Урок русского языка по теме "Односоставные предложения. Подготовка к заданию В4". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Предметные цели:

  • знать признаки односоставных предложений;
  • понимать отличие односоставного предложения от двусоставного полного и неполного;
  • уметь определять виды односоставных предложений;
  • уметь находить в тексте односоставные предложения, указанного вида.

Метапредметные цели:

  • уметь правильно формулировать цель деятельности;
  • совершенствовать умения адекватно понимать устную и письменную информацию:
  • уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками, совершенствуя коммуникативные навыки работы в группе;
  • уметь собирать и систематизировать материал на определенную тему;
  • уметь анализировать, соотносить явления и понятия;
  • владеть разными видами чтения.

План урока

Вид работы

Что делают обучающиеся

Универсальные учебные действия

1

Повторение понятий и правил

1) Работа с таблицей по предложенному плану.
2) Проверка в парах.
Коммуникативные,
познавательные,
регулятивные.

2

Соотнесение явления и примера

1) Групповая работа (4 человека) на соотнесение явления и примера
2) Проверка с помощью подготовленных консультантов
Коммуникативные,
познавательные.

3

Работа с текстом

1) Работа с текстом.
2) Предположительное прогнозирование успешности результатов работы.
2) Заполнение таблицы.
3) Проверка таблицы. Чтение предложений с указанием места в таблице
4) Работа по вопросам к тексту
Коммуникативные,
регулятивные

4

Самостоятельная работа

1) Работа по 3 вариантам
2) Самопроверка с помощью ключа
Коммуникативные,
регулятивные

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Готовясь к сегодняшнему уроку, я  вспомнила слова греческого философа Антисфена: «Самым красивым и почетным венком является тот, который мы получаем в результате воспитания и образования». И сегодня есть такая возможность, разумно используя время на уроке, вплести в венок небольшую ветвь. Тема урока «Односоставные предложения». Сформулируйте задачи урока. Ответы на вопросы учителя. Обмен мнениями.

Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

Вам было задано повторить теоретический материал по данной теме. Задайте вопросы своим одноклассникам.

 

На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
Какие предложения называются двусоставными?
Какие предложения называются односоставными?

2. Проверка упр. 341 (учебник Русский язык. 10-11 классы. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина, – М.: «Родное слово», 2010)
Внимание на 3 предложение: Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. (1 основа  – двусоставное неполное предложение)
Упр.341.
Односоставные: 1,6,8,9.
Двусоставные: 2,3,4,5,7,10.
3. Назовите виды односоставных предложений.  
4. Чтобы правильно определять вид односоставных предложений, мы должны уметь определять, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой.

Перед вами глаголы. Укажите, в какой форме глаголы в первом столбике, в какой  – во втором столбике.

      ?                                ?
Звонишь                 Смеркается
Клеят                      Нездоровилось
Сеют                       Морозило
Не забуду                Вечереет

В первом – личные глаголы, во втором – безличные.
5. На какое лицо указывают глаголы 1-ого , 2-ого,3-его лица? 1 лицо – на говорящего или говорящего и другие;
2 лицо – на собеседника или собеседника и другие;
3 лицо – на лица, не принимающие участия в разговоре, чаще всего те, о ком идет речь; они могут быть и неизвестны.

Повторение понятий и правил

Чтобы повторить необходимые понятия и правила, выполните задания 1 и 2 в таблице (Приложение 1) 1) Работа с таблицей по предложенному плану.
Выполнение 1 и 2  задания к таблице.
Итог по данной части Выполнив эти задания, вы повторили определения двусоставного предложения, отличие двусоставного неполного от односоставного, способы выражения определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных  предложений. 2) Проверка в парах.

Соотнесение явления и примера

Умения хорошо читать и грамотно  писать не составят образования, если не учат любви, доброте. Следующее задание будете выполнять в группах. Помните о взаимоуважении, старайтесь услышать именно аргументированное решение и коллективно принять правильное решение. 1) Групповая работа  (4 человека) по 2 вариантам.
2) Проверка с помощью подготовленных консультантов.
(Приложение 2) Выполнив это задание, вы потренировались определять виды односоставных предложений.
Скажите, в каких предложениях содержится  мудрый совет?
Дело словом не заменишь.
Век живи, век учись.
Итог по данной части Какая тема объединяет другие предложения?
В одном из предложений автор говорит: «Люблю безмолвие полуношной природы, люблю ее лесов лепечущие своды, люблю ее степей алмазные снега».
Красота природы родного края.
Работа с текстом

(Приложение 1)

Любовь многогранна. В разных ее проявлениях она окружает человека с самого рождения и сопровождает всю жизнь.
Прочитайте текст, выполните 3 задание по таблице.
Если считаете, что справитесь с заданием, поставьте «+». Если справитесь с небольшим количеством ошибок «+», если не справитесь «–».
1) Работа с текстом.
2) Предположительное прогнозирование успешности результатов работы.
2) Заполнение таблицы.
3) Проверка таблицы. Чтение предложений с указанием места в таблице.
4) Рефлексия: соотнесение предварительной оценки и реального результата.
Итог по данной части Поднимите руки, у кого предварительный и действительный результат совпали. Вы умеете оценить себя верно.  Поднимите руки, у кого предварительный  результат оказался выше действительного. Вы склонны несколько завышать свои результаты. Поднимите руки, у кого предварительный результат оказался ниже действительный. Вы склонны занижать свои возможности.
Какие предложения не были найдены?
4) Работа по вопросам к тексту.
Поэтическая минутка Названные вами синонимы к слову   «малютка» и слова тревоги передают любовь матери.
Это любовь неисчерпаемая.

Мама – это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама – это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама – в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама – это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама – это лучик света,
Мама – это значит ЖИЗНЬ!

 

Самостоятельная работа

Вы увидели свои ошибки и теперь, я думаю, вы успешно справитесь с   самостоятельной работой (Приложение 3) 1) Работа по 3 вариантам
2) Самопроверка с помощью ключа

Итоги урока.
Домашнее задание.

Домашнее задание каждый определит себе сам. По словам Гоголя, русский язык – громада. И это великое наслаждение погрузиться и уловить его законы. Мы пытаемся постичь эту громаду.
Я желаю любви, добра в вашей жизни и в  жизни ваших мам.
Выбор домашнего задания:
1) упр. 342 (учебник Русский язык. 10-11 классы. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина – М: «Родное слово», 2010)

2) Выписать примеры односоставных предложений  из произведений художественной литературы.