Цели:
- обобщение знаний учащихся о тексте, его признаках;
- анализ художественного текста;
- повторение орфографических и грамматических знаний учащихся в форме ГИА, ЕГЭ;
- развитие умения работать с художественным текстом, оформлять свои мысли, создавать творческие миниатюры;
- воспитание творческого и грамотного читателя.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Методы и приёмы работы: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология игровых методов, групповая работа.
ХОД УРОКА
I этап. Вызов
1. Определите тему урока, выполнив следующий ряд заданий:
А) из данного предложения выпишите сказуемое.
Бежит по степям на лапах чугунных поезд.
Б) из данного предложения выпишите определение
Улыбнулись сонные берёзки.
В) из данного предложения выпишите обращение
Приходи скорее к нам, дождик!
Г) из данного предложения выпишите подлежащее
И горит в парче лиловой облаками крытый лес.
Д) из данного предложения выпишите прямое дополнение
Люблю я ропот буйных вод.
(Ответ: бежит, сонные, дождик, лес, ропот)
Е) из последних букв ответов составьте слово
(Ответ: текст)
– Запишите тему урока. Объясните лексическое значение ключевого слова. Сформулируйте цели урока.
2. Назовите признаки текста, составьте кластер. (тема, основная мысль, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь предложений в тексте, логическая связь частей ).
3. Определите, текст ли перед вами на раздаточном листе №1. Докажите свою точку зрения.
Раздаточный лист №1
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть. Краснели по краям кленовые листы. И льется чистая лазурь на отдыхающее поле.
II этап. Осмысление и анализ текста
1. Знакомство с циклом рассказов-миниатюр «Крохотки» А.И.Солженицына
1.1. Определите, текст ли перед вами на раздаточном листе №2. Докажите свою точку зрения. Чтение учеником текста.
Раздаточный лист №2
Способ двигаться
1. Что был конь – играющий выгнутою спиной,
рубящий копытами, с размётанной гривой, с
разумным горячим глазом! 2.Что был верблюд –
двугорбый лебедь, медлительный мудрец с усмешкой
познания на круглых губах! 3.Что был даже
черноморденький ишачок – с его терпеливой
твёрдостью, живыми ласковыми ушами!
4. А мы избрали?.. – вот это безобразнейшее из
творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с
мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым
рылом, горбатое железным ящиком. 5. Оно не проржёт
о радости степи, о запахах трав, о любви к
кобылице или к хозяину. 6. Оно постоянно скрежещет
железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом.
7. Что ж, каковы мы – таков и наш способ
двигаться.
1.2. Сегодня мы будем работать на уроке с рассказом-миниатюрой А.И.Солженицына «Способ двигаться» из цикла «Крохотки».
– А что такое крохотки? Определите лексическое значение этого слова.
Крохотка – от слова крошечный, маленький, крошечка, крошка.
– Определите лексическое значение слова цикл.
Цикл – законченный ряд каких-нибудь произведений.
1.3. Что вы знаете об истории создания «Крохоток»? Сообщение заранее подготовленного ученика о циклах.
Много лет Александр Исаевич провел в тюрьмах и
лагерях: он был одним из миллионов несправедливо
осужденных, репрессированных. С момента
освобождения его из лагеря прошло всего 2 года. Он
все еще не привык дышать свободным воздухом. В
это время он проходит курс лечения в рязанской
онкологической клинике от рака (начавшаяся
болезнь в лагере). И вот после обычной прогулки
появляется рассказ «Дыхание».
Будучи изгнанным из Отечества (13.02.1974 -25.05.1994),
Солженицын не писал «Крохоток». Передавая в 1996
году в редакцию журнала «Новый мир» свои новые
маленькие рассказы, Александр Исаевич отмечал:
«Только вернувшись в Россию, я оказался
способным снова их писать, там – не мог…»
1.4. Почему у Солженицына появилась потребность вернуться к крохоткам спустя 33 года? (Рассказы писал человек, умудренный опытом, повидавший жизнь, много знающий и много переживший. Это своеобразные этюды-размышления, которые образуют 2 цикла).
