Цели и задачи:
- Формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола, о процессе выращивания хлеба.
- Обогащать и активизировать словарь детей. Развиватьсвязную речьдетей.
- Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства.
- Повторить количественный счёт до 5.
- Продолжать учить детей лепить из солёного теста, в ходе деятельности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Активизация словаря:рассыпчатая, чёрствый, ароматный, аппетитный, ржаной, пшеничный.
Оборудование: интерактивная доска с презентацией этапов выращивания хлеба, тарелочки с мукой, ложечки, счётные палочки, цветное солёное тесто, скалки, доски для лепки, формочки для лепки, влажные салфетки, поднос, магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель делает вид, что слышит звуки мотора, будто кто-то летит. Под музыку «Полёт шмеля» вбегает Карлсон, останавливается.
Карлсон:
Я моторчик свой завёл,
Прямо с крыши к вам пришёл.
Где же булки, плюшки, торт?
Карлсон мигом всё сметёт.
– Здравствуйте, ребята.
Я летел, летел, и к вам в садик залетел.
Расскажите, как вы здесь живёте. Я вам буду
задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Речевая разминка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как стоишь? – Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как смешишь? – Вот так!
Как дружишь? – Вот так!
– Молодцы.
– А что вы сегодня ели на завтрак? (Ответы
детей)
– Ребята, на завтрак, обед и ужин вы едите разные
блюда, а какой продукт на столе и утром и вечером?
– Правильно, каждый день у нас на столе и в
детском саду и дома хлеб.
– Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы
детей)
– Давайте с вами подумаем и назовём много слов,
каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый,
белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)
– Хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и
полезный.
– Ребята, а хотите, я расскажу вам, откуда к нам
хлеб пришёл? (Ответы детей)
– Ну, садитесь поудобнее, я начинаю свой рассказ.
Рассказ Карлсона сопровождается показом слайдов. (Приложение 1)
Слайд № 1 Всё начинается с маленького
зёрнышка. Это – зерно пшеницы.
Слайд № 2 Весной трактористы пашут землю и
сеют пшеницу в землю.
–Давайте и мы посадим зёрнышки.
Физкультурная минутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
– Колосок из зёрнышка ржи называется ржаной, а
из зёрнышка пшеницы, пшеничный.
– А давайте с помощью палочек вырастим своё
пшеничное поле.
Карлсон предлагает пройти к столу, на котором лежат счётные палочки, а также выложены образцы колоска из палочек.
– Сколько палочек у каждого из вас? (5)
Карлсон сначала показывает, а потом предлагает детям самим из счетных палочек собрать колосок. (Детивыкладывают из счётных палочек колоски.)
Карлсон: Молодцы, дети, какие замечательные колоски у вас получились.
(Дети проходят и садятся на стульчики)
Слайд № 3
Карлсон: Посмотрите, и у меня целое поле колосков выросло. Осенью пшеница созревает, и колоски убирают специальными машинами – комбайнами. Собирается много зерна.
Слайд № 4
Затем зерно на мельнице мелят и получают муку.
– А давайте, мы сейчас мы с вами рассмотрим муку. Я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой.
(Дети занимают места за столам.)
Карлсон: Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету? (Ответы детей: белая.)
Карлсон: Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (Ответы детей: мягкая, пушистая.)
Карлсон: Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку.
Карлсон: А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей)
Карлсон: Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.
Карлсон: Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто? Что мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто? (Ответы детей.)
Карлсон: Правильно, для того, чтобы из муки получилось тесто, нужно в неё добавить воду, соль, немного сахарного песка, яйцо, все перемешать – и получим тесто.
Слайд № 5
Карлсон: Из теста пекут хлеб, булочки. Ребята, а что ещё пекут из теста? (Ответы детей)
Карлсон: Верно, а еще из теста пекут печенье, булочки, кексы, ватрушки, пироги и пирожки, а также делают макароны.
Карлсон: Что-то я проголодался. Ребята, давайте приготовим угощение – печенье. Посмотрите, здесь у нас уже готовое тесто лежит.
(Карлсон предлагает детям занять места у стола .)
– Возьмите кусок теста в руки, раскатайте ладошками шарик (показ). Положите готовые шарики на дощечку, раскатайте скалкой – получится лепёшка. А теперь возьмите формочки и выдавите ими из лепёшек фигурки. Готовое печенье положите на поднос. (Дети лепят из теста)
– Ребята, а как вы думаете, сейчас уже можно печенье есть? Почему нельзя? (Ответы детей.)
– Верно, сначала печенье нужно испечь. Я сейчас поставлю поднос в духовку. А пока печенье печется, я вам предлагаю протереть руки влажными салфетками. Мы с вами немножко побеседуем.
(Дети проходят к стульчикам и занимают свои места.)
Карлсон: Вот видите, ребята, сколько нужно потрудиться, чтобы вырастить колосья и испечь хлеб. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатками и крошками можно покормить птиц на прогулке.
– Дети, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей: как сажают зерно и т.д.)
Карлсон: Хлеб – самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: «Хлеб всему голова».
Карлсон: Вы поиграйте, отдохните, а как только печенье испечется – я вас позову, будем угощаться.
Через некоторое время после занятия Карлсон вносит в группу печенье для угощения детей.
Список литературы:
- Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» – 2002г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» – 2003г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» – 2005г.
- Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» – 2005г.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е, Акимова Ю.А., Белова И.К. «Здравствуй, мир!», Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003. – 304 с
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., Просвещение, 1984.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М., Просвещение, 1987.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.
- Хананова И.Н. Солёное тесто. М., Аст-Пресс книга, 2006.