Тема урока "Внешняя политика СССР в период "перестройки"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи

  1. Обобщение и закрепление знаний о внешней политике СССР во второй половине 20 в.
  2. Воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и свой политический выбор.
  3. Развивать навыки работы с учебником и таблицей.

Возраст учащихся: 9 класс.

Внешняя политика СССР в период “перестройки”.

Мы продолжаем изучать тему “Перестройка в СССР”.

Н прошлых уроках мы рассмотрели изменения, которые произошли во внутренней политике.

Сегодня мы будем изучать внешнюю политику СССР в период “перестройки”, т.е. в конце 80-х годов 20 века.

После этого мы сможем перейти к изучению сегодняшнего дня, т.е. к новой России.

Урок мы построим следующим образом:

  1. Вначале проверим домашнее задание.
  2. Основное время уделим изучению нового материала, т.к.он сложный.
  3. Будем работать с учебником, картой,таблицей.

На каждом этапе работы вы сможете получить оценки.

Вначале давайте повторим какие основные изменения произошли во внутренней политике СССР по таблице, над которой вы работали дома.

1.

? Какие изменения произошли в экономической сфере?
? Какое из этих изменений самое главное? (Рынок.)
? Почему? (Оно повлекло за собой все остальные изменения.)

В своей таблице главное изменение в экономической сфере отметьте знаком (!)

2. Какие изменения произошли в политической сфере ?

? Какое из них самое главное? (Демократизация )
? Почему?

Обозначьте его знаком (!)

3. Какие изменения произошли в социальной сфере?

? Какое из них главное ? (Гласность.)
?Почему?

Обозначьте (!)

С домашним заданием справились хорошо.

Итак, мы подвели итоги перестройки во внутренней политике. Теперь нам нужно изучить внешнюю политику СССР и найти главные изменения, которые в ней произошли.

Запишите тему в тетрадь:

“Внешняя политика СССР в период перестройки”.

Перестройка – это один из периодов истории нашей страны, одно звено в длинной цепи событий.

Давайте вспомним основные этапы международных отношений с окончания П Мировой войны до перестройки, т.е. во второй половине 20 века.

П Мировая война к.40-х –н.60-х.
Хрущев.
“Холодная война.”
н.60-х – к. 80-х.
Брежнев.
“Политика разрядки.”

 

Эта схема нам знакома. С ее помощью дайте краткую характеристику основных этапов внешней политики.

Следующее звено этой схемы – перестройка. В этот период во внешней политике сложился новый взгляд на международные отношения, которые получили название “новое политическое мышление”

Сейчас мы должны определить основные черты этого курса, его сущность и заполнить последующую часть данной схемы. 

Эконом. Пол. Соц.
     

Запишите в тетрадь вопрос: “Основные черты “нового” политического мышления.

Это задание мы выполним с помощью учебника. Откройте стр. 317, 1-ый пункт 51.

Основные черты “нового политического мышления изложены здесь, начиная со 2 абзаца, на сложном языке политиков.

Поэтому наша задача:

  • Понять смысл написанного;
  • Сформулировать его в доступной форме;
  • Записать основные положения в тетрадь.

Задача понята ?

Работать будем следующим образом: Я зачитаю вслух часть данного текста, затем мы обсудим основной смысл прочитанного, вместе сформулируем главное содержание и только после этого запишем в тетрадь

Прочитайте еще раз про себя. Определите основную мысль этого текста. Как вы это понимаете? Сформулируйте четко. Запишите.

(Постепенно записываем):

  • Признание мира целостным;
  • Решение международных конфликтов мирным путем;
  • Учет взаимных интересов стран;
  • Признаки приоритета общечеловеческих ценностей.

Т.о. мы видим, что взгляд СССР на международные отношения изменился от противостояния двух систем к сотрудничеству всех стран:

Зарисуйте этот вывод

Теперь руководство страны должно было определить, каким образом воплотить в жизнь “политику нового мышления”, т.е. определить методы ее реализации.

Было определено 3 основных направления внешней политики:

  • Разоружение;
  • Прекращение региональных конфликтов;
  • Тесные контакты с различными странами.

Зарисуйте эту схему к себе в тетрадь.

Рассмотрим более подробно, что представляло собой каждое направление.

Первое направление – разоружение – рассмотрим с помощью учебника. Откройте стр. 318 п. 2

Ваша задача: прочитать этот пункт и найти в нем доказательства того, что разоружение началось.

На работу у вас 2 мин. Можно использовать карандаш.

Какие доказательства вы нашли для подтверждения того, что разоружение началось?

