Цель: познакомить учащихся с существенными признаками птиц.
Задачи:
- Образовательные: создание условий для выявления существенных признаков в процессе исследования небольшой проблемы, основывающееся на многообразии птиц; познакомить с обучением практическому исследованию предметов природы.
- Развивающие: способствовать развитию умений школьников обобщать полученные знания, проводить сравнение, анализ, классификацию; развивать воображение и творческие способности детей, формировать приёмы учебной деятельности; способствовать развитию у школьников исследовательских умений и навыков.
- Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе и бережное отношение ко всему живому; создавать условия для развития универсальных учебных действий.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков 1 класс, с. 36-37; перья птиц; лупы, ножницы, стаканы с водой; тесты, клей, оценочные листы, рисунки птиц и дерева; бумажные полоски: зелёная, синяя, красная
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Формы работы: индивидуальные, парные; коллективная деятельность, общеклассная дискуссия.
Формы учебной деятельности: практическая работа.
Методы обучения: наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение); метод диалогического изложения (беседа, сравнение, классификация); интегрированные методы (сочетание восприятия художественного произведения с музыкой и художественным словом); метод единства восприятия и созидания (деятельность направлена на эмоциональное восприятие, рассматривание перьев птиц); частично-поисковый (исследовательская деятельность); метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение); кластер, подводящий к теме диалог, «яркое пятно».
Технология: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.
Планируемый результат: знать существенные признаки птиц, строение их тела, уметь отличать птиц от других животных
Ход урока |
УУД |
|||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Эмоциональный
настрой.
Всем желаю доброго утра хорошего настроения и
новых открытий.Потрите ладошки. Вы почувствовали
тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и
передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет
хорошо и уютно рядом с вашими
друзьями-одноклассниками. |
Коммуникативные: мотивация, взаимодействие с товарищами | |||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний А) Игра на внимание. Индивидуальная работа Проверим, ваше внимание и умение отличать
животных разных групп Стрекоза, щука, лиса, муравей, окунь, волк, бабочка, карась, кит, комар. Б) Тест. Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. – Давайте вспомним, что нового мы узнали на
прошлом уроке, проверим свои знания. Проверка. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы товарищей. Самооценка. Оцените свои знания. Если умеете отличать насекомых от рыб, приклейте зелёное дерево, если допустили 1 ошибка – жёлтое , 2 и более – коричневое дерево. |
Познавательные: рассуждение,
самостоятельная работа Регулятивные: самооценка |
|||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной проблемы Игра «Кто лишний» Работа в группах. Учащимся даются карточки с рисунками животных. Необходимо найти «лишнюю» картинку на каждом листе. Рассмотрите картинки, обсудите свои ответы в группе. 1 группа. (5 картинки) Божья коровка, бабочка, жук, дрозд, комар – Кто изображён на вашей карточке? 2 группа. (5 картинки) Щука, карась, страус, окунь, ёрш – Кто изображён на вашей карточке? 3 группа. (5 картинок). Пингвин, лиса, олени, бобры, медведь – Кто изображён на вашей карточке? Лиса, олени, бобры – это кто? Почему? Назовите существенные признаки этих животных. Кто лишний? Почему дрозд, страус, пингвин оказались «лишними» на ваших карточках? Как сказать одним словом пингвин, дрозд, страус – это кто? Почему? – Исходя из этого, определите тему нашего
урока. О ком мы будем говорить на уроке? Вывод: мы определили тему урока и вопросы, на которые хотим получить ответ. Самооценка. Вы правильно ответили на мои вопросы. Приклейте на оценочный лист птицу – дятел. |
Познавательные: рассуждение,
аргументация, приём классификации Коммуникативные: работа в парах Регулятивные: самооценка |
|||||||||||||||||||||
4. «Открытие» детьми новых знаний –
Что вы знаете о птицах? Что бы вы хотели узнать о
них? Таблица «ЗХУ»
– Итак, как вы думаете, кого считают птицами? Обсудите данный вопрос в парах. На доске кластер, приём гроздья. Давайте разберём каждую из ваших версий. А) Птицы умеют летать. А кто ещё умеет летать, кроме птиц? Верно, бабочки, белка-летяга, летучая мышь. – Можно ли их назвать птицами? Нет. Значит, умение летать не главная особенность птиц. На доске картинка летящей птицы. Вывод: птицы умеют летать. Б) Птицы это те, кто умеет петь. Ворона не поёт, но её считают птицей. Но вот дельфины, касатки поют. Но это не птицы. Значит, умение петь не главное отличительное свойство птиц. На доске картинка поющего соловья. Вывод: птицы умеют петь. В) Птицы вьют гнёзда. Вы согласны? Да, вьют гнёзда, но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а ещё «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делает гнездо и оса. Но ведь она не птицы. На доске картинка гнезда птицы. Вывод: птицы вьют гнёзда. Г) Птицы откладывают яйца. Согласны? Пингвины и страусы тоже откладывают яйца и из них появляются