Цель: Расширение представлений детей о вокальной музыке, о певческих голосах.
Задачи:
- Закреплять знания детей о вокальных произведениях разных жанров (народное, классическое, эстрадное). Побуждать детей к пониманию содержания песен. Закреплять умение различать певческие голоса.
- Знакомить детей с моделированием вокального произведения (песни) по заданному алгоритму.
- Развивать слуховое внимание, мышление, музыкальную память, речь.
- Побуждать детей к сотрудничеству, работая в подгруппах.
- Воспитывать желание исполнять песни выразительно, в соответствии с их содержанием и характером.
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Методы: метод погружения в музыку, метод контраста. Наглядный, словесный, практический, поисковый.
Приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, проблемные вопросы. ИКТ презентация, моделирование, сравнение, игровые приемы.
Оборудование, ТСО: фортепиано или синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, столы.
Пособия: нотные листы с записями музыки; иллюстрации магнитофона, музыкального центра, компьютера. Раздаточный материал: карточки-картинки с изображением флешки, магнитофонной кассеты, CD-диска; листы офисной цветной бумаги, пиктограммы эмоций, «волшебная» стрелочка , нотки разного цвета для рефлексии, конверт.
Ход НОД
В музыкальном зале установлен экран, проектор.
Слайд 1 – тема НОД.
Под спокойную инструментальную музыку дети входят в зал.
Их встречает Кот Музик – музыкальный руководитель в костюме.
Ребята приветствуют Кота.
Кот Музик: Здравствуйте, ребята! Я так рад, что у меня сегодня столько гостей! Вот только одно меня огорчает. Посмотрите, на полу разбросаны листочки. Наверное, ветер влетел в форточку и поиграл с ними. Поможете мне разобрать их?
Дети: Конечно, поможем.
Кот Музик: Скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что это за листочки? Чем они отличаются от простых листов бумаги? Кому они могут принадлежать? Откуда могли выпасть? Что может быть на них написано?
Дети, отвечая на вопросы, сравнивают листочки, высказывают свои предположения. Игра «Найди отличия» - линейки, ноты, слова… Наверное, это нотные листочки.
Кот Музик: Может в этих нотных листочках есть какая-нибудь тайна?
Отправимся в музыкальную страну? Разгадаем тайну? А музыка будет помогать нам...
Дети двигаются под «Веселую песенку» Г. Струве, передавая в движении содержание песни. Затем присаживаются на ковре.
Кот Музик: Отдохнем немного.
Слайд 2.
Кот Музик: Вместе с песенкой мы с вами очутились в стране вокальной музыки. Как вы, ребята, думаете, что же такое вокальная музыка?
Дети высказывают предположительные ответы.
Кот Музик: Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки; теперь звучит какое-то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу... Все это - вокальная музыка (от латинского vocalis - звучащий, поющий), то есть музыка, предназначенная для пения с аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории и, наконец, оперы…
Кот Музик: А вот и «пропуск» в вокальную страну. (Показывает детям карточки – картинки с изображением флешки, магнитофонной кассеты, CD-диска).
- Возьмите, пожалуйста, карточку-пропуск и займите место в том «музыкальном доме», в котором вы найдете техническое средство (аппаратуру), на котором можно будет воспроизвести и услышать музыку, записанную с нотных листочков на эти носители музыкальной информации.
В соответствии с носителями музыкальной информации дети занимают места за тремя столами, на которых в подставках стоят иллюстрации магнитофона, компьютера, музыкального центра.
Игра «Найди свой «музыкальный» дом».
Так же на столах лежат листы офисной цветной бумаги пиктограммы эмоций, «волшебная стрелочка» для коллективного составления модели песни.
Кот Музик хвалит детей за сообразительность и внимание, за быстрое выполнение задания. После того, как дети сядут за столы, карточки-пропуски у детей собираются.
Кот Музик: Прежде, чем записать вокальное произведение на звуковой носитель, что нужно сделать, чтобы все услышали вокальное произведение (песню)?
Дети дают предположительные ответы:
- Знать ноты, мелодию, уметь петь по нотам.
- Спеть песню, прослушать - воспроизвести, используя аппаратуру.
- Нужен музыкальный инструмент, чтобы сыграть мелодию (фортепиано, баян, синтезатор).
- Нужна аппаратура: магнитофон, музыкальный центр или компьютер.
Кот Музик: Ребята, вы всё правильно сказали. Просто так песню не услышишь. Наверное, в этом и заключается тайна нотных листочков?
Песню надо исполнить. А вот как прозвучат, кем (в чьем исполнении), какими голосами будут исполнены? О чем расскажут нам песни, какие чувства вызовут и чему нас научат, мы с вами будем определять. Справимся с заданиями?
Дети отвечают согласием.
Кот Музик: Еще скажите, пожалуйста, как называют людей, которые исполняют вокальную музыку (поют песни)?
Дети отвечают полным ответом.
Кот Музик: Ребята, я вам открою тайну. Оказывается песню можно не только спеть, но и изобразить схематично, с помощью условных обозначений. Слайд 3. (Пояснение последовательности моделирования)
Дети, попробуем составить модель вокального произведения?
