Повышение эффективности обучения иностранному языку в школе можно осуществить через создание театрально-языкового социума. Такой вид деятельности позволяет соединить учебно-воспитательный процесс в единое целое, удовлетворяя интеллектуальные и эмоциональные потребности учащихся. Внеклассная театральная работа по иностранному языку имеет также большое общеобразовательное и развивающее значение. Она не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Современный подход к обучению иностранным языкам отводит большую роль развитию коммуникативной направленности обучения, а доминирующим видом является говорение. Приёмы театрализации также осуществляют и вариативность образования. Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет учитель, который должен создать условия для организации диалогового взаимодействия, развития творческой активности учащихся, поощряя исполнительское творчество, побуждать ребят к импровизации, обеспечивая взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе.
Подготовка к театрализованной деятельности детей – это сложный трудоёмкий процесс. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с особенностями внеурочной работы. Я считаю, что учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен.
При организации и проведении внеклассного театрализованного мероприятия от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Я хочу представить вам театральную постановку на английском языке, в которой участвовали школьники 5-6 классов. Это экологическая сказка “Обмен планет”.
Основная цель моей работы: мотивировать учащихся к дальнейшему изучению английского языка, посредством театрализованной деятельности; развивать творческие способности, тренировать иноязычную речь учащихся, обогащая и расширяя лексический запас.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи (грамматические и лексические навыки);
- совершенствовать умение аудирования;
- работать над фонетикой, интонацией, выразительностью речи (использовать и отрабатывать речевые фразы);
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.
Как показывает опыт, театрализованная внеклассная деятельность позволяет учащемуся решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне развиваться, расширяя кругозор и приобретая навык позитивного взаимодействия в коллективе. Внеклассная работа оказывает положительное воздействие на формирование трудолюбия, самостоятельности, поддерживает потребность практического использования иностранного языка.
Литература:
- Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/сост. Е.Л. Ерхова, С.В. Захаркина, Е.В. Атаманчук.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Русско-английский разговорник. Г.А. Сорокин, Д. Хэджен, А.О. Кувалдин. - М.: Рус. яз., 1986.
Сценарий экологической сказки “Обмен планет”
Участники: звёздный мальчик, клубничка, гриб, цветок.
Объявление: “На нашей планете производится обмен!”
“We can make planet exchange on our planet!”.
Scene I
Starkid: It’s very interesting!
Strawberry: I’d like to make exchange, but who will agree to take my planet?
Starkid: It’s a great idea! Let’s do it!
Strawberry: But… Will be the exchange equal and fair?
Starkid: I’m sure. My planet is warm. Your planet is warm too.
Strawberry: It’s all right!
Scene II
Появляются под руку жители цветочной и грибной планеты. Они подходят к объявлению, вслух читают и переговариваются между собой.
Mushroom: My friend and I decided to make exchange and took everything under consideration. She’s got flowers and I’ve got mushrooms.
Flower: There are rare kinds of flowers on my planet and it is filled with the scent of plants. You would pay for it more money!
Mushroom: My area is bigger! There are a lot of forests and fields there!
Flower: It’s all right, all right!
Scene III
Усиливается шум, жители всех планет ссорятся между собой. Под запись звука штормового ветра прилетает звёздный мальчик
Flower: What’s happening? I really scared.
Mushroom: What’s the matter? Why do inhabitants of the planets cry? What happened to the weather?
Житель клубничной планеты обращается к звёздному мальчику.
Strawberry: I hardly got to your house. I’m very tired. I saw many plants, strange trees, unusual creatures on your planet. But the air is very bad and the water is grey! I can’t live there!
Starkid: I don’t like strawberries! I’ve got a headache in the open air Let’s mare exchange in other way!
Flower: As for me, I should think very well.
It’s far from me to reach the mushroom planet and besides we have no neighbors there. There is no smell of flowers.
Mushroom: I don’t feel comfortable among the flowers. There are too many of them!
Flower: Stop crying! We almost killed each other. Don’t worry! Let everybody live on his own planet.
Scene IV
Starkid: Everybody must know his own home, his planet and his Motherland, but not only his place.
Strawberry: It’s important to get on with nature to be responsible for it.
Mushroom: Protect our nature! Protect a flower on the field! Protect a mushroom on the path! Protect a butterfly on the grass! Protect a bird in the tree! You need to take care of each other.
Starkid: Let’s decorate the planets with strawberries, flowers, mushrooms. Let them enjoy us and then everybody will be happy.
Звучит музыка. Жители каждой планеты украшают друг друга цветами, грибами, бабочками и т.д.