Цель: Создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала.
Задачи:
Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.
Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.
Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, умение выстраивать ответы в логической последовательности.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка д/з.
- Актуализация темы. Постановка цели и задач урока.
- Изучение материала. Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Закрепление материала.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оснащённость урока:
- Бланки с заданиями для работы в парах
- Рабочая тетрадь
Демонстрационный материал (спички, гвоздь, медная, алюминиевая проволока, пластилин, крупа, сера, железо, спиртовка, стеклянная палочка, линейка).
Техническое оснащение: Мультимедиа, компьютер, презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
1. Организационный момент. |
Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить учащихся на насыщенный урок. Тема урока Тела и вещества в окружающем мире Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Слайд 1. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. |
Стоят. Садятся тихо на места. |
|||||||||||||||
2. Проверка д/з. |
Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке? Мы с вами познакомились с трудной, но очень интересной темой. «Что у земли внутри» и из чего она состоит. Проверим наши знания. (Приложение 1). На столе у вас находится тест. Отвечая на вопросы, выберите правильный ответ и запишите букву, выбранного вами ответа, в табличку «Ключ» под соответствующей цифрой. |
Горные породы, строение Земли. | |||||||||||||||
3. Актуализация темы. Постановка цели и задач урока. Опрос выборочно Кто для себя какие поставил задачи на урок. |
Какие слова у вас сложились при выборе правильных ответов теста? Проверьте друг друга. Оцените. 2 слайд. Обратите внимание, что здесь изображено. А из чего они состоят? Сияние луны, полёт кометы –это что? 3 слайд. А что здесь вы видите? Это тоже тела. Из чего они состоят? А полёт бабочки, распускание цветов, сияние звёзд на небе, гроза, дождь. Что это? Давайте сформулируем тему нашего урока. Возьмите путеводитель, который лежит у вас на столе и запишем. (Приложение 2). 4 слайд. «Вещества и явления» Что мы можем сказать о телах, которые нас окружают? А из чего они состоят? Что вы знаете о веществах? Явлениях? Запишите в табличку. Всё ли вы знаете о веществах, явлениях? Что бы вы хотели узнать? (Спрашиваю выборочно, записываю на доске). |
Явление, вещество. Космические тела. Тела. Все тела состоят из веществ. Явление. Формулируют тему и записываем. |
|||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. Работа с учебником стр. 66. |
Какую цель мы поставим сегодня для себя на уроке. 5 слайд. Помогите мне сформулировать задачи урока. На столе у вас лежит небольшой брусок пластилина. Что здесь тело, а что вещество? Деревянная линейка - ? А из каких веществ может быть изготовлена линейка. Медная проволока - ? Алюминиевая проволока - ? Железный гвоздь - ? Проведём небольшой эксперимент. Представим себя учёными. Разделите пополам брусок пластилина, поделитесь друг с другом. Можете ещё разделить? А ещё? Представим, что мы разделили так, что дальше нам маленькую крошечку пластилина разделить больше невозможно. Можно и тогда разделить на меньшие части? А с помощью чего? Существует такая аппаратура, способная делить вещества на более мелкие частички? У меня на столе лежит крупа. Представим, что это под большим увеличением та мельчайшая частичка пластилина, которую мы не смогли разделить. Смогу теперь разделить на две половинки? До каких пор можно разделить на части крупу? Итак, уважаемые учёные мы доказали, что существуют мельчайшие частицы. Откройте учебник на стр.66. рассмотрите рисунки, и скажите, как называются мельчайшие частицы вещества? Какой вывод можно сделать по строению вещества? 6 слайд. Рассмотрим молекулы веществ. Воды, кислорода, аспирина. Они такие разные. Чем они отличаются? А можем ли мы разделить молекулу? |
