Класс: 4.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с культурой Древней Руси, историей возникновения театра.
Задачи урока:
- знакомить учащихся с фольклорным творчеством русского народа;
- дать представление о язычестве, славянских божествах, обрядах Древней Руси;
- расширить круг знаний о культурных традициях своего народа;
- развивать речь, мышление, воображение;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к традициям родного народа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа с таблицей
2. Индивидуальная работа по карточкам – Приложение 1.
III. Целеполагание. Формирование новых знаний.
– Отгадать загадку:
Артисты там работают,
А малыши им хлопают? (театр)
– О чём пойдёт речь на уроке? (на доске: От обряда к театру)
- Во что верили славяне.
- Обряды и обрядовые праздники.
- Возникновение театра.
IV. Знакомство с понятием «духи».
1. Определение «язычества»
Славяне корчевали лес, пахали и сеяли, ловили рыбу, собирали урожай, в лесах– ягоды и грибы. Не всегда их тяжёлый труд приносил желанные плоды. Кроме того славяне не могли объяснить многие явления природы. Поэтому всё, что происходило с ними: несчастья, неурожаи, стихийные бедствия – приписывали таинственным силам, обожествляли, пытались расположить к себе, задобрить. Так у славян появилась вера в духов, а позднее в богов.
Вера в силы в силы природы и поклонение многим богам называется язычеством.
2. Работа с иллюстрациями учебника
3. Рассказ о сказочных существах (духах)
Баба Яга. Лесная старуха – волшебница. Она считалась хозяйкой зверей и покровительницей мира мёртвых. Вход в избушку был со стороны леса, т. е. из другого мира. Курьи ножки у избушки означали признак зверя и принадлежность к миру мёртвых.
Водяной. Злой дух, олицетворяющий водную стихию. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами. Они затягивали в воду неосторожных людей.
Леший. Жил в лесу и был его хозяином. Его образ со временем претерпел изменения: из злого, коварного существа он превратился в достаточно дружелюбного. Его поведение напрямую зависело от поведения в лесу самого человека, его отношения к природе.
Домовой. Обитал в доме, чаще его изображали в виде старичка с лицом, покрытым белой шерстью. Он мог быть как добродушным, так и злым, в зависимости от отношения к нему хозяев. В каждом доме жил свой домовой. Без домового люди не могли наладить ни хозяйство, ни семейные отношения.
V. Знакомство со славянскими богами.
(слайды 3-11) (см. ниже)
а) Перун;
б) Сварог;
в) Даждьбог;
г) Берегиня
VI. Обряды и народные праздники Древней Руси.
1. Беседа об обрядах Древней Руси
Обряд – это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными и непонятными им силами. Во время обряда люди обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах. Многие обряды включали игровые представления. Так у славян в древности сложились народные обрядовые праздники.
2. Работа в группах (представление обрядовых праздников) (слайды 14-24)
а) Рождество;
б) Масленица;
в) Пасха;
г) Иван Купала
VII. Возникновение театра.
1. Скоморохи – первые артисты на Руси.
– Постепенно на Руси появились первые артисты – скоморохи (потешники). Прочитайте о них текст на странице 86. Найдите ответы на вопросы, записанные на доске.
На доске:
Кто такие скоморохи?
Какие современные слова могут заменить слово «скоморох»?
Какие артисты были среди потешников?
(Дети читают текст и отвечают на вопросы.)
Отгадайте загадку:
Он весёлый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно.
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный – просто душка?
Крикнет: «Здрасьте! Я … (Петрушка)
2. Представление Петрушки. (дети исполняют кук. театр)
В России ярмарочное веселье олицетворял Петрушка – длинноносый парень в колпаке с кисточкой, смешивший людей. Первые сведения о русских кукольниках относится к 1636 году.
Физминутка.
Эй, Петрушка, не зевай, а за нами повторяй
Сколько елочек зеленых?
Столько выполним поклонов
Сколько здесь у нас кружков?
Столько сделаем прыжков.
1. «Потешные хоромы»
2. Рассказ об истории Минусинского драмтеатра.
(представление реферата)
Минусинский драматический театр считается одним из лучших театров Сибири. Множество гастролей, участие в фестивалях, призы и премии. А все началось в середине XIX века с небольшой самодеятельной группы энтузиастов, увлеченных драматическим искусством.
