Разработка классного часа "Курить или жить?"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  1. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.
  2. Расширение знаний о вреде курения.

Эпиграф классного часа:

“Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”.
Оноре де Бальзак.

Подготовительный этап. Классному часу предшествует групповая работа учащихся по созданию буклетов и поиску материалов из истории распространения курения, подготовка плакатов антирекламы курения.

Оборудование. Плакаты с антиникотиновым содержанием, фрагменты вида фильтров, слайды о вреде курения.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня наша беседа пойдет об одной из самых вредных привычек человечества: курении. Но вначале послушайте некоторые факты из истории приобщения европейцев к курению.

Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.

В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли сушеные листья растения “петум”. Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения “сига-ро”. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.

В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60-ми ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.

2. Обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.

Посмотрите на страшные цифры, которые связаны с этим пагубным явлением:

  • из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
  • из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
  • из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
  • сигарета с фильтром; каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
  • если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
  • выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
  • 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.

(По материалам mednovosti.ru)

Учитель задаёт вопросы:

– Скажите, считаете ли вы курение по-настоящему опасным для здоровья занятием?
– В чем состоят вредные последствия курения?
– Чего больше человек получает от курения: положительного или отрицательного? В чем это проявляется?

3. Опыт “Курящая кукла”.

Оборудование опыта:

  • резиновая кукла среднего размера;
  • резиновая груша;
  • стеклянная трубочка;
  • кусок ваты;
  • спички.

Необходимо поместить кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепить резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету. С помощью груши нужно продуть воздух (“выкурить сигарету”). Не следует спешить с окончанием опыта, так как эффект может быть не столь наглядным. “Выкурив” таким образом одну сигарету, обращаем внимание детей на то, что вата изменила цвет, а концы трубочки стали коричневыми. Затем извлекаем вату из трубочки, разворачиваем и указываем на то, как изменился её цвет. Нужно акцентировать внимание детей на то, что осевшие на вате (“легких” куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это поспособствует усилению воздействия на учащихся).

4. Выяснение причин курения у подростков.

Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена “Приключения Тома Сойера”.

– В “Приключениях Тома Сойера” Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения: “После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

– Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.

– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий”.

Учитель объяснит детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.

Попросите детей подумать над вопросом: “Почему подростки начинают курить?”

Возможные ответы учащихся:

  • из любопытства;
  • за компанию;
  • стремление показать себя “крутым” и взрослым;
  • слабая воля;
  • нечем занять досуг;
  • непонимание опасности курения;
  • “покурю и смогу бросить”;
  • не занимаюсь спортом;
  • влияние рекламы, кино, телевидения;
  • наличие карманных денег и т.д.

5. Парный тренинг “Убеди друга”.

Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком.

Затем еще 2–3 пары участников участвуют в тренинге.

6. Учитель предлагает учащимся сформулировать главные выводы изученной темы в виде памятки “Мои аргументы против курения”.

  1. Мои аргументы против курения:
  2. Курение разрушает организм.
  3. Курение приводит к неизлечимым болезням.
  4. Курение снижает физическую активность.
  5. Курение портит цвет кожи,
  6. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

Я выбираю жизнь!