Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике.
Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».
В проекте Министерства образования и науки России «Актуальные задачи современной модели образования» от 19.05.2008 г. №3567/0 необходимыми условиями формирования современной модели образования являются: модернизация системы образования; постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования. Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ОУ.
Учитывая, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители, взаимодействие педагогов с семьей является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ОУ, возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Современная реальность такова, что большинство родителей – занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в таких формах взаимодействия с ОУ, как семинары, конференции, тренинги и другие виды специально организованной работы, что заставляет искать новые формы и методы. От того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности образовательного учреждения во взаимодействии с семьей, т.к. успешность коррекционного процесса зависит от адекватности реагирования членов семьи на проблемы ребенка и помощь в их преодолении.
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом особенности ребенка, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Современные средства ИК технологий помогают педагогам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество взаимодействия с родителями.
Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого–педагогических условий развития положительной мотивации.
Преимущество ИКТ в работе с родителями заключается в том, что позволяет использовать:
– электронную почту для обмена мнениями без затрат дополнительного времени;
– индивидуализированную подачу информации;
– заказной принцип консультирования родителей
– изучение родителями информации в удобное для них время.
Применение ИКТ в ОУ ставит перед собой цель организовать систему оперативной поддержки, консультирования Семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.
Реализация поставленной цели через следующие задачи:
- Интегрировать информационно-коммуникационные технологии в процесс взаимодействия ОУ и семьи.
- Повышать информационно-коммуникационную компетенцию педагогов разного профиля.
- Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий, с целью оптимизации взаимодействия и повышения родительской компетентности.
- Создать условия для использования информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия ОУ с семьей.
- Формировать целостный позитивный имидж ОУ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий и коррекционно-развивающего процесса.
- Обновление форм и методов взаимодействия ОУ с семьей.
- Обеспечение публичности и открытости системы управления ОУ.
- Функционирование информационно – коммуникационной службы.
- Взаимная готовность ОУ и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
- Информационное обеспечение и доступность информации для каждого участника образовательного процессе через ОУ, Интернет.
Этапы реализации программы
I этап – организационный:
- Изучение и подбор литературы по теме ИКТ.
- Создание сайта ОУ.
- Обеспечение технической базы и условий.
- Обеспечение доступа к интернету.
- Разработка программы использования ИКТ.
- Разработка графика консультирования.
II этап – практический:
- Апробирование ИКТ и внедрение их во взаимодействие с социальным институтом семьи.
- Проведение семинара-практикума для педагогов по использованию современных технологий.
- Информирование родителей о внедрении ИКТ в работу ОУ.
- Своевременное обновление информации на сайте ОУ.
- Дистанционное консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса.
- Скайп-консультирование.
III этап – аналитический:
- Анкетирование участников образовательного процесса по вопросам удовлетворенности.
- Анализ работы, выявление проблем для корректировки дальнейшей работы по программе.
- Мониторинг активности родителей в использовании ИКТ.
Формы работы
Взаимодействие с родителями посредством сайта ОУ.
Цель: информирование общественности о деятельности ОУ, развития единого образовательного информационного пространства ОУ.
Задачи:
- Обеспечить открытость деятельности ОУ и освещение деятельности в сети Интернет.
- Создать условия для взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.
- Установить постоянный контакт родителей с ОУ.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность посредством ИКТ.
- Создать условия для распространения положительного опыта семейного воспитания.
Направления работы:
- Информационно-ознакомительная
- Информационно-просветительская
- Наглядно-информационная
Содержание деятельности сайта:
1. Ознакомление с деятельностью ОУ через разделы сайта:
- Информационная справка
- Нормативно-правовая база
- «Знакомьтесь это мы»
2. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развивающего процесса:
- Растем здоровыми
- Дополнительное образование
- Методическая копилка
- Академия успешных родителей
- Обратная связь
- Форум
3. Наглядное представление результатов деятельности:
- Фотогалерея
- Наши достижения
- Новости
- Гостевая книга
Дистанционное консультирование родителей через электронный почтовый ящик.
Цель: организация оперативного взаимодействия с родителями, построение индивидуального педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия с родителями.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Приобщить родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Реализация дистанционного консультирования:
- Доступность адреса электронной почты через информационные памятки в группах и на сайте ОУ в разделах «Знакомьтесь это мы», обратная связь.
- Оперативность ответа на поступивший запрос от родителей.
- Возможность получения индивидуальной и конфиденциальной информации.
Мониторинг активности родителей отслеживается через Регистрационный журнал дистанционного консультирования запросов родителей к специалистам.
Скайп-консультирование
Цель: организация индивидуального консультирования в ситуациях, непозволяющих родителям посещать ОУ для личного контакта со специалистами и педагогами.
Задачи:
- Создать условия для организации скайп-консультирования.
- Обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы.
Реализация скайп-консультирования:
- Предварительная запись через педагога группы для получения консультации в период болезни, длительного отсутствия ребенка и других объективных причин, с учетом графика скайп-консультирования.
- Регистрация заявки педагогом в журнале скайп-консультирования.
- Ответственный за организацию скайп-консультирования, оповещает педагога, специалиста о поступившей заявки.
- Проведение скайп-консультации педагогом, специалистом согласно графика работы.
- Мониторинг консультаций отслеживается через Регистрационный журнал скайп-консультирования запросов родителей к специалистам.
Понятийный аппарат
Под информационно-коммуникационными технологиями обучения (ИКТ) понимается совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерно-коммуникационных средств, и технологии педагогических измерений, которые обеспечивают воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.
Скайп (или Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет:
Вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с коллегой по работе, совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов)
Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.
Онла́йн (англ. online, от англ. on line – «на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») – «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.
Слово мультимедиа в буквальном переводе означает много средств для представления информации пользователю.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме.
Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. С доской поставляются бутафорские пластиковые маркеры, которые могут быть заменены любым подходящим предметом.
Список используемой литературы:
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/