Около 1880 года в Минусинске образовалось музыкально-драматическое общество, которое возглавила актриса Олимпиада Александровна Волконская. Участники кружка были и из интеллигенции – Н.Э.Ярцева, Е.К.Малининой, И.Г.Гусева, А.Ф.Персикова, Н.И.Тропина, купцов Сафьяновых, Даниловых, и из купеческих приказчиков, и из тех, кто вовсе грамоте не был обучен.
Датой рождения театра считается 28 ноября 1882 год. В этот день (по самой ранней сохранившейся афише) был дан спектакль «Без вины виноватые» Н.Е.Елизарова в пользу Минусинской Общественной библиотеки. Но не так давно в фондах Минусинского госархива был обнаружен счет за 1881 год. По этому документу можно узнать, что в пользу Минусинского музея ставился в этом году спектакль «Женитьба Белугина».
Благодаря энтузиазму любителей театрального искусства театр набирал силы, увеличивалось количество репетиций, шились декорации и костюмы. Театр становился все более популярным, хотя в городе не было достаточно вместительного зала. Суммы сборов от спектаклей превышали и сто и двести рублей. Для того времени это были весьма внушительные суммы.
В 1888 году на Средовой площади была выкуплена в долг, раньше служившая складом, у купца Солдатова за 600 рублей старая деревянная казарма. Чтобы погасить долг приходилось отдавать деньги, вырученные от спектаклей.
Условия в приобретенном здании оставляли желать лучшего. Строение плохо отапливалось и не имело освещения.Часто представления проходили при свечах. Для привлечения народа в то время ставились в основном мелодрамы и водевили с зазывающими названиями.
Ставить спектакли в казарме становилось все труднее. Актеры все чаще были вынуждены играть на небольших клубных сценах, а в летнее время на открытых площадках. Становилось ясно, что без нового здания не обойтись. Хотя одно за другим подавались в городскую Думу прошения о постройке здания для театра, но свободных средств у города не было, да и обосновать расход на подобные цели было бы весьма затруднительно.
Положение спас ссыльный Феликс Яковлевич Кон. Он предложил способ, как собрать необходимые для постройки здания деньги. В то время Минусинск был в большинстве деревянным городом, где пожары происходили довольно часто.
После памятного 1881 года пожара в Красноярске, по всей Енисейской губернии образовывались Вольные пожарные общества. А так как правила требовали, «чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза», то Кон посоветовал купцам вместо сбора средств на строительство между домами защитных стен (брандмауэров) скинуться и выстроить депо пожарной команды, а чтобы его пожарная вышка была как можно выше, что позволит видеть большее число улиц, то второй этаж отдать театру.
При этом театр, как пожароопасное заведение, будет, во-первых, всегда под присмотром, а во-вторых, ну все равно ведь большое количество пожарных входят в общество любителей театра, вот и пускай себе репетируют, — между каланчей и пожарным обозом.
Наконец, Дума приняла решение о строительстве помещения для пожарного общества, где часть здания отводилась под театр. Проект для здания разработал местный архитектор-самоучка Аристарх Филиппович Персиков. Для экономии на фундаменте, Персиков предложил строить театр прямо на выходящем на поверхность кряже каменной скалы.И вдруг выяснилось, что у этого проекта есть противники в лице местного духовенства, не желающего иметь здание театра вблизи соборного прихода. Но опять основным доводом в пользу строительства стала близость от собора, не столько театра, сколько пожарной команды, ну и высота ее каланчи.
В 1904 году состоялся долгожданный молебен при закладке здания. Театр в Минусинске строили всем миром. Средства, которые выделила Городская управа были весьма незначительными, да и выплачивались они с очень большой задержкой. Приходилось буквально все делать самим. Купцы давали лошадей для подвоза строительных материалов (в основном это был природный камень с соседней горы), а все остальные работы по строительству делались бесплатно энтузиастами-минусинцами.
Строительством руководил Николай Иванович Тропин, который в театре был гримером, декоратором, вообще человеком много энергии отдававшем подготовке спектаклей. Вот он и стал организатором минусинцев в добровольных строительных работах.
