Цель:
– формирование у обучающихся транспортной культуры поведения, основ
безопасного поведения на улице, закрепление представления школьников о
назначении светофора и его сигналах, назначении дорожных знаков;
– формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на
понимание опасности и безопасности.
Тип занятия: развивающей направленности
Образовательные задачи:
– способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах
дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве
пешехода, знакомству с ПДД.
Развивающие задачи:
– способствовать овладению умениями выполнять правила дорожного движения,
распознавать дорожные “ловушки” – ситуации, возникающие из-за неумения
предвидеть дорожные опасности;
– формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и
укрепление здоровья;
Воспитательные задачи:
– воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер
безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и
оценке возможных опасностей;
– способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного
движения;
– воспитывать чувство ответственности за безопасность участников дорожного
движения.
Место проведения: учебный кабинет.
Время занятия 35 минут.
Оборудование и материалы: карточки по правилам дорожного движения, компьютер, мультфильм “Правила дорожного движения”, знаки ПДД, памятка по правилам ПДД, светофор.
Часть занятия | Содержание занятия | Дозиров-ка | Целевая установка | Вид УДД |
Оргмомент.
|
Сообщение темы. Вступительная беседа учителя. Сегодня наше занятие посвящено правилам дорожного движения. Знать эти правила необходимо и взрослым, и детям. На занятии мы с вами не только повторим сами правила, но и послушаем стихи, разгадаем загадки, ответим на интересные вопросы и выполним полезные задания. А поможет нам сегодня юный инспектор дорожного движения – Никита. Он знает очень много интересного о том, как надо вести себя на улице, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие. | 2 мин. | Организация учащихся на занятии. Самоопределение к деятельности. |
Регулятивные: – создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; – создание эмоционально-положительного настроя на занятие.
Личностные: Коммуникативные: |
Основное
содержание занятия |
Инсценировка “Светофор”. Выходит
ученик в форме юного инспектора дорожного движения со светофором и
читает стихи о светофоре. Вопросы к классу: Ребята, вы поняли, о чем рассказал нам юный инспектор дорожного движения Никита? (Дети отвечают) А зачем нам нужен светофор? (Дети отвечают) |
2 мин. | Актуализация знаний. | Познавательные: –поиск и выделение необходимой информации. |
Выполнение задания “Красный, желтый,
зеленый” (проводит юный инспектор дорожного движения) На доске кружки красный, желтый, зелёный, записаны слова: “Стой”, “Внимание”, “Иди” Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова с соответствующим цветом светофора. |
3 мин. | Постановка учебной задачи.
|
Познавательные: – повторение и закрепление знаний о цветах светофора – формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку выполняемых заданий.
|
|
Игра “Светофорик”. Смысловое значение игры. Дети встают со своих мест, учитель показывает круги (сигналы светофора). Условия игры: зелёный круг – шагаем на месте, желтый – хлопаем в ладоши, красный – приседаем. |
3 мин. | Познавательные: – анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный цвет светофора. |
||
Просмотр мультфильма “Правила
дорожного движения” Ответы на вопросы: – О чем рассказывается в мультфильме? – Какие выводы вы можете сделать, посмотрев мультфильм? (Дети отвечают.) |
5 мин. | Познавательные: – извлечение необходимой информации из просмотренного фильма;
Коммуникативные: Личностные: |
||
Разбор ситуаций по карточкам “Это
надо знать”. Ситуация № 1 “Не играй на мостовой”. Два друга Леша и Миша решили поиграть в мяч. Стали они его пинать на тротуаре, а он взял и выкатился на дорогу. Леша побежал за ним на дорогу. Он не видит приближающейся машины. Вопросы для обсуждения. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, побежав за мячом? Чес эта ситуация опасна для мальчика? Где можно играть в мяч? Почему? Вывод: Никакой самый дорогой и любимый мяч не стоит жизни и здоровья человека. Если мяч выкатился на проезжую часть, бежать за ним нельзя. Стоя на тротуаре, дождитесь, когда мяч остановится. Можно обратиться за помощью к взрослым. Но нельзя подвергать свою или чужую жизнь опасности из-за какой-либо вещи, даже очень дорогой. Ситуация № 2 “Переходи дорогу по пешеходному переходу”. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги. Он не видит машин и не чувствует грозящей опасности. Он невнимателен и неосторожен и может стать виновником дорожно-транспортного происшествия. Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, ребята, как нужно правильно поступить в данной ситуации? Вывод: Даже очень торопясь, нужно помнить о соблюдении мер безопасности. Не соблюдая правила дорожного движения, можно попасть в больницу, а не на встречу с друзьями. Ситуация № 3 “Где можно кататься на роликах”. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжее части. Проезжая часть предназначена для движения транспортных средств, а ролики не являются транспортным средством. Дети подвергают опасности свою жизнь и других. Обратите внимание – дети катаются без специальных средств защиты. Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, ребята, где можно кататься на роликах? Вывод: Кататься на роликах можно во дворах, в специально отведенных местах, в парках, где нет запрещающих знаков. Физкультминутка. Игра “Регулировщик”. Дети встают с мест. Постовой стоит упрямый, (Ходьба на месте.) |
10 мин. | Исследование проблемных ситуаций. | Познавательные: – построение логической цепи рассуждений; – умение разрешать проблемные ситуации. Коммуникативные: Регулятивные: Личностные: |
|
Игра “Запрещается-разрешается”. Смысловое значение игры. Учитель говорит строчки стихотворения, дети произносят слово “разрешается” или “запрещается”.
|
3мин. | Первичное закрепление | Познавательные: – установление причинно-следственных связей; Личностные:
|
|
Работа в парах с карточками “Знаки
дорожного движения”. На каждой парте карточки с изображением знаков
дорожного движения. Дается задание: объяснить что обозначает тот или
иной знак. Дети показывают знаки и рассказывают, что они обозначают. |
5мин. | Закрепление материала | Коммуникативные: – формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов); – формирование умения работать в парах и малых группах.
Познавательные: Личностные: |
|
Рефлексия. (Итог занятия.) |
Рефлексия. Обсуждение “Памятки по правилам дорожного движения”. | 2 мин. | Познавательные: – формирование умения осуществлять рефлексию деятельности.
Личностные: Регулятивные: |