Терминологический тест-тренажер по истории

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках истории зависит качество усвоения знаний учащихся. Проблему усвоения учениками специальных терминов осложняют следующие обстоятельства: большое количество терминов для запоминания, сложная формулировка термина в учебнике, а иногда и нежелание учащихся работать с терминами. Поэтому учителю необходимо разрабатывать новые формы и методы терминологической работы.

Одна из таких форм – создание «Терминологического теста-тренажера» в программе PowerPoint, с использованием кнопок-триггеров и гиперссылок. Такой тест-тренажер представляет собой несколько вопросов, каждый из которых содержит значение термина. Учащимся нужно выбрать из трех вариантов ответа один правильный. Данная форма работы способствует закреплению и повторению изученного материала. Тест-тренажер можно использовать при проведении повторительно-обобщающего урока в 6 классе по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века», а также для организации самостоятельной, индивидуальной работы учащихся. Тест-тренажер прост в применении. Занимательная форма выполнения заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Описание ресурса: ЭОР «Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6 классе.

Цель: формирование терминологического аппарата и понятийного мышления у учеников.

Задачи:

  • усвоение терминов и понятий по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»;
  • формирование навыка грамотной формулировки термина.

Порядок работы с тестом-тренажером:

Обучающимся при работе с тренажером необходимо:

  1. Запустить тест в программе PowerPoint в режиме «Показ слайдов».
  2. Открыть слайд 2 «Порядок работы», ознакомиться с правилами работы с тестом-тренажером.
  3. Каждому из 21 терминов и понятий посвящена отдельная страница-слайд с настроенными кнопками-триггерами и гиперссылкой.
  4. Приступить к выполнению теста (слайды 3 – 23):
  • прочитать определение термина;
  • выбрать из трех вариантов один правильный ответ. Для этого щелчком левой кнопки мыши нажать на правильный ответ;
  • если ответ выбран неправильный, изменится фон и шрифт термина;
  • при выборе правильного варианта ответа произойдет автоматический переход к следующему слайду.

Задания:

  1. Народное собрание на Руси.
    Варианты ответа: вече, вервь, ополчение.
  2. Зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
    Варианты ответа: рядовичи, холопы, смерды.
  3. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
    Варианты ответа: поход, полюдье, кормление.
  4. Наследственное земельное держание.
    Варианты ответа: вотчина, поместье, владение.
  5. Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги.
    Варианты ответа: погосты, пороги, уроки.
  6. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.
    Варианты ответа: мозаика, фреска, скань
  7. Жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами; жилище князей и бояр.
    Варианты ответа: хоромы, горница, изба.
  8. Представитель ордынского хана на Руси, сборщик дани.
    Варианты ответа: численник, баскак, ярлык.
  9. Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
    Варианты ответа: урок, приход, выход.
  10. Система содержания должностных лиц за счет местного населения.
    Варианты ответа: кормление, местничество, пожилое.
  11. Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.
    Варианты ответа: удел, вотчина, поместье.
  12. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками.
    Варианты ответа: местничество, кормление, опричнина.
  13. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день.
    Варианты ответа: выход, пожилое, урок.
  14. Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел.
    Варианты ответа: приказ, Боярская дума, Земский собор.
  15. Особый порядок управления страной при Иване IV.
    Варианты ответа: опричнина, земщина, опала.
  16. Пункт для размещения воинских отрядов, укрепленный деревянной изгородью в виде вертикально вкопанных заостренных столбов.
    Варианты ответа: крепость, острог, засечная черта.
  17. Органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.
    Варианты ответа: станы, волости, приказы.
  18. Первый свод единого государства, изданный Иваном III.
    Варианты ответа: Судебник, «Русская Правда», приказы
  19. Высший совещательный орган при великом князе.
    Варианты ответа: Земский собор, Боярская дума, приказ.
  20. Люди, которые получали за службу государю земельный надел.
    Варианты ответа: дети боярские, дворяне, бояре.
  21. Часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками.
    Варианты ответа: посад, ярмарка, засечная черта.

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008.