ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
- обобщение знаний учащихся о птицах, их многообразии, образе жизни, поведении и значении в природе и жизни человека;
- расширение знаний об использовании образов птиц в народном эпосе, литературе, музыке, искусстве и технике;
- формирование бережного отношения к птицам.
Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint.
Ход игры
Вступление. Звучит песня «Вы слыхали, как поют дрозды?»
Ведущий: А кто из вас действительно знает, как поют дрозды? Давайте послушаем вместе песнь певчего дрозда. Слайд 2.
Далее учащийся читает стихотворение:
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают.
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают! (С. Степанов)
Слайд 3. Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. И сегодня мы будем говорить об этих удивительных созданиях, которые покорили небо. Ваши знания и умение действовать вместе, сообща, принесут вашей команде заработанные баллы. Вы узнаете много нового и интересного, а помогут в этом наши помощники – группа «Википедия» ☻ <Приложение 1> .
Наша игра будет проходит по следующему плану:
Слайд 4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
- Представление команд. Домашнее задание: «Народная мудрость», «Фантастическая птица».
- Разминка-викторина.
- Кроссворд «Семь С».
Игра со зрителями - «Отгадай птицу».
- Конкурс капитанов.
- «Своя игра».
- «Сказочный» конкурс.
- Птицы – наши друзья. Берегите птиц!
Успехов вам, и пусть победит сильнейший!
1. Представление команд (название, эмблема, девиз).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Слайд 5. «Народная мудрость» – пословицы и поговорки, связанные с птицами. Команды зачитывают их по очереди, не повторяясь. Максимум - 5 баллов. <Приложение 2>
- Слайд 6. «Фантастическая птица» – рисунок. Максимум - 3 балла.
2. РАЗМИНКА – викторина. Право ответа – поднятая рука. За выкрики с мест – штраф.
Вопросы:
- Слайд 7. Какая птица служит талисманом КВНа? (Кивин)
- Слайд 8. Какая птица с давних времен символизирует мудрость? (Сова)
- Слайд 9. Символом какой телепередачи она является? («Что? Где? Когда?». Лучших игроков награждают призом – хрустальной совой.)
- Слайд 10. Какой герой знаменитого мирового бестселлера использовал сову для передачи сообщений? (Гарри Поттер, автор книги – Джоан Ролинг)
☻ СОВА <Приложение 1> Слайд 11. Такие разные совы. - Слайд 12. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, Орел)
- Слайд 13. Названия каких птиц встречаются среди названий русских городов? (Орел, Гусь- хрустальный)
- Слайд 14. Индусское изречение советует учиться у этой птицы четырем добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуты опасности, пировать с друзьями. (Петух)
- Слайд 15. Благодаря какой птице мужская рубашка получила свое название? (Сорока)
- Слайд 16. Какая птица имеет хвост в виде рожек? (Ласточка)
Слайд 17. Такие разные ласточки. - Слайд 18. Как зовут птицу-однофамилицу известного украинского писателя? (Гоголь)
- Слайд 19. Какие птицы занимались доставкой почты? (Голуби). Кого символизирует голубь в православной иконографии? (Святой Дух)
Слайд 20. В настоящее время селекционеры вывели множество различных пород голубей. - Слайд 21. Какие птицы были посланы Господом в утоление голода евреям при исходе из Египта? (Перепела)
- Слайд 22. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? Эту птицу охотно держат дома. (Канарейка, Канарские острова)
- Слайд 23. На картине какого знаменитого русского художника изображен прилет первых весенних птиц? («Грачи прилетели» Алесей Саврасов, 1871 г.)
Слайд 24. Чем привлекает грачей пашня? - Слайд 25. Какая птица подсчитывает годы нашей жизни? (Кукушка)
☻ КУКУШКА <Приложение 1> Слайд 26. Гнездовой паразитизм. - Слайд 27. Какой птице из детской песенки в Петербурге есть памятник? (Чижику-пыжику, на реке Фонтанке)
3. Слайд 28. КРОССВОРД «Семь С» - Заполните кроссворд названиями птиц, начинающихся с буквы С.
(Примеры названий птиц: СЫЧ, СИП, СОВА, СТРИЖ, СОЙКА, СОРОКА, СИНИЦА, СТРАУС, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ)
Во время заполнения кроссворда командами проводится игра со зрителями. Отгадавшие получают жетоны (картонные фигурки птиц), которые они смогут в конце игры обменять или на конфеты, или на дополнительные очки для любой команды.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – загадки (Слайды 29-34)
-
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. ( Дятел) -
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) -
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) -
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крошки собирает,
По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей) -
В воде купался, а сухим остался. (Гусь). Почему?