Проверьте свою работу (слайд на доске)

В тетрадь эти доказательства вы впишите дома. На полях в тетради пометьте: “выписать” и оставьте место.

  • Подписание мирного договора о разоружении
  • Соглашения о сотрудничестве
  • Предложения о роспуске НАТО и ОВД
  • Договор об ограничении стратегических вооружений.

Рассмотрите второе направление внешней политики: прекращение региональных конфликтов.

Над этим вопросом дома поработала (фамилия).

Сейчас она расскажет о прекращении региональных конфликтов, а ваша задача записать название стран, в которых конфликты были прекращены именно потому, что Советский Союз перешел к “новому политическому мышлению”

Проверьте вашу работу: региональные конфликты были прекращены в ….

Прекращение какого из этих конфликтов было наиболее важным для нас ?

Почему?

Отметьте его знаком (!)

Все эти шаги Советского Союза оказали заметное воздействие на международную обстановку и дали возможность установить взаимость с различными странами.

На доске домашнее задание.

§55, вопросы 1–5 (устно).

Дома вы по желанию можете написать эссе об афганцах – коломенцах.

Третье направление – установление тесных контактов с различными странами .

Этот материал в учебнике отсутствует, поэтому внимательно выслушайте мой рассказ и определите, с какими именно странами и по каким вопросам Советский Союз установил тесные контакты.

Задание удобнее выполнить в таблице.

Страна ? ? ? ? ?
   

 

США

 

 

Западная Европа.

Северная Европа.

Израиль

Япония.

 

Китай

 

Южная Корея

 

 

 

 

 

Это сотрудничество началось со встреч М.С.Горбачева с президентом США Рейганом, а затем с Бушем. Они проходили в различных городах мира (Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне, Москве)

Эти встречи “в верхах” способствовали заключению договоров и соглашений о сокращении вооружений.

Активизировались связи Советского Союза и Западной Европы: Франции, Германии, Великобритании. Было подписано несколько соглашений об экономическом сотрудничестве. СССР был принят в Международный валютный фонд.

Началось активное сотрудничество с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией по совместному освоению природных богатств Кольского полуострова.

Расширились общественные контакты с Израилем, а вскоре с ним были восстановлены и дипломатические отношения

Успешному развитию отношений с капиталистическими странами способствовал визит Горбачева в Японию в 1991 году. Советская делегация выразила готовность оживить различные связи с Японией и главное – официально признала существование территориального вопроса: о государственной принадлежности 4 островов Южно-Курильской гряды.

Стали улучшаться взаимоотношения между СССР и странами Азии. Так, после вывода советских войск из Афганистана и Монголии урегулировались отношения с Китаем. В 1989 г. Горбачев посетил Китай и были восстановлены экономические и культурные связи с этой страной.

Установились дипломатические отношения с Южной Кореей, с ней была достигнута договоренность о совместном освоении ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Инициатором такой внешнеполитической деятельности был именно М.С.Горбачев. За несколько лет он завоевал огромный личный авторитет на международной арене.

И на встречах “в верхах” с руководителями иностранных государств и во время пресс-конференций он проявил свой несомненный талант общения и способности по-новому представить новый облик Советского Союза.

Давайте проверим: по каким вопросам контактировал Советский Союз с различными странами?

Фронтально.

Проверить по слайду.

Давайте подведем итог:

  • Внешняя политика в период перестройки осуществлялась по-новому. Этот курс получил название “новое политическое мышление”
  • Главная его сущность заключалась в переходе от противостояния стран к сотрудничеству.
  • Во внешней политике осуществлялось 3 направления: разоружение, прекращение региональных конфликтов, тесные контакты с различными странами.

Какие результаты принесет “новое политическое мышление”, в чем будут его успехи, а в чем провалы, мы рассмотрим на следующем уроке.

Сегодня работали хорошо.

Оценки

Д/з 55+ конспект в тетради – выуч. ? 1–5 уст.

Дополнительное задание по тематике:

  1. Коломенцы в Афганистане”.
  2. Визиты Горбачева.

Список литературы:

  1. История России, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / В.А. Шестаков, М . М. Горинов, Е. Е. Вяземский; под ред. А. Н Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 384 с. : ил., карт. – (Академический школьный учебник.) – ISBN 978-5-09-01276-9.
  2. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В. Р. Лещинера. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 848 с. ISBN 5-94776-030-4.
  3. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 528 с. ISBN-10 5-482-001329-4 ISBN-13 978-5-482-001329-8.
  4. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2010. – 320 с. – (Наглядно и доступно). ISBN 978-5-699-37207-2.