Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Разделы: Литература


Класс – 7

Цели урока:

  • воспитывать нравственные качества: долг, ответственность, сопереживание, милосердие, любовь к семье, патриотизм, стойкость, мужество; формировать гражданскую идентичность;осуществить внутри –имежпредметные связи (с историей, географией, религией), связь с жизнью; воспитывать уважение к автору;
  • познакомить обучающихся с историей написания поэмы Некрасова “Русские женщины”, историческими событиями, отраженными в произведении; ввести понятие “дилогия”; раскрыть тему, проблему, мотив, идею, пафос поэмы; обучать актерскому мастерству;
  • повторить понятия: “поэма”, “композиция”, средства выразительности; развивать устную монологическую и диалогическую речь; формировать умения рефлексивного чтения (понимать основную мысль текста, формировать систему аргументов, выражать информацию в виде записей, выделять главное в избыточной информации); развивать сценические способности; развивать читательские, познавательные, культурологические, коммуникативные, информационные, литературоведческие компетенции; развивать УУД.

Оборудование:

  • портрет Н.А.Некрасова;
  • учебник “Литература” (7 кл., в 2 ч., под ред. Коровиной);
  • мультимедийный проектор;
  • Скатов “Я лиру посвятил народу своему” (1985);
  • Шаталова “Дидактические материалы по литературе” (7 кл., 2006); “ЛШ” - №3 - 1988;
  • “ЛШ” - №5 - 1988; “ЛШ” - №1 - 1997;
  • Коровина “Читаем, думаем, спорим” (7 кл., 2000);
  • “Тесты по литературе” (5-11 кл., 2002);
  • Золотарева “Поурочные разработки по литературе” (7 кл., 2003);
  • Кастроль “Сборник диктантов по пунктуации” (7-8 кл., 1987);
  • “Поурочные планы по литературе” (7 кл., Волгоград. 1999);
  • Еремина “Поурочное планирование по литературе” (7 кл., 2003);
  • акварель К.Кольмана“Восстание 14.12.1825 г. в Петербурге наСенатской площади”;
  • выставка книг; портреты Николая 1, кн. Трубецкой, Трубецкого;
  • тексты поэмы;
  • доска с записями темы, эпиграфов, тезисов;
  • “Вальс” Грибоедова;
  • песня Р.Асадуллина “Дорога”, звон колоколов;
  • презентация.

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, декабрь знаменателен многими событиями.

- С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом)

(На фоне песни “Дорога”)

“...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, ипо ней под холодной луной,в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонтв своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).

- Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)

- Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)

Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге?.. (Русская женщина).

Итак, предметом нашего разговора сегодня, как вы уже поняли, будет русская женщина.

Есть женщины в русских селеньях... - пишет Некрасов в поэме “Мороз, Красный нос”, отрывок из которой вы учили наизусть в 5 классе. Некрасова по праву считают певцом “долюшки русской, долюшки женской”.Для него женщина – великое слово. В ней – чистота девушки, в ней – самоотверженность подруги, в ней – подвиг матери”.

III.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)

- Так как же называется эта поэма? (“Русские женщины”)

- Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке? (Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы; как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;какое место занимает поэма в современной литературе)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания)

- Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание), композицию (построение)).

Наверняка, вы читали поэму летом или к уроку просмотрели.

- Какова тема поэмы? (Тест: а) судьба декабристов, б) величие и сила духа русской женщины-дворянки, в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск, г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа)

- Выделите идею (основную мысль) поэмы. (Тест: а)трагическая судьба русской женщины, б)обличение светского общества, в)духовное величие русской женщины, г)подвиг декабристов)

- Какая проблема звучит в тексте? (Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига) Все вы правы. Но все же обозначим проблему долга. В ходе урока вы это поймете.

- Итак, постарайтесь сформулируйте тему урока. (“Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”)

V. Реализация построенного проекта.

Молодцы. В ходе урока делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.

Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине. (Н.Некрасов)

1. История создания поэмы..

Первоначальное название поэмы – “Декабристки”.

- Как вы думаете, почему автор изменил название? (“Русские женщины” - более широкое определение)

“Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей):

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. (В этом году, как видите, поэме исполняется 140 лет)

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”, опубликована в 1873г. Именно после прочтения этих “Записок” у Некрасова и родилась мысль о создании поэмы.

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой).

2. Историческая обстановка.

- Ребята, а что вы знаете о восстании декабристов 14 декабря 1825г.?

1) Николаевская Россия.

В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая 1.

2) Восстание декабристов.

Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь (слайд), отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, т.е. опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь.

3) Князь Сергей П. Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.

4) (Учебник, с.207)К поэме “Русские женщины”.

В 1826г. декабристы были сосланы в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жены. “Жены сосланных в каторжную работу, - писал А.Герцен, - лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции”.

5) Жены декабристов.

(Монолог под “Вальс” Грибоедова) “Я вспоминаю свой первый бал. Он, Серж, герой 1812г. Богат, привлекателен, образован. Роскошный дом на Английскойнабережной. 14 декабря 1825г. Сенатская площадь. Потом Петропавловская крепость.Смертный приговор. Но нет! Заменили! 20 лет каторги и вечное поселение. Я еду к нему во что бы то ни стало”.

6) Восточная Сибирь.

Путь был очень трудный. Железных дорог не было вовсе. Метели, снегопады, сильные морозы осложняли путь. По современным автодорогам от Москвы до Иркутска более 5039 км, до Читы – 6152 км, от Читы до Нерчинска около 400 км. Т.е. женам декабристов предстояло преодолеть около 7000 км.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

“После нескольких дней интенсивной работы, - вспоминает жена брата Некрасова, - Николай Алексеевич пришел к брату и сказал: “Пойдем в парк, под кедр, я буду вам читать “Русские женщины”, я написал наконец”.

