В каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках истории зависит качество усвоения знаний учащихся. Проблему усвоения учениками специальных терминов осложняют следующие обстоятельства: большое количество терминов для запоминания, сложная формулировка термина в учебнике, а иногда и нежелание учащихся работать с терминами. Поэтому учителю необходимо разрабатывать новые формы и методы терминологической работы.
Одна из таких форм – создание «Терминологического теста-тренажера» в программе PowerPoint, с использованием кнопок-триггеров и гиперссылок. Такой тест-тренажер представляет собой несколько вопросов, каждый из которых содержит значение термина. Учащимся нужно выбрать из трех вариантов ответа один правильный. Данная форма работы способствует закреплению и повторению изученного материала. Тест-тренажер можно использовать при проведении повторительно-обобщающего урока в 6 классе по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века», а также для организации самостоятельной, индивидуальной работы учащихся. Тест-тренажер прост в применении. Занимательная форма выполнения заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Описание ресурса: ЭОР «Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6 классе.
Цель: формирование терминологического аппарата и понятийного мышления у учеников.
Задачи:
- усвоение терминов и понятий по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»;
- формирование навыка грамотной формулировки термина.
Порядок работы с тестом-тренажером:
Обучающимся при работе с тренажером необходимо:
- Запустить тест в программе PowerPoint в режиме «Показ слайдов».
- Открыть слайд 2 «Порядок работы», ознакомиться с правилами работы с тестом-тренажером.
- Каждому из 21 терминов и понятий посвящена отдельная страница-слайд с настроенными кнопками-триггерами и гиперссылкой.
- Приступить к выполнению теста (слайды 3 – 23):
- прочитать определение термина;
- выбрать из трех вариантов один правильный ответ. Для этого щелчком левой кнопки мыши нажать на правильный ответ;
- если ответ выбран неправильный, изменится фон и шрифт термина;
- при выборе правильного варианта ответа произойдет автоматический переход к следующему слайду.
Задания:
- Народное собрание на Руси.
Варианты ответа: вече, вервь, ополчение. - Зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
Варианты ответа: рядовичи, холопы, смерды. - Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Варианты ответа: поход, полюдье, кормление. - Наследственное земельное держание.
Варианты ответа: вотчина, поместье, владение. - Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги.
Варианты ответа: погосты, пороги, уроки. - Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.
Варианты ответа: мозаика, фреска, скань - Жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами; жилище князей и бояр.
Варианты ответа: хоромы, горница, изба. - Представитель ордынского хана на Руси, сборщик дани.
Варианты ответа: численник, баскак, ярлык. - Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
Варианты ответа: урок, приход, выход. - Система содержания должностных лиц за счет местного населения.
Варианты ответа: кормление, местничество, пожилое. - Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.
Варианты ответа: удел, вотчина, поместье. - Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками.
Варианты ответа: местничество, кормление, опричнина. - Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день.
Варианты ответа: выход, пожилое, урок. - Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел.
Варианты ответа: приказ, Боярская дума, Земский собор. - Особый порядок управления страной при Иване IV.
Варианты ответа: опричнина, земщина, опала. - Пункт для размещения воинских отрядов, укрепленный деревянной изгородью в виде вертикально вкопанных заостренных столбов.
Варианты ответа: крепость, острог, засечная черта. - Органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.
Варианты ответа: станы, волости, приказы. - Первый свод единого государства, изданный Иваном III.
Варианты ответа: Судебник, «Русская Правда», приказы - Высший совещательный орган при великом князе.
Варианты ответа: Земский собор, Боярская дума, приказ. - Люди, которые получали за службу государю земельный надел.
Варианты ответа: дети боярские, дворяне, бояре. - Часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками.
Варианты ответа: посад, ярмарка, засечная черта.
Литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008.