Дети: Попробуем. Постараемся.
Кот Музик по очереди берет нотные листочки разных вокальных произведений. Звучат фрагменты вокальных произведений разных жанров (русская народная песня, два классических произведения, эстрадная песня), в исполнении певцов с разными певческими голосами, в разном музыкальном сопровождении.
1. Русская народная песня «А я по лугу» - аккапельное пение. Лена Гук, Лена Первова, детский вокальный ансамбль – Слайд 4.
Дети слушают песню, затем, советуясь и коллективно принимая решение, составляют модель песни: цвет и настроение, характер; чувства и эмоции, выраженные в вокальном произведении, тип певческого голоса. Дети рассказывают, почему они именно так смоделировали прозвучавшее вокальное произведение. Высказываются о характере песни, о том, кто ее исполняет, каким по высоте голосом, как это отражается на выразительности, содержании песни, чему песня учит, какое воспитательное значение несет.
Кот Музик хвалит детей за выполненное задание.
По такому же алгоритму дети воспринимают фрагменты следующих вокальных произведений и моделируют их.
2. «Шарманщик» муз. Ф. Шуберта в исполнении С. Шапошникова (низкий мужской голос) Слайд 5.
3. Романс «Соловей» муз. Алябьева в исполнении Евгении Мирошниченко (высокий женский голос) Слайд 6.
4. Песня «Что такое доброта?» сл. и муз. Любаши в исполнении детской эстрадной группы «Барбарики». Слайд 7
Дети слушают 1й куплет песни.
Кот Музик: Дети, что бы вы стали делать под звучание этой песни?
Дети: Танцевать!
Кот Музик: Какая задорная, радостная, веселая песенка! Потанцуем все вместе?
Танец – импровизация под запись песни «Что такое доброта?» сл. и муз. Любаши.
Дети танцуют, затем, советуясь и коллективно принимая решение, составляют модель песни.
Дети рассказывают, почему они именно так смоделировали прозвучавшую песню. Высказываются о характере песни, о том, кто ее исполняет, каким по высоте голосом, как это отражается на выразительности, содержании песни, чему песня учит, какое воспитательное значение несет.
Кот Музик хвалит детей за выполненное задание.
Кот Музик: Дети, как вы думаете, мы с вами раскрыли тайну нотных листочков? Смогли ответить на все вопросы?.. Что вам было трудно: рассказывать о музыке или моделировать ее?
Дети говорят, что было для них трудным, а что удалось сделать легко и быстро.
Кот Музик: А сами вы умеете исполнять песни?
Дети: Умеем! Любим петь!
Кот Музик: Чтобы песню исполнять, как настоящие певцы, какие правила нужно помнить, какие действия выполнять?
Дети:
- правильно стоять, правильно дышать
- выполнять упражнения для губ, для языка, для голоса
- делать самомассаж горла
- петь дружно, слушать музыку и друг друга, петь выразительно и т.д.
Дети самостоятельно выполняют все упражнения и исполняют песню по желанию. Например: «Веселый дом» сл. И Белоусова, муз. А. Базя.
Итог НОД.
Кот Музик: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Какую музыку мы с вами слушали? Что новое мы узнали?
Дети: (предположительные ответы)
- слушали вокальную музыку;
- убедились в том, что песен много и все они разные;
- узнали, что каждая песня имеет свое настроение, характер исполнения и певца, исполняющего её;
- утвердились во мнении: чтобы песня понравилась слушателям, ребятам и они захотели ее петь, исполнять песню нужно с душой;
Кот Музик: Дети, как вы думаете, можем ли мы эти нотные листочки (показывает нотные листы, собранные детьми в начале занятия) собрать в один музыкальный сборник? Почему? (Ответы детей).
Рефлексия.
Кот Музик: Ребята, какие чувства вы испытали, когда, слушали вокальные произведения разного характера?
Дети рассказывают о своем настроении, о своих музыкальных предпочтениях (кому какое музыкальное произведение понравилось).
Кот Музик: Ребята, ответьте, пожалуйста, кто пишет стихи, слова к песне? (поэты). А кто же пишет музыку к песням и записывает ее нотами? (Композиторы)
Дети, возьмите цветную нотку в соответствии со своими впечатлениями от пребывания в стране вокальной музыки. Мы их сложим в конверт и пошлем композиторам, чтобы они написали новые, интересные, современные песни и вокальные произведения для детей. Слайд 8.
Дети выбирают ноты по цвету, обоснуют, почему они взяли ноту именно такого цвета, складывают их в конверт, чтобы «отправить их композиторам».
Кот Музик: Спасибо вам, ребята, за помощь в раскрытии тайны нотных листочков! До свидания! До новых встреч в стране вокальной музыки! Слайд 9.
Дети, прощаются с Котом Музиком и под «Веселую песенку» Г. Струве уходят в группу.
Интернет-ресурсы и музыкальные пособия:
- muzofon.com
- Аудиокассета «Пестрый колпачок» Георгий Струве
- Журнал «Музыкальная палитра» 1-2007- стр. 25.