Сейчас вы услышите отрывок из поэмы. Ваша задача – озаглавить его, определить композицию и главную мысль.

(Слушаем в записи 1 гл.)

(Примерные ответы детей:Название – “Прощание с отцом”. План – 1) возок готов, 2) отец сам готовит возок, благословляет дочь, 3) внутренний монолог княгини. Композиция разорванная.)

- Как вы думаете, почему автор нарушил временную последовательность?

(1. Поэма начинается с картины стремительного бега возка. Драматизм переживаний отца сочетается с основательностью подготовки к трудному путешествию его дочери. Разговор княгини с отцом дан уже как воспоминание. Это передает внутреннюю борьбу княгинимеждусвоим долгом и любовью к отцу. У нее непростой выбор:

...не легко с тобой расстаться мне
Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет...
Гордись – я дочь твоя!

эти слова можно использовать как эпиграф.)

(2. Чередования двустишия (дистиха) и восьмистишия (октавы), парной и перекрестной рифмы, риторического восклицания и знаков умолчания – все говорит о ее непростом решении.)

Вывод. Поэма содержит реальные факты, образ же героини дан свободный. Сплав такихкартин дает право определить пафос (эмоциональный тон) произведения как: (тест: а)лирический, б)трагический, в)сатирический, г)героический)?)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ребята, давайте с вами проследим, как дальше развивались события и оценим героев.

(Задания перед прослушиванием 2 главы:

- те же плюс индивидуальные:

1. Защитник губернатора.

2. Адвокат княгини.

3. Присяжный заседатель.

4. Судья-автор.)

(Прослушивание текста)

- Как же вы озаглавили 2 часть? (“Разговор с губернатором”)

(Инсценирование:

Учитель: - Встать! Суд идет! (встают, входит судья) Прошу садиться.

Судья: - Слушается дело княгини Екатерины Ивановны Трубецкой в отношении губернатора Иркутска.

Защитник губернатора: - Мой подзащитный - губернатор Иркутска – 7 лет служил под началом отца княгини Трубецкой. Он относится к княгине по-отцовски: говорил о трудностях ее пути и предлагал вернуться в свет, к отцу:

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет...

Пугал опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимо суровым климатом, путем в кандалах по этапу до Нерчинска, отречением от привилегий.

Речь его убедительная, красноречивая. Губернатор желал княгине лишь добра.

Адвокат княгини: - Княгиня Трубецкая вызывает восхищение мужеством, стойкостью. Она не сломалась под натиском губернатора, потому что ее поступок не минутный порыв. Это ее святой долг – поддержать мужа своей любовью. Она готова разделить с ним его участь и не желает жить “среди продажных и тупых”. Ее речь достойна уважения, образкнягини возвышенный, героический:

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть!
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!

В этих словах – кульминация произведения.

Присяжный заседатель: - Уважаемый суд! Посмотрите, каким перед нами предстает иркутский генерал-губернатор:

(Тест: а) внимательным и заботливым? – нет, б) властным и жестоким? – нет, в) мудрым и проницательным? – нет, г) упрямым и самонадеянным? – ответ очевидный – да. Вот как он описан в поэме: “начальник городской”, “как мощи сух, как палка прям”, “упрямый старичок”. О самонадеянности он говорит сам: “Здесь я – царь”. Все это вызывает негативные эмоции. Однако, как губернатор, выполняя свой воинский долг, он вынужден был чинить препятствия княгине. Пафос слов Трубецкой был настолько убедителен, что губернатор отступает и приказывает запрягать лошадей. И этот жест заслуживает снисхождения.

Учитель: - Прошу всех встать.

Г) Главный судья героев – это, конечно, сам автор. Некрасов с восхищением и любовью относится к княгине Трубецкой. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба – это выбор ее свободной воли.

Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет...

- говорит она, прощаясь с отцом. И это решение твердое. В разговоре с иркутским губернатором она трижды употребляет слово “долг”:

Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг...

Я должна
Близ мужа умереть...
Долг другой,
И выше и святей
Меня зовет...

Княгиня Трубецкая – святая женщина, блаженная. Эти слова можно использовать как эпиграф. (Звон колоколов)

Учитель: - Прошу садиться.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Отъезд кн. Трубецкой вызывает ассоциации с обычным уходом праведника от “прелестей” мира, лежащего в грехе. В поэме есть скрытая параллель с одной из Заповедей блаженства в нагорной проповеди Христа:

Блаженны изгнанные за правду,
ибо их есть Царствие Небесное. (Мф,5,10)
Блажен, кто меняет его суеты
на подвиг любви бескорыстной!
А.С.Пушкин

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Ребята, а какое у вас сложилось мнение о княгине? Дополните фразу: “Для меня Княгиня Трубецкая...”

(Ответы: - 1) ... мужественная героиня.

2) Она единомышленник своего мужа, Сергея Трубецкого, горячо любящая жена.

3) Верность долгу, уважение к подвигу декабристов, стремление поддержать их волю и мужество ставят княгиню Трубецкую (и других женщин) на необыкновенно нравственную высоту.

4) Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая – символ женской верности, самопожертвования. “Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Тема русской женщины волновала не только Н.А.Некрасова. К ней обращается М.Исаковский, поэт 20 столетия, в своем стихотворении “Русской женщине”, посвятив его событиям Великой Отечественной войны.

Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам.

X. Выставление оценок.

XI. Информация о домашнем задании.

1) № 175, 176, 177, 180 (Шаталова “Дидактические материалы по литературе”)

2) Выучить отрывок.

3) Написать сочинение-рассуждение. (Учебник, задание 4)

4) Прочитать поэму “Княгиня Волконская”, написать отзыв.