Место урока: 4-6 классы. Предмет: природоведение (неделя естественных наук)
Группа ведущих: 4 человека (2 – читают текст, 1 – следит за презентацией, 1 – фотограф и следит за соблюдением правил ТБ «помощниками» из зрителей)
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Microsoft Power Point)
- Содержимое лабораторного лотка
Оборудование: набор стеклянной посуды (химический стакан, воронка, пробирка, колба); 5 пробирок, пронумерованные маркером; 3 резиновые пробки; 3 штатива для пробирок, нихромовая проволока. 6 пробирок, пинцет (держатель для пробирок), спиртовка, спички.
Вещества:
растворы: 2 склянки с эфирным маслом, уксус (в пр.№4 с пробкой), щелочь (2 капельницы), сульфат меди (II) (2 склянки), кислота (2 склянки), фенолфталеин (2 капельницы);
твердые вещества: порошок мела (в пр. №1 с пробкой), поваренная соль (в пр.№2 с пробкой), сахар (в пр.№3), хлорид меди (II) в бюксе, 2 кусочка мела, глюконат кальция (2 таблетки), химический стакан с водой. - 2 халата, урок необходимо проводить в кабинете химии.
Ход урока
(курсивом описаны действия зрителей и ведущих, обычным шрифтом – речь ведущих). Помощников выбирают из зрителей по ходу урока.
Слайд №2:
Ведущий 1: Мы рады снова видеть вас на уроке химии. На наших предыдущих уроках, мы выяснили, что химия – наука, способная творить чудеса, например, такие, которые происходят в сказках, в природе. Давайте разбираться дальше с этой пока еще загадочной для нас наукой, приближаться к её тайнам.
Наш сегодняшний урок называется «В мире веществ и химических явлений», а что это за мир? (зрители дают различные варианты ответов).
Ведущий 2: Да, это мир, в котором мы живем. В нем нас окружают разные предметы или говорят: «физические тела».
– Это что? Демонстрация стеклянной лабораторной посуды: химический стакан, воронка, пробирка, колба (физические тела). Давайте попробуем их назвать (варианты ответов). Что их объединяет? (они изготовлены из стекла). Что такое стекло? (варианты ответов). Говорят: «то, из чего состоит физическое тело, называется веществом». щелчок мышью на
Слайд №3 и 4:
Ведущий 1: Итак, химия изучает вещества и их свойства, по которым вещества отличаются друг от друга. Какие свойства веществ вы знаете? (варианты ответов). Остановимся на некоторых свойствах веществ. щелчок мышью на Посмотрите, в какие красивые цвета окрасила природа некоторых представителей класса солей.
Рис.2 Какие цвета вы видите? (ответы) щелчок мышью на —> слайд 3
Слайд №3 и 5:
щелчок мышью на
Ведущий 2: Определять запах вещества мы уже учились. Кто покажет, как правильно определять запах вещества?
Ведущий комментирует: Определять запах вещества нужно очень осторожно: слегка подгоняя ладонью его пары в свою сторону.
Опыт №1: определение запаха эфирного масла
Оба ведущих проносят склянки с эфирным маслом между рядами, а зрители правильно определяют запах. щелчок мышью на —> слайд 3
Слайд №3 и 6:
щелчок мышью на
Ведущий 1: Очень важным свойством является растворимость вещества в воде.
Опыт №2: растворимость веществ в воде
(проводят 2 помощника, перед опытом надевают халаты, после – моют руки).
Подготовка: в пробирки №1 и №2 насыпать порошки мела и поваренной соли.
Проведение: помощники наливают по 2 мл воды в пробирки и закрывают их пробками, встряхивают.
Объяснение: поваренная соль растворяется в воде – прозрачный раствор, мел не растворяется – образуется взвесь. щелчок мышью на —> слайд 3
Слайд №3 и 7:
щелчок мышью на
Ведущий 2: Одним из интересных свойств вещества являются магнитные свойства, т.е. способность вещества притягиваться магнитом (указать на магнитную доску и магниты на ней).
щелчок на видео «Разделение смеси порошков железа и серы» (00:30) щелчок мышью на
Слайд №3 и 8:
щелчок мышью на
Ведущий 1: Одно и тоже вещество в определенных условиях может находиться в разных агрегатных состояниях. Какими, например, мы привыкли видеть металлы? (твердыми). Кислород, который вдыхаем? (газообразным).
А самое важное и самое распространенное на Земле вещество – воду – можно встретить во всех трех агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном.
щелчок мышью на —> слайд 3
Слайд №3 и 9:
щелчок мышью на
Ведущий 2: И, конечно же, очень важно знать опасные свойства веществ, чтобы определить, как с ними правильно обращаться. На предыдущих уроках мы говорили о горючем лёгком газе – водороде. Люди не сразу узнали, что он такой опасный. Им наполняли дирижабли, так как его лёгкость позволяла быстро взлететь. Но часто происходили несчастные случаи: газ загорался в небе и путешественники погибали…
щелчок на видео «Дирижабль с водородом» (00:21)
Также мы уже обсуждали действие едких веществ на кожу (например, кислот):
щелчок на видео «Ожог серной кислотой» (00:25)
щелчок мышью на
Слайд №10:
Ведущий 2: Итак, важно соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами!
