Где чистота – там здоровье!

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о значимости чистоты для здоровья человека.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.

План.

I. Организационный момент.

а) Упражнение на развитие зрительного восприятия.

Воспитатель демонстрирует рисунок с изображением Незнайки, выдувающего мыльные пузыри.

– Сосчитать сколько мыльных пузырей получилось у Незнайки?

б) Упражнение на внимание.

Демонстрируется ряд предметов: полотенце, мыло, шампунь, зубная паста.

– Посмотрите внимательно и запомните последовательность расположения предметов. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами. “Что изменилось?”

II. Введение в тему.

Нас окружает много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Когда вы идете гулять на улицу, то о вашем здоровье заботится доктор Свежий воздух. Есть доктор Упражнение, доктор Красивая осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулый. Несколько раз в день мы едим. Пища должна быть здоровой. Об этом заботится доктор Здоровая пища. Чтобы человек не переутомлялся – об этом думает доктор Отдых. Засохли бы вокруг деревья, кусты и мы с вами не смогли бы жить без доктора Воды.

– Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)

– Зачем она это делает?

– А как другие животные ухаживают за собой? (Демонстрируются картинки – слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга, ворона купается в луже и др..)

– Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.

– Бурые медведи часто купают своих малышей. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Вспомним сказку К. Чуковского “Мойдодыр”. (Чтение отрывка стихотворения.)

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки…

– Зачем животные купаются и чистят свое тело? А зачем моется человек?

– Сейчас мы узнаем, заботитесь ли вы о чистоте своего тела. К каждому из ниже приведенных предложений нужно обвести ответ (“Да” или “Нет”), который больше соответствует вашему поведению.

1. Раз в неделю я мою все тело горячей водой с мылом.

2. Перед сном я мою ноги.

3. Каждый день я меняю носки и нижнее белье.

4. Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой.

5. Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями.

6. Я не имею привычки надевать чужую одежду и обувь.

7. Я не трогаю руками неизвестных кошек и собак.

– Посмотрите ребята, есть ли у вас ответы “Нет”? А ответы “Да”? Каких больше? Так как ответов “Да” больше, значит вы следите за чистотой своего тела, но еще недостаточно хорошо, так как есть ответы “Нет”.

О том, зачем же нужно следить за чистотой своего тела, нужно ли мыть руки – мы сегодня и поговорим. Тема нашего занятия: “Где чистота – там здоровье!”.

III. Основной этап.

– Хорошо ли быть грязнулей? (Никто не хочет дружить с грязнулей.) Грязные руки – в организме появляются паразиты. Грязная кожа – организм плохо дышит. Если рассмотреть кожу под лупой, то нетрудно заметить на ней бороздки, небольшие углубления – поры, волоски. Через поры из человеческого организма выделяются пот и сало и когда они смешиваются с грязью, то закрывают поры, мешают дыханию.

– Где больше всего скапливается грязь на теле человека? (На руках, ногах, лице, под ногтями, в складках кожи.)

Грязные руки могут служить причиной заражения разными болезнями, так как в скопившейся грязи нередко содержатся опасные микробы.

– А кто такие микробы?

Микробы – мельчайшие организмы, которые нельзя увидеть невооруженным взглядом, лишь с помощью специальных приборов.

Попав в человеческий организм, микробы размножаются, выделяют яды, которые отравляют организм. Человек заболевает.

Послушайте “ Сказку о микробах”.

Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с мусорной кучи. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: “Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи”. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

– Подумайте и скажите, что в этой сказке правда?

– Что помогает нам победить микробы? (Вода. С водой нужно дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.)

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

(Звучит музыка. Входит Мойдодыр.)

– Это кто, ребята, к нам пришел? (“ Умывальников начальник и мочалок командир”.)

Мойдодыр: Я не просто к вам пришел, я пришел загадать загадки. Слушайте!

1. Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята… (мыло).

2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Сделать чистыми могу. (Вода.)

3. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)

4. А о ком я расскажу?
Говорит дорожка –
Два вышитых конца,
Помойся ты немножко.
Чернила смой с лица,
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце.)

5. Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло.
И его не стало,
Все оно исчезло. (Мыло.)

6. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
се намокло, все измялось,
Нет сухого уголка. (Полотенце.)

– Как вы думаете, повар перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? Врач, когда приходит в дом, просит показать ему, где можно помыть руки. Чтобы не заразиться самим и не распространять болезни своих пациентов все медики не считают за труд лишний раз подставить свои руки под струю воды. Не случайно на многих языках народов мира слово “врач” означает – “человек знающий и любящий воду”.

– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Вода, мыло и чистое полотенце.)

Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

– Когда следует мыть руки? (После уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездке в транспорте.)

– Как надо правильно мыть руки?

  • Сильно намочите руки.
  • Намыливайте руки с обеих сторон.
  • Намыливайте руки между пальцами.
  • Полощите руки чистой водой.
  • Вытирайте руки насухо полотенцем.

(Сначала некоторые дети, а потом все остальные демонстрируют стадию намыливания рук.)

От простой воды и мыла.
У микробов тают силы. (Дети вместе повторяют эти слова.)

Ученые установили, что если поместить микробы на чистую кожу, то они погибают почти полностью в течение 10 минут, а если на грязную – то сохраняются.

Очень правдивая история.

Л. Яхнин.

Жил на свете мальчик странный.
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем – то с мылом,
И лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам.
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он,
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров”.
Вы мне верите?

(Диагноз – определение характера болезни на основании исследования больного.)

Бывают на свете дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: “Умойся!” – они не умываются. Когда им говорят: “Не лезь на дерево!” – они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал “Вредные советы”.

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье.
Не приведет ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, руки и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.

– Нужно ли выполнять эти советы? Почему? Как назовем человека, который выполнит эти советы?

Задание. Нарисуйте человека, который выполнил эти “Вредные советы”.

IV. Закрепление.

Инсценировка “Маша и микробы”.

(Маша спит и видит сон.)

Ведущий.

Однажды летнею порой
Вернулась Машенька домой.
Но, возвратившись с той прогулки,
Она помыть забыла руки.
Ну, а микробы тут как тут:
Свою добычу стерегут.

1-ый микроб:

Мы опасные микробы
И живем повсюду.

2-ой микроб:

Слышишь, Маша там кричит:
“Руки мыть не буду!”

1-ый микроб:

Сядет ведь сейчас за стол
С грязными руками.

2-ой микроб:

Ну, а мы уж тут как тут
Этого и ждали.

1-ый микроб:

Попадем на пищу мы
А потом и в рот.

2-ой микроб:

Там житье у нас с тобой
Славное пойдет.

1-ый микроб: Заболеет Маша скоро.

2-ой микроб: Ну, а нам и мало горя.

Ведущий.

Так микробы рассуждали
И в мыслях Машу поедали…
Не пугайтесь, это сон,
Но чему же учит он?

Маша.

Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов,
С мылом крепко подружись
И мыть руки не ленись.

(Ю. Тувим.)

Мойдодыр.

Дорогие мои дети,
Я сказать хочу еще
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще,
Я грязнуль не выношу.

V. Итог.

– Для чего нужно мыть руки? (Для того чтобы, они были чистыми, а человек здоровым. Недаром говорится: “Чистота – залог здоровья”.)

Литература

  1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни – соберут нас вместе. – Ярославль, 2002.
  2. Журнал “Начальная школа” 2002, №6.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. – Санкт – Петербург:Детство – пресс, 2000.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2003.
  5. Чуковский К.И. Мойдодыр. – Барнаул,1976.