Цели и задачи
- Обобщение и закрепление знаний о внешней политике СССР во второй половине 20 в.
- Воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и свой политический выбор.
- Развивать навыки работы с учебником и таблицей.
Возраст учащихся: 9 класс.
Внешняя политика СССР в период “перестройки”.
Мы продолжаем изучать тему “Перестройка в СССР”.
Н прошлых уроках мы рассмотрели изменения, которые произошли во внутренней политике.Сегодня мы будем изучать внешнюю политику СССР в период “перестройки”, т.е. в конце 80-х годов 20 века.
После этого мы сможем перейти к изучению сегодняшнего дня, т.е. к новой России.
Урок мы построим следующим образом:
- Вначале проверим домашнее задание.
- Основное время уделим изучению нового материала, т.к.он сложный.
- Будем работать с учебником, картой,таблицей.
На каждом этапе работы вы сможете получить оценки.
Вначале давайте повторим какие основные изменения произошли во внутренней политике СССР по таблице, над которой вы работали дома.
1.
? Какие изменения произошли в экономической сфере?
? Какое из этих изменений самое главное? (Рынок.)
? Почему? (Оно повлекло за собой все остальные изменения.)
В своей таблице главное изменение в экономической сфере отметьте знаком (!)
2. Какие изменения произошли в политической сфере ?
? Какое из них самое главное? (Демократизация )
? Почему?
Обозначьте его знаком (!)
3. Какие изменения произошли в социальной сфере?
? Какое из них главное ? (Гласность.)
?Почему?
Обозначьте (!)
С домашним заданием справились хорошо.
Итак, мы подвели итоги перестройки во внутренней политике. Теперь нам нужно изучить внешнюю политику СССР и найти главные изменения, которые в ней произошли.
Запишите тему в тетрадь:
“Внешняя политика СССР в период перестройки”.
Перестройка – это один из периодов истории нашей страны, одно звено в длинной цепи событий.
Давайте вспомним основные этапы международных отношений с окончания П Мировой войны до перестройки, т.е. во второй половине 20 века.
П Мировая война к.40-х –н.60-х. Хрущев. “Холодная война.” |
н.60-х – к. 80-х. Брежнев. “Политика разрядки.” |
Эта схема нам знакома. С ее помощью дайте краткую характеристику основных этапов внешней политики.
Следующее звено этой схемы – перестройка. В этот период во внешней политике сложился новый взгляд на международные отношения, которые получили название “новое политическое мышление”
Сейчас мы должны определить основные черты этого курса, его сущность и заполнить последующую часть данной схемы.
Эконом. | Пол. | Соц. |
Запишите в тетрадь вопрос: “Основные черты “нового” политического мышления.
Это задание мы выполним с помощью учебника. Откройте стр. 317, 1-ый пункт 51.
Основные черты “нового политического мышления изложены здесь, начиная со 2 абзаца, на сложном языке политиков.
Поэтому наша задача:
- Понять смысл написанного;
- Сформулировать его в доступной форме;
- Записать основные положения в тетрадь.
Задача понята ?
Работать будем следующим образом: Я зачитаю вслух часть данного текста, затем мы обсудим основной смысл прочитанного, вместе сформулируем главное содержание и только после этого запишем в тетрадь
Прочитайте еще раз про себя. Определите основную мысль этого текста. Как вы это понимаете? Сформулируйте четко. Запишите.
(Постепенно записываем):
- Признание мира целостным;
- Решение международных конфликтов мирным путем;
- Учет взаимных интересов стран;
- Признаки приоритета общечеловеческих ценностей.
Т.о. мы видим, что взгляд СССР на международные отношения изменился от противостояния двух систем к сотрудничеству всех стран:
Зарисуйте этот вывод
Теперь руководство страны должно было определить, каким образом воплотить в жизнь “политику нового мышления”, т.е. определить методы ее реализации.
Было определено 3 основных направления внешней политики:
- Разоружение;
- Прекращение региональных конфликтов;
- Тесные контакты с различными странами.
Зарисуйте эту схему к себе в тетрадь.
Рассмотрим более подробно, что представляло собой каждое направление.
