Цель: Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.
Задачи:
- Формировать у детей представление о значимости чистоты для здоровья человека.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.
План.
I. Организационный момент.
а) Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Воспитатель демонстрирует рисунок с изображением Незнайки, выдувающего мыльные пузыри.
– Сосчитать сколько мыльных пузырей получилось у Незнайки?
б) Упражнение на внимание.
Демонстрируется ряд предметов: полотенце, мыло, шампунь, зубная паста.
– Посмотрите внимательно и запомните последовательность расположения предметов. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами. “Что изменилось?”
II. Введение в тему.
Нас окружает много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Когда вы идете гулять на улицу, то о вашем здоровье заботится доктор Свежий воздух. Есть доктор Упражнение, доктор Красивая осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулый. Несколько раз в день мы едим. Пища должна быть здоровой. Об этом заботится доктор Здоровая пища. Чтобы человек не переутомлялся – об этом думает доктор Отдых. Засохли бы вокруг деревья, кусты и мы с вами не смогли бы жить без доктора Воды.
– Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)
– Зачем она это делает?
– А как другие животные ухаживают за собой? (Демонстрируются картинки – слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга, ворона купается в луже и др..)
– Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.
– Бурые медведи часто купают своих малышей. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Вспомним сказку К. Чуковского “Мойдодыр”. (Чтение отрывка стихотворения.)
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки…
– Зачем животные купаются и чистят свое тело? А зачем моется человек?
– Сейчас мы узнаем, заботитесь ли вы о чистоте своего тела. К каждому из ниже приведенных предложений нужно обвести ответ (“Да” или “Нет”), который больше соответствует вашему поведению.
1. Раз в неделю я мою все тело горячей водой с мылом.
2. Перед сном я мою ноги.
3. Каждый день я меняю носки и нижнее белье.
4. Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой.
5. Я пользуюсь только собственными туалетными принадлежностями.
6. Я не имею привычки надевать чужую одежду и обувь.
7. Я не трогаю руками неизвестных кошек и собак.
– Посмотрите ребята, есть ли у вас ответы “Нет”? А ответы “Да”? Каких больше? Так как ответов “Да” больше, значит вы следите за чистотой своего тела, но еще недостаточно хорошо, так как есть ответы “Нет”.
О том, зачем же нужно следить за чистотой своего тела, нужно ли мыть руки – мы сегодня и поговорим. Тема нашего занятия: “Где чистота – там здоровье!”.
III. Основной этап.
– Хорошо ли быть грязнулей? (Никто не хочет дружить с грязнулей.) Грязные руки – в организме появляются паразиты. Грязная кожа – организм плохо дышит. Если рассмотреть кожу под лупой, то нетрудно заметить на ней бороздки, небольшие углубления – поры, волоски. Через поры из человеческого организма выделяются пот и сало и когда они смешиваются с грязью, то закрывают поры, мешают дыханию.
– Где больше всего скапливается грязь на теле человека? (На руках, ногах, лице, под ногтями, в складках кожи.)
Грязные руки могут служить причиной заражения разными болезнями, так как в скопившейся грязи нередко содержатся опасные микробы.
– А кто такие микробы?
Микробы – мельчайшие организмы, которые нельзя увидеть невооруженным взглядом, лишь с помощью специальных приборов.
Попав в человеческий организм, микробы размножаются, выделяют яды, которые отравляют организм. Человек заболевает.
Послушайте “ Сказку о микробах”.
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с мусорной кучи. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: “Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи”. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
– Подумайте и скажите, что в этой сказке правда?
– Что помогает нам победить микробы? (Вода. С водой нужно дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.)
Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
(Звучит музыка. Входит Мойдодыр.)
– Это кто, ребята, к нам пришел? (“ Умывальников начальник и мочалок командир”.)
Мойдодыр: Я не просто к вам пришел, я пришел загадать загадки. Слушайте!
1. Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята… (мыло).2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Сделать чистыми могу. (Вода.)3. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)4. А о ком я расскажу?
Говорит дорожка –
Два вышитых конца,
Помойся ты немножко.
Чернила смой с лица,
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце.)5. Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло.
И его не стало,
Все оно исчезло. (Мыло.)6. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
се намокло, все измялось,
Нет сухого уголка. (Полотенце.)
– Как вы думаете, повар перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? Врач, когда приходит в дом, просит показать ему, где можно помыть руки. Чтобы не заразиться самим и не распространять болезни своих пациентов все медики не считают за труд лишний раз подставить свои руки под струю воды. Не случайно на многих языках народов мира слово “врач” означает – “человек знающий и любящий воду”.
– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Вода, мыло и чистое полотенце.)
Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
– Когда следует мыть руки? (После уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездке в транспорте.)
– Как надо правильно мыть руки?
- Сильно намочите руки.
- Намыливайте руки с обеих сторон.
- Намыливайте руки между пальцами.
- Полощите руки чистой водой.
- Вытирайте руки насухо полотенцем.
(Сначала некоторые дети, а потом все остальные демонстрируют стадию намыливания рук.)
От простой воды и мыла.
У микробов тают силы. (Дети вместе повторяют эти слова.)
Ученые установили, что если поместить микробы на чистую кожу, то они погибают почти полностью в течение 10 минут, а если на грязную – то сохраняются.
Очень правдивая история.
Л. Яхнин.
Жил на свете мальчик странный.
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем – то с мылом,
И лицо мочалкой тер…
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам.
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он,
И, конечно, заболел.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным –
Будет он всегда здоров”.
Вы мне верите?
(Диагноз – определение характера болезни на основании исследования больного.)
Бывают на свете дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: “Умойся!” – они не умываются. Когда им говорят: “Не лезь на дерево!” – они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал “Вредные советы”.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье.
Не приведет ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, руки и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
– Нужно ли выполнять эти советы? Почему? Как назовем человека, который выполнит эти советы?
Задание. Нарисуйте человека, который выполнил эти “Вредные советы”.
IV. Закрепление.
Инсценировка “Маша и микробы”.
(Маша спит и видит сон.)
Ведущий.
Однажды летнею порой
Вернулась Машенька домой.
Но, возвратившись с той прогулки,
Она помыть забыла руки.
Ну, а микробы тут как тут:
Свою добычу стерегут.
1-ый микроб:
Мы опасные микробы
И живем повсюду.
2-ой микроб:
Слышишь, Маша там кричит:
“Руки мыть не буду!”
1-ый микроб:
Сядет ведь сейчас за стол
С грязными руками.
2-ой микроб:
Ну, а мы уж тут как тут
Этого и ждали.
1-ый микроб:
Попадем на пищу мы
А потом и в рот.
2-ой микроб:
Там житье у нас с тобой
Славное пойдет.
1-ый микроб: Заболеет Маша скоро.
2-ой микроб: Ну, а нам и мало горя.
Ведущий.
Так микробы рассуждали
И в мыслях Машу поедали…
Не пугайтесь, это сон,
Но чему же учит он?
Маша.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов,
С мылом крепко подружись
И мыть руки не ленись.
(Ю. Тувим.)
Мойдодыр.
Дорогие мои дети,
Я сказать хочу еще
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще,
Я грязнуль не выношу.
V. Итог.
– Для чего нужно мыть руки? (Для того чтобы, они были чистыми, а человек здоровым. Недаром говорится: “Чистота – залог здоровья”.)
Литература
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни – соберут нас вместе. – Ярославль, 2002.
- Журнал “Начальная школа” 2002, №6.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. – Санкт – Петербург:Детство – пресс, 2000.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2003.
- Чуковский К.И. Мойдодыр. – Барнаул,1976.