-
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок:
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)
4. Слайд 35. Задание «ОТГАДАЙ ПТИЦУ» - По первым буквам названий птиц составьте название крупной птицы. (Например: Иволга, Журавль, Чайка – ЧИЖ)
Птицы на экране: Аист, Синица, Скворец, Удод, Тетерев, Рябчик - СТРАУС
Слайд 36. Африканские страусы.
Слайд 37. На страусиной ферме.
5. Слайды 38-43. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Найдите в предложении птицу. (Например: У тигра чесался нос. - ГРАЧ)
- В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ
- Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА
- По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА
- Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ
- На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ
- Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ
6. «СВОЯ ИГРА» - команды сами выбирают вопросы из различных тем различной стоимостью (1, 3 или 5 баллов) Слайды 44-59
А. Пример для подражания | 1 | 3 | 5 |
Б. Сказочные птицы | 1 | 3 | 5 |
В. Назад в прошлое | 1 | 3 | 5 |
Г. О птицах в стихах | 1 | 3 | 5 |
Д. Птицы России | 1 | 3 | 5 |
А. Пример для подражания:
- 1 б. Какие мифические герои использовали крылья для побега с острова Крит? Почему спастись удалось только одному из них? (Дедал и Икар)
- 3 б. Какая автомашина названа в честь птицы? (Чайка – легковой автомобиль ГАЗ-14)
- 5 б. Какие птицы дали название группе быстрокрылых авиаторов? (Стрижи)
Б. Сказочные птицы:
- 1 б. Какая сказочная птица имела золотое оперение? Назовите сказки с ее участием. (Жар-птица, «Иван-Царевич и Серый Волк», «Конек-горбунок»)
- 3 б. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс)
- 5 б. Какие райские птицы стали персонажами известной картины В.М. Васнецова «Песни радости и печали», вдохновившей юного Александра Блока? (Сирин и Алконост) ☻ АЛКОНОСТ и СИРИН <Приложение 1>
В. Назад в прошлое
- 1 б. Какая известная древняя птица, жившая около 150 млн лет назад, сочетала признаки и пресмыкающихся, и птиц? Назовите эти признаки. (Археоптерикс)
- 3 б. Какая нелетающая птица, истребленная европейцами в 17 веке, была выбрана символом государства Маврикий и стала изображаться на гербе этой страны? (Дронт, или Додо) ☻ ДРОНТ <Приложение 1>
- 5 б. Эта гигантская вымершая птица с о. Мадагаскар, достигавшая 3 м в высоту и массы порядка 500 кг, вошла в легенду из «Тысячи и одной ночи» под названием птицы Рух. (Эпиорнис) ☻ЭПИОРНИС <Приложение 1>
Г. О птицах в стихах
-
1 б. Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли — своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен. (Жаворонок) -
3 б. В голубенькой шапочке, бурой сорочке,
В саду, где набухли на яблоньке почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой,
Но песни не бросит певец голосистый.
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик) -
5 б. Фи-тиу флейтой на рассвете
У речки слышен звук высокий...
И наклоняет иву ветер
И прячется в густой осоке,
Чуть свет блеснёт, она задорно
Уже поёт на ветке тонкой.
Два цвета: золотое с чёрным
Пестрят в наряде птицы звонкой.
Вспугни её хотя б немножко, -
«Фи-тиу» в «мяу» обернётся,
За что она «лесною кошкой»
Народом исстари зовётся. (Иволга)
Д. Птицы России
- 1 б. Какая птица, названная Львом Лещенко «маленьким волшебником белой рощи», считается непревзойденным «сладкоголосым» певцом? (Соловей)
- 3 б. Какая птица является в России самой маленькой? (Королёк)
- 5 б. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. (Клесты) ☻ КЛЕСТ <Приложение1>
7. Слайд 60. «СКАЗОЧНЫЙ» конкурс. За одну минуту вспомните сказки, в которых птицы служили транспортным средством.
Слайд 61. «Гуси-лебеди», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница»
Слайды 62-66. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Берегите птиц» - чтение стихотворений под пение птиц. <Приложение 3>
Слайды 67-68. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Можно организовать конкурс лучшего игрока и вручить ему грамоту и приз в виде фигурки совы.
Слайд 69. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
- ru.wikipedia.org
- festival@1sept.ru Внеклассное мероприятие по биологии. <526140> автор - Луговая Е.В.
- festival@1sept.ru Урок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс) <521214> автор – Семенова Н.Н.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008.