Первое направление – разоружение – рассмотрим с помощью учебника. Откройте стр. 318 п. 2
Ваша задача: прочитать этот пункт и найти в нем доказательства того, что разоружение началось.
На работу у вас 2 мин. Можно использовать карандаш.
Какие доказательства вы нашли для подтверждения того, что разоружение началось?
Проверьте свою работу (слайд на доске)
В тетрадь эти доказательства вы впишите дома. На полях в тетради пометьте: “выписать” и оставьте место.
|
Рассмотрите второе направление внешней политики: прекращение региональных конфликтов.
Над этим вопросом дома поработала (фамилия).
Сейчас она расскажет о прекращении региональных конфликтов, а ваша задача записать название стран, в которых конфликты были прекращены именно потому, что Советский Союз перешел к “новому политическому мышлению”
Проверьте вашу работу: региональные конфликты были прекращены в ….
Прекращение какого из этих конфликтов было наиболее важным для нас ?
Почему?
Отметьте его знаком (!)
Все эти шаги Советского Союза оказали заметное воздействие на международную обстановку и дали возможность установить взаимость с различными странами.
На доске домашнее задание.
§55, вопросы 1–5 (устно). Дома вы по желанию можете написать эссе об афганцах – коломенцах. |
Третье направление – установление тесных контактов с различными странами .
Этот материал в учебнике отсутствует, поэтому внимательно выслушайте мой рассказ и определите, с какими именно странами и по каким вопросам Советский Союз установил тесные контакты.
Задание удобнее выполнить в таблице.
Страна | ? ? ? ? ? |
США
Западная Европа. Северная Европа. Израиль Япония.
Китай
Южная Корея
|
Это сотрудничество началось со встреч
М.С.Горбачева с президентом США Рейганом, а затем с Бушем. Они проходили
в различных городах мира (Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне, Москве)
Эти встречи “в верхах” способствовали заключению договоров и соглашений о сокращении вооружений. Активизировались связи Советского Союза и Западной Европы: Франции, Германии, Великобритании. Было подписано несколько соглашений об экономическом сотрудничестве. СССР был принят в Международный валютный фонд. Началось активное сотрудничество с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией по совместному освоению природных богатств Кольского полуострова. Расширились общественные контакты с Израилем, а вскоре с ним были восстановлены и дипломатические отношения Успешному развитию отношений с капиталистическими странами способствовал визит Горбачева в Японию в 1991 году. Советская делегация выразила готовность оживить различные связи с Японией и главное – официально признала существование территориального вопроса: о государственной принадлежности 4 островов Южно-Курильской гряды. Стали улучшаться взаимоотношения между СССР и странами Азии. Так, после вывода советских войск из Афганистана и Монголии урегулировались отношения с Китаем. В 1989 г. Горбачев посетил Китай и были восстановлены экономические и культурные связи с этой страной. Установились дипломатические отношения с Южной Кореей, с ней была достигнута договоренность о совместном освоении ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Инициатором такой внешнеполитической деятельности был именно М.С.Горбачев. За несколько лет он завоевал огромный личный авторитет на международной арене. И на встречах “в верхах” с руководителями иностранных государств и во время пресс-конференций он проявил свой несомненный талант общения и способности по-новому представить новый облик Советского Союза. Давайте проверим: по каким вопросам контактировал Советский Союз с различными странами? Фронтально. Проверить по слайду. Давайте подведем итог:
Какие результаты принесет “новое политическое мышление”, в чем будут его успехи, а в чем провалы, мы рассмотрим на следующем уроке. Сегодня работали хорошо. Оценки Д/з 55+ конспект в тетради – выуч. ? 1–5 уст. Дополнительное задание по тематике:
|
Список литературы:
- История России, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / В.А. Шестаков, М . М. Горинов, Е. Е. Вяземский; под ред. А. Н Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 384 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник.) – ISBN 978-5-09-01276-9.
- История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В. Р. Лещинера. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 848 с. ISBN 5-94776-030-4.
- История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 528 с. ISBN-10 5-482-001329-4 ISBN-13 978-5-482-001329-8.
- Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2010. – 320 с. – (Наглядно и доступно). ISBN 978-5-699-37207-2.