Какие вы правила уже знаете? (варианты ответов)
щелчок мышью -> правильные ответы
щелчок на видео «Алюминий + бром» (00:30)
щелчок мышью на —> слайд 3
Слайд №3:
Ведущий 1: Сегодня мы поговорили об очень важном умении при изучении химии – описывать вещества по их свойствам. щелчок мышью
Задание: Описать вещества по свойствам
сахар (в пр.№3): белое вещество, без запаха, хорошо растворяется в воде, твердое
уксус (в пр.№4): бесцветное вещество, с резким запахом, хорошо растворимо в воде, жидкое, едкое
углекислый газ (подышать в пр.№5): бесцветное вещество, без запаха, растворимое в воде («газировка»), газообразное, не поддерживает дыхание.
щелчок мышью на —> Слайд №2:
Ведущий 2: С окружающими нас веществами происходят различные превращения – явления. Например, при горении свечи парафин плавится, потом горит, выделяется газ. А при горении костра? Извержении вулкана? (варианты ответов). Какие же из этих явлений изучает химия?
щелчок мышью на
Слайд №11:
Ведущий 2: Химические явления те, в результате которых из одних веществ образуются другие вещества с совершенно новыми свойствами. О том, что произошло химическое явление мы можем судить по определенным признакам: щелчки мышью и перечислить признаки
Проведем несколько опытов и сделаем вывод: будет ли происходящее изменение химическим.
Опыт №3: признак – выпадение осадка
(проводят 2 помощника, перед опытом надевают халаты, после – моют руки).
Проведение: помощник наливает в пробирку 2 мл щелочи и добавляет из капельницы раствор сульфата меди (II). Результат опыта проносит между рядами зрителей.
Объяснение: 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Опыт №4: признак – выделение газа
(проводят 2 помощника, перед опытом надевают халаты, после – моют руки).
Проведение: помощник помещает в пробирку кусочек мела и приливает раствор кислоты
Объяснение: СaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
Опыт №5: признак – изменение цвета
(проводят 2 помощника, перед опытом надевают халаты, после – моют руки).
Проведение: помощник наливает в пробирку 2 мл щелочи и добавляет из капельницы несколько капель фенолфталеина
Объяснение: действие кислотно-основных индикаторов на щелочи
щелчок мышью на
Слайд №12:
Ведущий 1: Но чаще всего при химическом явлении наблюдается сразу несколько признаков. Для следующего опыта нам понадобится нагревательный прибор, используемый в химической лаборатории – спиртовка.
Правила пользования спиртовкой и демонстрация:
- зажигать только спичкой
- нагревать вещество в верхней самой горячей части пламени
- тушить с помощью колпачка, задувать нельзя
Опыт №6: разложение глюконата кальция (или показ видео «Гадюка» 01:03)
(проводят 2 помощника, перед опытом надевают халаты, после – моют руки).
Проведение: помощник закрепляет таблетку в держателе, зажигает спиртовку и вносит таблетку в верхнюю часть пламени. После опыта спиртовку тушат колпачком.
Объяснение: процесс происходит по схеме:
Ca[CH2OH(CHOH)4COO]2*H2O -> CaO + C + CO2↑+ H2O↑
Какие наблюдаете признаки? (изменение цвета, выделение газа, образование хрупких продуктов)
щелчок на видео «сахарная пудра + конц. серная кислота» (01:07)
щелчок на видео «нитроацетанилид + конц. серная кислота» (00:56)
щелчок мышью на
Слайд №13:
Ведущий 2:
щелчок на видео «Вулкан» (00:53)
Какие наблюдаете признаки? (изменение цвета, выделение газа, тепла и света)
щелчок на видео «Свечение раствора» (00:48)
Опыт №7: разноцветное пламя (проводит ведущий)
На петельке из нихромовой проволоке внести соль хлорида меди (II) в пламя спиртовки.
Объяснение: используется качественная реакция на Сu2+ (зеленое окрашивание пламени)
С помощью различных веществ можно получать разную окраску пламени. Это свойство используется при изготовлении фейерверков.
щелчок мышью на
Слайд №2:
Ведущий 1: Сегодня мы совершили еще одно путешествие в мир веществ и их превращений. Будем ждать новых встреч с вами, чтобы вместе открыть эти двери в увлекательную науку «Химию»
Обмен впечатлениями зрителей.
Информационная поддержка и методическая основа разработки урока:
- Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Ахлебинин А.К. и др., 2006 г. ООО «1С-Паблишинг».
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004 г, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ
- Ресурсы сети Интернет: school-collection.edu.ru/ и др.