Работа над формированием монологичности речи устной и письменной в преподавании русского языка и литературы всегда была и будет делом приоритетным. Сложный процесс формирования идёт на протяжении всего обучения, начиная от первоклассника и заканчивая выпускником школы, где последний должен продемонстрировать свою компетентность в написании задания части С при сдаче ЕГЭ.
Написание сочинения – рассуждения всегда вызывало у школьников ряд затруднений, связанных не только с орфографической и пунктуационной грамотностью, но и неумением сформулировать свою мысль правильно и красиво, привести примеры из различных источников или обобщить свой личный жизненный опыт.
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения должна строиться педагогом исключительно на современных методах обучения. Именно они не только развивают различные компетенции, но и способны формировать личность учащегося, давая возможность самостоятельно определить нравственные ценности, избрать гражданскую позицию, успешно социализироваться в современном обществе.
Для меня таким новым методом стал метод системно-деятельностного подхода, позволивший выстроить совершенно новую структуру деятельности учащихся. Во-первых, учащиеся могут вовлекаться в урок с первых его минут. Вникая в тему урока, выделяя ключевые слова, задумываясь над поставленным вопросом или проблемой, они тем самым искуственно подталкиваются к тем действиям, которые сами выбирают для выхода из сложившейся ситуации, нахождения ответа, решения проблемы, изучения нового материала. Во-вторых, этот метод позволяет самостоятельно оценить результат личностных, предметных и метапредметных компетенция учащихся. В-третьих, участвовать в формировании личности каждого учащегося через привлечение его к тексту, осознанному восприятию, правильной самостоятельной рефлексии, накоплению человеческого опыта.
Тексты для работы всегда стараюсь использовать именно публицистического стиля, разные по жанру, что позволяет выходить за рамки программного материала и расширять кругозор учащихся.
Задачи:
- Знать основные термины и понятия данной темы (новелла, послание; духовность, нравственность, толерантность, моральные нормы и ценности жизни).
- Учиться анализировать жанровую и стилистическую принадлежность текстов. Сравнивать и сопоставлять их идейное единство. Формировать учебный материал для подготовки к сочинению по данной проблеме.
- Совершенствовать виды речевой деятельности (чтение, говорение, письмо) и формировать правильную гражданскую и личностную позицию учащихся.
Оборудование к уроку: доска с оформленной на ней темой урока и эпиграфом; портрет Сергея Довлатова; выставки книг писателя; презентация к уроку; раздаточный материал.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен…»
Далай-Лама XI
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Самоготовность. |
II. Этап мотивации | Задание: – Прочитайте тему урока, определите свои дальнейшие действия и сформулируйте цели занятия. (Всё это поможет сделать сформированное у учащихся умение видеть ключевые слова темы). |
Примерная ЦЕЛЬ урока, которую должны поставить учащиеся: 1. Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ) 2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. Речь пойдёт о таких понятиях, как толерантность, гуманность, человеколюбие. 3. Узнать о творчестве и личности Сергея Довлатова. |
III. Проверка имеющихся знаний учащихся из разных областей науки, их кругозора, личного опыта. Работа с текстом IV. Знакомство с личностью и произведением Сергея Довлатова. Работа с текстом |
Задание: – Как вы считаете, насколько важно, чтобы люди всего мира, пусть и не считали себя родственниками и братьями, но относились бы друг к другу с любовью и уважением? – А в нашем государстве это как – то регулируется, где-то прописано? |
Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу: Россия – многонациональное государство. Необходимость толерантного отношения первостепенная. Это большая проблема не только для России, но и для других государств. Учащиеся по ходу урока должны составить опорный материал для написания сочинения – рассуждения: Проблема – актуальность – ключевые слова темы – позиция автора – примеры. Слайд 2 |
Задание: (Текст на раздаточном материале). Слайд 3 Прочитайте текст, найдите и выделите ключевые слова: В 2007 и 2008 годах в посланиях Президента Российской Федерации собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такие же важные факторы развития, как политическая и экономическая стабильность…» Текст послания может быть прочитан преподавателем или подготовленным учащимся. |
||
