Цветков – музыкальная сказка “Лесной оркестр”.
Домашнее задание: Подобрать загадки, картинки, стихи о музыкальных инструментах. Рисунки к сказке.
Тема 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.
Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшённый, увеличенный), интервалы, регистры, тембры. Для лучшего запоминания закономерностей изображения разных по характеру персонажей делается таблица:
<Таблица 5.>
Музыкальный материал: П.И.Чайковский “Баба-Яга”; А.Лядов “Баба-Яга”; М.Мусоргский “Избушка на курьих ножках”, “Гном” (из цикла “Картинки с выставки”), “Ночь на лысой горе”; А.Лядов “Кикимора”, “Волшебное озеро”; С.Слонимский “Марш Бармалея”; Р.Шуман “Дед Мороз”; Н.Римский-Корсаков Песня Деда Мороза из оперы “Снегурочка”, Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.
Домашнее задание: нарисовать фантастический персонаж, чьё изображение в музыке произвело наибольшее впечатление.
Тема 6. Движения под музыку. Различные виды маршей.
Танцы (народные, старинные, современные).
При изучении этих тем внимание детей фиксируется на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли жанров, таких как марши, танцы. Педагог показывает детям разные виды маршей – детский, игрушечный, военный, спортивный, траурный, сказочный. Изучая танцы, знакомит с наиболее известными европейскими танцами – менуэт, вальс, полька, показывает наиболее яркие образы различных национальных танцев – русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка, полонез).
При изучении танцев педагог должен показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей обратите внимание детей на характер движения и жанровые признаки танца и марша (размер, темп, ритм). Виды контроля по второй теме – музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы.
Музыкальный материал: С.Прокофьев “Марш”; И.Дунаевский “Марш футболистов”; П.И.Чайковский “Марш деревянных солдатиков”; М.Глинка Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”; Н.Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы “Снегурочка”; Ф.Мендельсон. Свадебный марш из спектакля “Сон в летнюю ночь”; П.Чайковский “Камаринская”, “Полька” (из цикла “Детский альбом”); М.Глинка. Полька; Я.Сибелиус. Грустный вальс; В.А.Моцарт “Менуэт”; М.Мусоргский. Полонез A-dur, Мазурка B-dur; А.Рубинштейн. Лезгинка из оперы “Демон”; А.Хачатурян. Лезгинка из балета “Гаянэ”.
Домашнее задание: попробовать сочинить мелодию марша, польки, мазурки, вальса.
Тема 7. Нотоносец. Расположение нот на нотоносце. Длительности нот.
Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. Основной теоретический материал начального этапа обучения нужно преподносить детям в форме сказок, игр, песен, стихов, заставляющие детей размышлять, фантазировать.
Нотный материал: Е.А.Королёва “Азбука музыки в сказках, стихах и картинках”; Н.А.Бергер “Младенец музицирует”.
Домашнее задание: придумать слова содержащие ноты и изобразить их в рисунках. Стихи, загадки, песенки о нотах. Сочинить сказку о длительностях нот.
Тема 8. Обобщающий урок.
Закрепление пройденного материала по темам: звук, времена года в музыке, животные, птицы, рыбы в музыке, сказочные персонажи в музыке, виды маршей. Танцы.
Итоговая аттестация: проводится творческая игра-викторина по пройденным темам.
Второй год обучения.
Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.
Главная задача – создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода и любовь к национальному культурному достоянию.
Календарно – тематический план.
<Таблица 1.>
Тема 1. Времена года в народном календаре.
Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю. Здесь возникнет ретроспектива к теме 1-го года обучения – “Времена года в музыке”. Можно сравнить изображение времён года в народных календарных песнях и в музыке профессиональных композиторов.
Тема 2. Зимние народные обряды и песни. Масленица.
Святки. Рождество. Масленица. Календарные даты праздников, обычаи, виды гаданий, особые приготовления к праздникам.
Музыкальный материал: колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор преподавателя). Н.Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы “Снегурочка”.
Домашнее задание: найти описание святочных гаданий, нарисовать чучело Масленицы и её проводы.
Тема 3. Весна. Обряды и песни. Веснянки.
Встреча весны. Прилёт птиц. Грачевник. Весенние заклички.
Музыкальный материал: песни-веснянки.
Домашнее задание: попробовать сочинить песню-веснянку.
Тема 4. Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, Иван Купала).
Календарные даты, обряды и ход праздников, особые приготовления. Купальские песни. Завивание берёзки, кумовление, гадание на венках.
Музыкальный материал: Купальские песни; Н.Римский-Корсаков. Хор девушек “Завью венки на все святки…”; Сцена завивания венков из оперы “Майская ночь”.
Домашнее задание: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних праздников.
Тема 5. Осень. Жатва. Осенние посиделки. Обряды и песни.
Календарные даты, начало жатвы и её ход, обряд завивания бороды. Песни.
Музыкальный материал: песни про осень, обрядовые песни.