Формулируем цель. Задачи урока. Да. До одной крупинки. Молекулы Все вещества состоят из молекул. |
|||||||||||||||
Работа в Р.Т.с 39 з 4. Работа в парах Физкультминутка |
Найдите на стр. 66. На какие частички можно разделить молекулы. Как они называются? Что такое атом? Атомы веществ в химии принято называть химическими элементами. Обратите внимание на таблицу, здесь расположены химические элементы, которые имеют свою символику. Итак, мы с вами видим, что молекула кислорода состоит из двух одинаковых атомов химического элемента. А вода – из разных атомов химических элементов. На какие группы можно разделить вещества? (Если нужна помощь, обратитесь к материалу учебника) Какие из предложенных здесь веществ мы отнесём к простым, а какие к сложным? 7 слайд. Сделайте вывод: какие бывают вещества? Что такое простое вещество? Что такое сложное вещество? Отметьте в путеводителе. (На какие группы они делятся. Из чего состоят). Откройте Р.Т. на стр.39 выполните задание 4. Прочитайте, что нужно сделать. Обменялись тетрадками. Проверяем. Назовите простые вещества. Назовите сложные вещества. Итак, в природе нас окружают тела, которые состоят из веществ. Из простых или сложных. Что же такое тело, а что вещество? На столе у вас лежит листок «Тело Вещество». Выберите из предложенных слов, которые находятся в конверте, что здесь тело? А что здесь вещество? Какая карточка осталась. Почему? (Приложение 3) Слайд 8 . Отдохнём! Какие явления вы наблюдали? Какие бывают явления? Выясним? Проведём опыт. Сера и железо – это чистые вещества. Как правило, в природе чистых веществ нет. Какими свойствами они обладают? - сера в воде. Не растворяется и не тонет. - железо магнитит. Смешаем эти два простых вещества. Что мы получили? Сохраняют ли они свои свойства? Проверим. Сможем ли мы их разделить? Слайд 9. Видео «Смесь железа и серы» Получилось новое вещество при смешивании чистых веществ железа и серы? Мы сможем физически разделить эти два вещества? |
Атом. Мельчайшая частица вещества. Простые и сложные. Выполняют задание в рабочей тетрадке. Это явление. Да |
|||||||||||||||
Работа с учебником Работа с учебником Стр. 68. |
Химические элементы могут соединяться друг с другом в различных комбинациях, образуя многообразие веществ. Слайд 10. Видео «Реакция соединения железа и серы» Сохранили ли сера и железо свои свойства? Что мы получили? Новое вещество, которое образовалось в результате взаимодействия серы и железа, оно сложное или простое? Докажите. Эти два явления отличаются? Чем? На какие две группы можно разделить явления? Какое из этих явлений мы можем назвать химическим, а какое физическим? Почему? (фиксируйте в путеводителе) Рассмотрим ещё явления и определим: это химическое или физическое. Слайд 11. Гололедица. – ? Это явление. Образуется ли новое вещество. Слайд 12. Радуга. - ? Образуется ли новое вещество. Слайд 13. Гниение листьев. Образуется ли новое вещество. Слайд 14. Горение дров. Слайд 15. Вулканизм. Извержение лавы. Чем отличаются эти явления? (образуется и не образуется новое вещество). Слайд 16. На какие две группы можно разделить явления. Что значит химическое явление? Физическое? |
Нет. Новое вещество. Сложное, потому что состоит из 2 веществ. Нет. Нет. Да. Образуется новое вещество. Физические и химические. |
|||||||||||||||
Подведение итогов | Слайд 17. Что вы узнали сегодня на уроке? Слайд 18. Все ли утверждения верны.. Проверим, как вы усвоили новый материал? Тест. 1. Вещества состоят из молекул. 2. Сложное вещество состоит из атомов одного вида. 3. Простое вещество состоит из атомов одного вида. 4. Молекулы состоят из атомов. 5. Образование нового вещества – химическое явление. 6. Выберите физическое явление: а) горение дров б) вулканизм в) высыхание лужи г) скисание молока. (Меняемся), проверяем. |
||||||||||||||||
Слайд 19. Проверь себя.
|
|||||||||||||||||
Д/З |
Стр. учебника 64-67, Р.Т. стр.38 задание 1,2. Рассказываю, что нужно сделать. |
||||||||||||||||
Рефлексия. | Гора. Какие достижения у вас сегодня, на какую высоту этой горы вы добрались. |