Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Разделы: Работа с дошкольниками


Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…

Тип проекта:

  • Познавательно-творческий;
  • Социально-личностный;
  • Детско-взрослый;
  • Открытый;
  • Межпредметный;
  • Фронтальный.

Срок реализации: в течение 1 учебного года.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение в сегодняшней России. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа. У нас педагогов и родителей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

Цель проекта: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы.
  2. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
  3. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.
  4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
  5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
  6. Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Подготовительный этап:

  • Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
  • Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
  • Изготовление воспитателем образцов народных кукол;
  • Подбор природного и бросового материала;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала;
  • Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность;
  • Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как:

– Социализация;
– Познание;
– Коммуникация;
– Чтение художественной литературы;
– Музыка;
– Художественное творчество;
– Труд.

Реализация проекта:

СЕНТЯБРЬ.

  • Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
  • Художественное творчество (лепка) “Пугало”.
  • Консультация для родителей “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”.

ОКТЯБРЬ.

  • Беседа “Куклы разных народов”– познакомить детей с куклами народов мира, их особенностями и назначением.
  • Изготовление плоскостных кукол в костюмах народов России (совместная творческая деятельность детей и родителей) – привлечь родителей к совместной творческой деятельности, расширять кругозор детей, поддерживать их любознательность воспитывать у детей и взрослых интерес к работе с тканью, бросовым материалом в нетрадиционной технике.

НОЯБРЬ.

  • Беседа о мире кукол и просмотр презентации “Русская народная кукла” – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
  • Мини-выставка народных игровых кукол.
  • Изготовление детьми игровой куклы “Пеленашка” по схеме.

ДЕКАБРЬ.

  • Знакомство с куклой народов севера “Акань”, изготовление куклы.
  • Консультация для родителей “История народной куклы”.
  • Игры детей с народными тряпичными куклами.

ЯНВАРЬ.

  • Рассматривание кукол-оберегов.
  • Беседа о празднике “Крещение”, изготовление куклы-оберега “Крестец”.
  • Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А.Н. Афанасьева.

ФЕВРАЛЬ.

  • Беседа об обрядовых куклах и праздничной кукле “Масленица”.
  • Мастер-класс для родителей “Русская народная кукла”

МАРТ.

  • Выставка “Куклы наших мам” (совместно с родителями).
  • Игры детей с бумажными куклами.
  • Изготовление нитяной куклы “Мартиничка” в подарок маме.

АПРЕЛЬ.

  • Составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”.
  • Художественное творчество (рисование) “Кукла моей мечты”.
  • Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”.

МАЙ.

  • Слушание музыкальных произведений “Новая кукла” и “Болезнь куклы” П.И. Чайковского.
  • Разучивание танца “Кукла”.
  • Разучивание стихов о кукле.
  • Изготовление самодельной куклы совместно с мамой и бабушкой.

Презентация проекта: Создание мини-музея “Такие разные куклы”.

Результат работы по проекту:

В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Такие разные куклы”. Располагался музей в небольшом приспособленном помещении и состоял из нескольких экспозиций: “Бабушкины куклы”, где были представлены куклы наших предков. “Куклы народов севера”, были представлены национальные куклы народов ханты, манси, коми. “Куклы своими руками”, уголок, где желающие могли сами изготовить куклу по представленным схемам. Здесь располагались куклы выполненные руками детей и родителей из разных материалов. “Праздничные куклы”, экспозиция состояла из кукол, изготавливаемых к праздникам народного календаря. Так же в мини-музее для родителей и педагогов были представлены информационные стенды, рассказывающие об истории куклы. Работал мини-музей две последние недели мая, доступ в музей был свободный, экскурсии проводили дети подготовительной группы и воспитатели.

Использованные ресурсы:

  1. Г.Н. Данилина “Дошкольнику об истории и культуре России”, Москва, “Аркти”, 2004.
  2. В. Мухина “Дети и куклы: таинство взаимодействия” , “ Народное образование”, 1997. – № 5.
  3. Краснощёкова Н. В. “Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста”, Ростов на Дону, Феникс, 2008.
  4. Е.Ю. Морозова “Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании”, Москва, “Школьная пресса”, 2011.
  5. Интернет ресурсы:
    http://nsportal.ru
    http://proigrushku.ru
    http://rukukla.ru