В Законе РФ «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитания духовно-нравственной личности. На решение этих задач и направлен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
В модуле «Основы православия» раскрываются христианские ценности.
Они обращают внимание в первую очередь на внутренний мир человека, на формирование его духовной сущности на основе веры, разума, воли и смирения (мир внутри себя).
Трудолюбие, ответственность, почтительное отношение к родителям, сострадание, благодарность, благожелательность – вот те качества, которые должны быть воспитаны в человеке согласно христианской морали.
Основой православия является любовь. Смирение, совесть, послушание, служение людям и Богу, ответственность, долг – вот важнейшие ценностные ориентиры православного учения.
Использование мультимедиа на данном уроке было направлено на решение следующих целей:
- Развитие творческого мышления.
- Формирование информационной культуры.
- Умение обрабатывать и представлять собственную информацию.
- Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации наглядности на каждом этапе урока.
- Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Формы использования ИКТ:
- Презентация учителя, на основе материалов интернета
- Презентация учащихся на основе личных фотографий, которая отражает самостоятельный опыт знакомства с христианскими ценностями
- Звуковое сопровождение
- Виртуальная экскурсия из интернета. Мы познакомились со следующими храмами: храм Николая Угодника в Кленниках; храм Сретения Господня в Переславль Залесском; храм Троицы Живоначальной в Листах
В презентации учителя дети знакомятся с устройством храма; знакомятся с храмами, которые находятся в ближайших окрестностях; с иконами, которые размещаются в храмах; слушают церковное песнопение, что способствует релаксации детей.
Если мы остановимся на подробнее на презентации учащегося, то стоит отметить, что материалы по изучению Храмов являются частью проекта, который пока не закончен. Дети изучали и сравнивали православные храмы в разных городах и разных годов построек, их архитектурные решения (купола, колокольни), внутреннее строение и убранство.
Это является пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка, литературы, МХК и других предметов основной школы, т.е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний.
Задача урока:
- Познакомить учащихся с устройством Храма;
- Новыми понятиями: алтарь, панихидный стол, иконы
Цели:
- Раскрытие ценностей православной культуры;
- Знакомство с традициями Христианства в современном мире.
- Показать историческую преемственность поколений;
- Сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Воспитание патриотов России.
Наглядность: Презентация учителя; презентация учащегося; виртуальные экскурсии
Музыкальное сопровождение: Колокольный звон; Церковное песнопение.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Что люди делают в храмах?
Как устроен православный храм?
2. Беседа.
Слайд 1, 2
Храм – это здание, предназначенное для богослужения. В христианской религии существуют синонимы: церковь, собор.
Слайд 3, 4
Колокольня – воздвигнутое рядом с церковью или непосредственно над папертью башнеобразное сооружение для подвески колоколов. Иногда ее называют звонницей.
Слайд 5
В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники.
Слайд 6
Священник учит людей молиться Богу и старается помочь людям.
Слайд 7
Свечка. Ее огонек тянется вверх, свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.
Слайд 8
Квадратный столик, на котором зажжено множество свечей – это «панихидный столик». Прихожане, так называют людей посещающих церковь, его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.
Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие», а умерших – «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передают священнику.
Слайд 9
А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Слайд 10
Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.
Слайд 11
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной жизни. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.
Можно молиться о людях, о зверях. О друзьях и о врагах.
– А почему люди перед иконами машут руками?
Слайд 12
Читая русские былины и сказки вы встречали такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.
Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.
Благословение – это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа …», «Бог да благословит…»
Благословить может любой христианин. Мама может благословить своего ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.
Слайд 13
Иконостас – стена из икон. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).
Слайд 14
Через них к людям выносят Евангелие. Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.
Слайд 15
Справа от Царских врат всегда икона Христа.
Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…
Бог – это начало всех вещей. Как же тогда у Него может быть мать?
– Значит, раньше Бога был еще кто-то?
Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он – Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария – Богоматерь.
Слайд 16
Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»…Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.
Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще Пресвятой Девой.
Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:
«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою! Благословенна ты в женах и благословен Плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Слайд 17
А за иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
– Как вы думаете почему?
Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вверх, а вширь? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем – надо уметь служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
Слайд 18
В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение всегда ведется на «церковнославянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковнославянский язык – общий язык для православных многих стран мира-России, Болгарии, Сербии, Чехии, Украины..
Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в IX веке создали «просветители славян» – святые братья Кирилл и Мефодий, и их ученики. Слайд 19.
Слайд 20
Вопросы и задания:
- Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
- Может ли православный христианин молиться без иконы?
- Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».
Слайд 21 .
Прочитайте стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела».
Благословленная Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – о ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мед – человеку, и Богу – свечу.
В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?
Показ презентации учащегося: Петербург – Приложение 2.
Виртуальные экскурсии – Приложение 1.