Домашнее задание: найти стихи про осень, нарисовать осень, жатву или понравившийся обряд осенних праздников.
Тема 6. Детский фольклор.
Разновидности детского фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки, считалки.
Музыкальный материал: колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор педагога).
Домашнее задание: сочинить колыбельную песню, вспомнить и записать считалки, которые использовали во время игр.
Тема 7. Народные музыкальные инструменты.
Возникновение оркестра народных инструментов. В.В. Андреев. Особенности звучания инструментов и приёмы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.
Музыкальный материал: в качестве музыкальных иллюстраций для изучения тембров инструментов можно использовать серию “Фонохрестоматия для уроков музыки в школе” и “Фонохрестоматию по инструментоведению”.
Домашнее задание: нарисовать понравившиеся народные инструменты, найти загадки, стихи или песни про народные музыкальные инструменты.
Тема 8. Инструменты симфонического оркестра.
Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными музыкальными инструментами.
Музыкальный материал: С.Прокофьев. Симфоническая сказка “Петя и волк”; С.Важов. Песенка об оркестре; записи симфонических оркестров.
Домашнее задание: найти загадки, стихи, песенки об инструментах симфонического оркестра, нарисовать наиболее понравившийся.
Тема 9. Инструменты духового и эстрадного оркестра.
Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар.
Музыкальный репертуар: Б.Агапкин. Марш “Прощание славянки”; старинные вальсы в исполнении духового оркестра. Записи эстрадных оркестров Л.Утёсова, О. Лундстрема.
Домашнее задание: загадки, стихи, песенки об инструментах духового и эстрадного оркестра, нарисовать любимый инструмент.
Тема 10. Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские).
История названий голосов. Знакомство детей с тембрами человеческих голосов: детские (дискант), женские (сопрано, меццо-сопрано, альт), мужские (контральто, тенор, баритон, бас).
Музыкальный материал: Дискант: итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти. Сопрано: А.Алябьев “Соловей” (в исполнении Н. Обуховой); И.Штраус “Сказки Венского леса”. Сопрано лирическое: ария Снегурочки из оперы Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж.Бизе “Кармен”. Контральто: ария Ратмира “И жар, и энной сменила ночи тень” из оперы М.Глинки “Руслан и Людмила”. Тенор-альтино: ариозо Звездочёта из оперы Н.Римского-Корсакова “Золотой петушок”. Лирический тенор: песни и романсы в исполнении С.Лемешева. Лирико-драматический тенор: ария Германа “Что наша жизнь? – Игра!” из оперы П.Чайковского “Пиковая дама”. Баритон: каватина Фигаро “если захочет барин попрыгать…” из оперы В.А.Моцарта “Свадьба Фигаро”; романсы и итальянские песни в исполнении М.Магомаева, Дм.Хворостовского. Бас: ария Игоря из оперы А.Бородина “Князь Игорь”; арии, романсы и песни в исполнении Ф.И.Шаляпина.
Домашнее задание: подготовится к музыкальной викторине на отгадывание тембров голоса.
Тема 11. Виды ансамблей и хоров.
Вокальные ансамбли: дуэты, трио, квартет, квинтет. Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные). Инструментальные ансамбли: дуэты, трио, квартет, смешанные ансамбли.
Музыкальный материал: дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В.А.Моцарта “Свадьба Фигаро”; дуэт Орфея и Эвридики “Следуй за мной, дорогая…” из 3-го действия оперы К.Глюка “Орфей и Эвридика”; трио “ Не томи, родимый” из 1-го действия оперы М. Глинки “Жизнь за царя”; трио “Не томи, родимый” из действия оперы А.Даргомыжского “Русалка”; квартет оцепенения “Какое чудное мгновенье…” из1-го действия оперы М.Глинки “Руслан и Людмила”; квинтет контрабандистов из оперы Ж. Бизе “Кармен”; М.Глинка. Соната для альта и фортепиано, “Патетическое трио”; квартеты Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П.Чайковского “Пиковая дама”; хор мальчишек из1-го действия оперы Ж.Бизе “Кармен”; хор поселян из 4-го действия оперы А.Бородина “Князь Игорь”.
Тема 12. Урок-праздник “Юный слушатель”.
Закрепление пройденного материала. Проводится в форме познавательной викторины или в игровой форме.
Список используемой литературы
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – Санкт-Петер. изд. “Композитор”1997 г.
- Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.
- Бергер Н.А. Младенец музицирует.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь1 – М.,1997 г.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь 2 – М.,1997 г.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Сказка в музыке. Тетрадь 3 – М.1997 г.
- Тургенева Э., Ивановская Г. Музыкальные загадки. Москва, 1994г.
- Царёва Н.А. Слушание музыки; Методическое пособие. – М.: ООО изд. “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002 г.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 г.
- Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М., Мозаика-синтез, 2001 г.
- Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах. – Ростов-на-Дону. ООО изд. “Феникс” 2010 г.