птенцы. Но и крокодилы, черепахи и змеи тоже откладывают яйца. Но они не птицы. На доске картинка гнездо с яйцами птиц. Вывод: птицы откладывают яйца Д) Птицы имеют крылья. Белка-летяга, летучая мышь, стрекоза, они тоже имеют крылья. Но они не птицы. Значит, наличие крыльев не главная особенность птиц. На доске картинка летящего стрижа. Вывод: птицы умеют крылья. Е) Птицы питаются насекомыми. Цапли, аисты питаются лягушками – это хищные птицы. На доске картинки с клёст – растительноядная, цапля – хищная птица, синица – всеядная, дрозд – ягодами. Вывод: птицы бывают хищными, всеядными и растительноядными. Итак, есть птицы, которые не поют, не вьют гнёзд, не летают, но их называют птицами. А вот страус и петь не поёт, и летать не летает. За что же тогда его птицей считают? Чтение отрывка из текста о страусах. – Страусы не умеют летать, и крылья им
служат для украшения. У страуса длинные и очень
сильные ноги, на которых они бегают так же быстро,
как и лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц,
мелких зверьков. Вывод: птицы – это животные, которые умеют летать и петь, вьют гнёзда, откладывают яйца. Но это не главные отличительные признаки птиц. Оцените свою работу на данном этапе урока. |
Познавательные: побуждающий диалог,
развитие речи, формулирование ответов на вопросы Регулятивные: выдвижение гипотез Познавательные: смысловое чтение Регулятивные: самооценка |
|||||||||||||||||||||
5. Физминутка. Если я назову
птицу, вы хлопаете, рыбу – топаете,
насекомое – кружитесь. Будьте внимательны. Щука,
сорока, пингвин, бабочка, шмель, окунь, страус,
воробей. – Почему вы не хлопали, когда я назвала слова пингвин и страус. Как вы думаете, кто они? – Пингвин и страус – это птицы. Они не умеют летать, петь. Но их называют птицами. Почему? Вывод: значит их отличительный признак– это перья. Самооценка. Если вы ни разу не ошиблись, приклейте на своё дерево птицу – сороку. |
Регулятивные: самооценка Познавательные УУД |
|||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление нового
знания А) Работа по учебнику. Работа в группах. Строение тела птиц – Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны
выявить общие признаки, относящиеся к птицам. Игра «Ты – мне, я – тебе» – У вас на партах лежат части тела птицы.
Соберите картинку. Б) Проверка: фронтальный опрос. – Я называю части тела птиц, а вы показываете
эту часть тела мне. Проверим, знаете ли вы части
тела птиц. Вывод: Строение тела птиц в основном
одинаковое. В отличие от других животных у
птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают,
гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку,
когда сидят. У страуса и пингвина тоже 2 ноги, 2
крыла, есть клюв, значит, их можно отнести к
птицам. Хотя кенгуру хорошо прыгает на двух
лапах. Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое. В) Знакомство с отличительным признаком птиц. – Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полёте. Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но очень плохо). – Почему вы отнесли курицу к птицам? Чем
покрыто тело летяги, летучей мыши? Вывод: Птицы – единственные в мире
животные, у которых тело покрыто перьями. Поэтому
их и называют ещё пернатыми, т.е.
покрытыми перьями. Мы ответили на главный вопрос
нашего урока. Кто такие птицы? Птицы – это
животные, тело которых покрыто перьями. Г) Рассмотрите иллюстрации в учебнике и
назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте
с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с.
90 |
Познавательные: смысловое чтение Коммуникативные общение с учителем, умение работать в группе Регулятивные: самооценка |
|||||||||||||||||||||
7. Практическая работа А)
Практическая работа по изучению птичьих перьев. Итоги нашего исследования. Тело птицы
– хитроумный «аппарат», и важную роль в нём
играют перья. Большие перья на крыльях помогают
птице летать, перья на туловище защищают тело от
ушибов, маскируют от врагов, спасают от холода и
жары. Придают телу форму. Перья хвоста позволяют
держать равновесие, делать повороты, остановки. Вывод:
всё тело птиц покрыто перьями. Ни у каких других
животных перьев нет. Из-за своего строения перья
такие лёгкие, прочные, упругие. Перья – это
одежда птиц. |
Познавательные УУД Регулятивные: самооценка |
|||||||||||||||||||||
8. Итог урока. Обобщение А) Графический диктант. Я читаю утверждения, если вы согласны, то на листочках ставите +, если не согласны с моим утверждением, то ставите – 1) Все птицы летают. Проверка. Если ваша группа выполнила задание, верно, то приклейте на ваш лист ласточку. Б) Обобщение – Можем ли мы сейчас сказать, кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных? Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, есть крылья, две конечности, клюв, позвоночник. – Почему птиц называют пернатыми друзьями?
– Как вы думаете, нужны ли нам знания о птицах? Зачем? В) Выставка книг о птицах. На одном уроке не возможно ответить на все ваши вопросы, поэтому дома вы можете прочитать дополнительную литературу, книги и журналы. Из них можно узнать много нового и интересного |
Регулятивные: самооценка | |||||||||||||||||||||
9. Рефлексия – Если вам понравился наш урок, и вы сделали для себя новые открытия, то приклейте на дерево яблоко.
|
Регулятивные: самооценка | |||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание:
|