Вопросы по тексту: – О чём говорится в послании Президента Росси Федеральному собранию РФ? (о духовном единстве народа) – Какова идея этого послания? Назовите выделенные вами ключевые слова. – Как вы понимаете – духовное единство? – Перечислите моральные ценности и определите их значимость. – Какое значение имеет слово РАЗВИТИЕ? – Почему Президент определяет эти понятия как важнейшие факторы развития русского народа? – Насколько актуально в современное время понятие духовное единство? Какие примеры его проявления вы можете привести? |
Работа учащихся: 1. Чтение текста. 2. Осмысление. Выделение ключевых слов. 3. Запись понятий – духовное единство, моральные ценности, факторы развития. 4. Двум учащимся дано задание – найти значение выражений в словаре. Слайд 4 Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу: Это основа развития и благополучия нации, её фундамент. Актуальность первостепенной важности. |
|
Задание: (тексты печатного формата у каждого на парте для удобства работы и восприятия). Приложение 1 Прослушайте текст из книги Сергея Довлатова. Определите стиль и тип текста. Подберите примеры из текста для своего ответа. (Ситуация заставляет разделиться мнениям учащихся, и, таким образом, они пытаются обосновать свою точку зрения, приводя примеры из текста, систематизирую свои знания, применяя навыки работы с текстом, монологически обосновывать свою точку зрения). Слайд 5 – Исходя из биографической справки, определите стиль прочитанного текста. – Как бы определили жанр текста? Слайд 6 Словарная работа: Новелла (итал.)– небольшое прозаическое произведение, в котором через изображение какого-либо конфликта раскрыта сущность стороны общественных отношений. |
Текст читает либо учитель, либо заранее подготовленный учащийся. Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу: 1.Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры… 2. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст публицистический или художественный? 3. Один из учащихся заранее подготовил биографическую справку о Сергее Довлатове. (Прозаик, журналист. Один из создателей русскоязычной газеты, её главный редактор. Эмигрировал в Америку, где печатался в американских журналах). 4. Создалось противоречие – СИТУАЦИЯ ВЫБОРА – текст не похож на статью газеты – очерк. Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу: Новый жанр – новелла – можно применить к прочитанному тексту. Приводят примеры. (Конфликт – непонимание и безразличие к мыслям людей. Толерантное отношение – выход из конфликта). |
|
Вопросы: – О чём новелла? – В чём необычность сложившейся ситуации между главным героем Кеннетом Бауэрсом и автором? – Как характеризуют героя такие слова: «Признаться, я несколько оробел. Кеннэт Бауэрс выглядел совершенно здоровым» – Почему Кеннэт Бауэрс, американец по происхождению, считает своими родственниками известных в мире людей, совершенно разных по национальной принадлежности? – Каким вы представили 60-тидесятилетнего американца? – Как показано нарастание непонимания автора по отношению к словам героя? – С какой целью Кеннет Бауэрс просит автора занести ему свою фотографию? – Какова основная мысль текста? – Какова позиция автора? |
Учащиеся определяют тему и основную мысль текста. Работают с примерами по тексту. Учитель должен подвести учащихся к такому примерному ответу: Вывод: 1. Тема – толерантное отношение к человеку. 2. Основная мысль – несмотря на то, что люди могут относиться к разным национальностям, происхождению, социальному статусу, эпохам, они способны любить, уважать и гордиться другими людьми, с которыми они ощущаю духовное единство, родство. |
|
V. Этап рефлексии | 1) Вопросы: – Изменилось ли ваше мнение о Кеннете Бауэрсе, как о человеке? Испытали ли вы гордость за такого человека (Кеннета Бауэрса, своего соплеменника – С. Довлатова)? – Хотели бы вы научиться воспринимать людей как герой новеллы? Это просто или сложно? Что для этого нужно? – Проведите параллель между двумя текстами: посланием Президента РФ и новеллой С. Довлатова. Можно ли говорить об их идейном единстве? Почему? – Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? – Прокомментируйте слова Далай – Лама XIV взятые в качестве эпиграфа. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Слайд 7 2) Экспресс-опрос для первичного закрепления материала (письменно или устно). Слайд 8 |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Отвечают, что достигли. Отмечают, что хотели бы познакомиться больше с творчеством и произведениями С. Довлатова. Самостоятельное выполнение и взаимопроверка (5-7 минут). |
VI. Домашнее задание | Написать сочинение рассуждение по данной проблеме, используя отработанный материал и свой собственный на выбор. | Запись домашнего задания в дневник. Слайд 9 |
VII. Оценивание работы учащихся. | Учитель выставляет оценки учащимся, принявшим активное участие в обсуждении и работе с текстом. Индивидуальное задание оценивается совместно с классом. | Взаимопроверка собранного материала и теста по парам. |