Примерные комнаты сооружены были под сценой, зрительный зал был рассчитан на шестьсот мест. Театр имел три яруса: партер, где должна была размещаться городская администрация, ряд пяти-шестиместных лож и амфитеатр. Фойе освещались керосиновыми лампами, а сцена – десятками ламп и сальными свечами. Интересное освещение было в зрительном зале — под потолком, были подвешены две десятилинейные керосиновые лампы. Когда начинался спектакль, они закрывались темными полушариями.
27 декабря 1906 года состоялось торжественное открытие Минусинского театра. И, конечно, это было событием для всего города. Администрация города и театра опасалась любой неожиданности, которая могла сорвать представление. Открытие нового здания театра проходило со всеми жандармскими предосторожностями. Билеты продавал полицейский, рядом с контролером стоял жандарм, а вокруг театра разъезжали конные полицейские.
Режиссёра в любительском театре не было. Обычно его обязанности выполнял исполнитель какой-либо роли. Можно сказать, что одним из первых режиссёров, а также одним из активных создателей любительского театра был Алексей Семёнович Широков.
Еще одним основателем театра считается Николай Захарович Ярцев, который родился в семье священника и окончил Томское духовное училище.
В 1912 г. для пожарной части было выстроено другое здание, а прежнее полностью перешло театру. После установления Советской власти были сделаны попытки организовать в театре постоянную труппу. Но время было очень трудным. Труппы то создавались, то вновь распадались. В здании театра работали учреждения: ревком, отдел управления, отдел здравоохранения, нарообраз«Уоно», транспортный отдел. При нарообразовании были созданы секции культуры: театральная, музыкальная, хоровая. Открыты были клубы молодежи.В здании театра Минусинского добровольного пожарного общества с 26 по 30 ноября 1917г. прошел III уездный съезд Советов, который закрепил переход власти к Советам на юге Енисейской губернии, принял резолюцию о поддержке Советской власти и послал приветственную телеграмму в Петроград и Красноярскому Совету, избрал объединенный исполком Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В сезон 1919—1920 годов в совтеатре, так назывался театр, начала работать труппа драматических артистов. С 1923 г. здание находилось в ведении горсовета и называлось гостеатром. В 1926 г. в его нижнем фойе открылся второй кинотеатр города «Кино 2-й», переименованный затем в «Факел».
В ночь на 26 января 1931 года здание театра сгорело. Огнем был уничтожен весь реквизит и пожарная вышка – остались только обгорелые стены. Очевидцы вспоминают, что это было жуткое зрелище. «Дозорный на каланче бил набат до тех пор, пока его не достигли языки пламени. Как только он спустился по веревке, каланча рухнула». Актерам временно пришлось переехать на работу в другие ближайшие театры. Городу остались только руины каменных стен, которые стояли до 1938 года. В 1938 году здание было восстановлено в том виде, в каком мы можем увидеть его сегодня.
В годы войны Минусинский драматический театр дает спектакли в госпиталях, сборы отправляются в Фонд обороны. В репертуаре труппы — маленькие пьесы и концерт. За день приходилось давать по четыре-пять концертов.
В 1942 году здание театра приняло эвакуированный театр из Ставрополя.
Зимой 1944 года коллектив театра был вынужден перебазироваться в г.Канск (вышла из строя отопительная система здания театра). Вынужденные гастроли театра прошли успешно, там и встретили день победы, дав в этот день два спектакля и концерт.
В июне 1945 года на базе Минусинского театра, разделив труппу и имущество, организовался Ачинский драматический театр.
С конца 50-х годов Минусинский драматический театр становится постоянным участником и призером Краевого фестиваля «Театральная весна».
В 1980 году театр становится государственным драматическим.
За годы своего существования Минусинский драматический театр, много гастролировал по городам России, стал лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» и многих престижных театральных фестивалей: «Байкальские встречи у Вампилова» и «Золотая маска», «Сибирский транзит» и «Камерата», «Реальный театр» и «Международный рождественский фестиваль искусств».
Минусинский драматический театр был награжден специальным призом жюри Национального театрального фестиваля «Золотая Маска», дипломом и золотой медалью им. академика Д.С.Лихачева от Конгресса интеллигенции России и Премией Правительства РФ им.Ф.Волкова.
А еще при Минусинском драматическом театре работает — «Музей театра», который возглавляет Лариса Николаевна Третьякова.
VIII. Закрепление изученного.
- Работа со схемой
- Кроссворд – Приложение 2.
IX. Итог урока.
Материалы к уроку – Приложение 3.