Программа по использованию информационно-коммуникационных технологий как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с родителями


Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике.
Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

В проекте Министерства образования и науки России «Актуальные задачи современной модели образования» от 19.05.2008 г. №3567/0 необходимыми условиями формирования современной модели образования являются: модернизация системы образования; постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования. Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ОУ.
Учитывая, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители, взаимодействие педагогов с семьей является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ОУ, возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Современная реальность такова, что большинство родителей – занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в таких формах взаимодействия с ОУ, как семинары, конференции, тренинги и другие виды специально организованной работы, что заставляет искать новые формы и методы. От того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности образовательного учреждения во взаимодействии с семьей, т.к. успешность коррекционного процесса зависит от адекватности реагирования членов семьи на проблемы ребенка и помощь в их преодолении.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом особенности ребенка, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Современные средства ИК технологий помогают педагогам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество взаимодействия с родителями.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого–педагогических условий развития положительной мотивации.
Преимущество ИКТ в работе с родителями заключается в том, что позволяет использовать:

– электронную почту для обмена мнениями без затрат дополнительного времени;
– индивидуализированную подачу информации;
– заказной принцип консультирования родителей
– изучение родителями информации в удобное для них время.

Применение ИКТ в ОУ ставит перед собой цель организовать систему оперативной поддержки, консультирования Семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

Реализация поставленной цели через следующие задачи:

  • Интегрировать информационно-коммуникационные технологии в процесс взаимодействия ОУ и семьи.
  • Повышать информационно-коммуникационную компетенцию педагогов разного профиля.
  • Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий, с целью оптимизации взаимодействия и повышения родительской компетентности.
  • Создать условия для использования информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия ОУ с семьей.
  • Формировать целостный позитивный имидж ОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий и коррекционно-развивающего процесса.
  • Обновление форм и методов взаимодействия ОУ с семьей.
  • Обеспечение публичности и открытости системы управления ОУ.
  • Функционирование информационно – коммуникационной службы.
  • Взаимная готовность ОУ и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
  • Информационное обеспечение и доступность информации для каждого участника образовательного процессе через ОУ, Интернет.

Этапы реализации программы

I этап – организационный:

  • Изучение и подбор литературы по теме ИКТ.
  • Создание сайта ОУ.
  • Обеспечение технической базы и условий.
  • Обеспечение доступа к интернету.
  • Разработка программы использования ИКТ.
  • Разработка графика консультирования.

II этап – практический:

  • Апробирование ИКТ и внедрение их во взаимодействие  с социальным институтом семьи.
  • Проведение семинара-практикума для педагогов по использованию современных технологий.
  • Информирование родителей о внедрении ИКТ в работу ОУ.
  • Своевременное обновление информации на сайте ОУ.
  • Дистанционное консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса.
  • Скайп-консультирование.

III этап – аналитический:

  • Анкетирование участников образовательного процесса по вопросам удовлетворенности.
  • Анализ работы, выявление проблем для корректировки дальнейшей работы по программе.
  • Мониторинг активности родителей в использовании ИКТ.

Формы работы

Взаимодействие с родителями посредством сайта ОУ.

Цель: информирование общественности о деятельности ОУ, развития единого образовательного информационного пространства ОУ.

Задачи:

  • Обеспечить открытость  деятельности ОУ и освещение деятельности в сети Интернет.
  • Создать условия для взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.
  • Установить постоянный контакт родителей с ОУ.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность посредством ИКТ.
  • Создать условия для распространения положительного опыта семейного воспитания.

Направления работы:

  • Информационно-ознакомительная
  • Информационно-просветительская
  • Наглядно-информационная

Содержание деятельности сайта:

1. Ознакомление с деятельностью ОУ  через разделы сайта:

  • Информационная справка
  • Нормативно-правовая база
  • «Знакомьтесь это мы»

2. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса:

  • Растем здоровыми
  • Дополнительное образование
  • Методическая копилка
  • Академия успешных родителей
  • Обратная связь
  • Форум

3. Наглядное представление результатов деятельности:

  • Фотогалерея
  • Наши достижения
  • Новости
  • Гостевая книга

Дистанционное консультирование родителей через электронный почтовый ящик.

Цель: организация оперативного взаимодействия с родителями, построение индивидуального педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка.

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия с родителями.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Приобщить родителей к коррекционно-развивающему процессу.

Реализация дистанционного консультирования:

  • Доступность адреса электронной почты через информационные памятки в группах и  на сайте ОУ в разделах «Знакомьтесь это мы», обратная связь.
  • Оперативность ответа на поступивший запрос от родителей.
  • Возможность получения индивидуальной и конфиденциальной информации.

Мониторинг активности родителей отслеживается через Регистрационный журнал дистанционного консультирования запросов родителей к специалистам.

Скайп-консультирование

Цель: организация индивидуального консультирования в ситуациях, непозволяющих родителям посещать ОУ для личного контакта со специалистами и педагогами.

Задачи:

  • Создать условия для организации скайп-консультирования.
  • Обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы.

Реализация скайп-консультирования:

  • Предварительная запись через педагога группы для получения консультации в период болезни, длительного отсутствия ребенка и других  объективных причин, с учетом графика скайп-консультирования.
  • Регистрация заявки педагогом в журнале скайп-консультирования.
  • Ответственный за организацию скайп-консультирования, оповещает педагога, специалиста о поступившей заявки.
  • Проведение скайп-консультации педагогом, специалистом согласно графика работы.
  • Мониторинг консультаций отслеживается через Регистрационный журнал скайп-консультирования запросов родителей к специалистам.

Понятийный аппарат

Под информационно-коммуникационными технологиями обучения (ИКТ) понимается совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на  использовании компьютерно-коммуникационных средств, и технологии педагогических измерений, которые обеспечивают воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.

Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет:
Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с коллегой по работе, совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов)
Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.

Онла́йн (англ. online, от англ. on line – «на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») – «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.
Слово мультимедиа в буквальном переводе означает много средств для представления информации пользователю.

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме.

Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. С доской поставляются бутафорские пластиковые маркеры, которые могут быть заменены любым подходящим предметом.

Список используемой литературы:

  1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  3. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/