Урок русского языка по теме "Повторение в конце года. Разделы науки о языке". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (369 кБ)


Цели:

  1. обобщить сведения о разделах языкознания;
  2. продолжить формировать умения:
    – различать звуки речи;
    – узнавать фразеологические обороты и указывать их лексическое значение;
    – определять части речи и морфемный состав слова;
    – выполнять пунктуационный разбор предложения;
    – находить и объяснять орфограммы;
  3. воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

Повторение: гласные и согласные звуки, причастие и деепричастие, служебные части речи, сложное предложение, причастный и деепричастный обороты, написание производных предлогов и другие орфограммы.

Оборудование урока: презентация, листы с дидактическим материалом для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Вводный контроль.

Фронтальный опрос:

– Какие разделы науки о языке вам известны?

– Что изучает фонетика? Зачем нужно уметь различать звуки и буквы?

– Лексика? Фразеология?

– Морфемика? Словообразование? Зачем нужно уметь разбирать слово по составу?

– Морфология? Зачем нужно уметь определять части речи?

– Синтаксис? Пунктуация? Зачем нужно уметь находить члены предложения?

– Орфография?

(Ответы учеников сопровождаются показом слайда презентации.)

3. Работа с дидактическим материалом (задания 1– 4).

Задания по разным разделам языкознания размножены для каждого ученика на отдельном листе. После выполнения очередного задания учитель просит прокомментировать его. Затем ученики проводят самопроверку, сверяя свои записи с изображением на слайде презентации.

Комментарий к заданию №2: на доске размещены рисунки с сюжетами фразеологических оборотов (сесть в калошу, вставлять палку в колеса, лезть в бутылку, ходить по струнке, хватать звезды с неба, прятать голову в песок).

Оценка выполнения заданий № 1 – 4: 0 – 0,5 – 1 б. (не выполнено, выполнено частично, выполнено правильно).

Критерии общей оценки:

5–4,5 б. – «5»
4–3 б. – «4»
2,5–1,5 б. – «3»

4. Итоговый контроль.

Работа с текстом «Письмо Матроскина».

Ученики выполняют задание, проводят самопроверку (текст на слайде презентации).

Критерии оценки практической грамотности – традиционные.

5. Дополнительное задание по развитию речи.

написать ответ Матроскину, указав достоинства и недостатки героя.

6. Итоги урока.