2. Анализ крохотки «Способ двигаться»
2.1. Сейчас вы прослушаете крохотку «Способ двигаться» в авторском исполнении. Найдите свою «точку удивления» в тексте.
2.2. Какие «точки удивления» вы нашли в миниатюре? (зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, мимолетные мгновения. Представленные таким образом мгновения повседневности приобретают необычную яркость, красочность и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.)
2.3. Определите образную систему миниатюры. Соберите образы (задания по группам). Какими предстают перед нами образы миниатюры Солженицына?
Конь – | играющий выгнутой спиной рубящий копытами с размётанной гривой с разумным горячим глазом |
Верблюд – | двугорбый лебедь медлительный мудрец с усмешкой познания круглые губы |
Ишачок – | черноморденький с терпеливой твердостью живыми ласковыми ушами |
Творение Земли – | безобразнейшее на резиновых быстрых лапах с мёртвыми стеклянными глазами тупым ребристым рылом горбатое железным ящиком скрежещет железом плюёт фиолетовым вонючим дымом |
2.4. Как автор относится к животным и творению Земли? (C любовью к животным и сожалением, что люди променяли их на механизм)
2.5. Что же волнует автора этого текста? Сформулируйте проблему текста. (Технический прогресс и убожество человеческой жизни)
Проблема – сложный вопрос, задачи, требующие разрешения
2.6. А какова его позиция? Каков вывод он делает? (Каковы мы – таков и наш способ двигаться)
2.7. Сочинение-миниатюра. А каковы вы? 3-4 предложения (тип речи – любой.)
Заслушивание сочинений-миниатюр.
Физкультминутка
Покажите, на чем любите передвигаться вы. А теперь покажите, как вы едете на метро, на машине в гимназию, идете пешком. Изобразив и отгадав загадку, вы узнаете об очень полезном способе движения.
Загадка
Мчат колёса по дороге, над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом, это я бегу верхом!
Я и сидя бегу, и сижу на бегу.
И машину качу, и качусь, куда хочу (Велосипед)
2.8. Выпишите из предложений 1-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. (Разумным, медлительный, черноморденький, терпеливой, живыми, безобразнейшее, Земли, резиновых, стеклянными, глазами, ребристым, горбатое)
2.9. Произведите синтаксический разбор 6 предложения
Какие средства выразительности использует автор в этом предложении? (лексический повтор и эпитет). Определите роль средств выразительности.
2.10. Тест по тексту (задания в форме ГИА и ЕГЭ)
А3Укажите, какое средство речевой выразительности используется медлительный мудрец с усмешкой познания на круглых губах?
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
4) сравнение
А5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) терпеливый
2) горячим
3) горбатое
4) проржет
А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) медлительный
2) терпеливый
3) запахом
4) фиолетовый
А6 В каких словах правописание приставки определяется правилом: «В приставках на З-С перед звонким пишется З, перед глухим – С»?
1) безобразнейшее
2) проржет
3) избрали
4) размётанной
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «После шипящих под ударением пиши О, без ударения – Е»?
1) твёрдостью
2) ишачок
3) проржёт
4) терпеливый
В2 Замените словосочетание железным ящиком, построенное на основе согласования, на синонимичное словосочетание со связью управление. (Ящик из железа)
В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 5. (Оно не проржет)
В2 ЕГЭ Выпишите из 5-6 предложений словосочетание по типу примыкание. (Постоянно скрежещет)
2.11.Объясните смысл темы урока.
III этап. Рефлексия
1. Напишите синквейн или диаманте. (Можно по крохотке, можно по теме урока)
Структура синквейна:
1 строка – тема, существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола (причастия, деепричастия)
4 строка – фраза, цитата
5 строка – синоним темы, существительное
Структура диаманте:
1 строка – тема, существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола (причастия, деепричастия)
4 строка – фраза, связывающая 2-х героев
5 строка – 3 глагола (причастия, деепричастия)
6 строка – 2 прилагательных
7 строка – тема, существительное
Пример-образец:
Автомобиль,
комфортный, железный,
мчится, несётся, летит
«на резиновых быстрых лапах».
Скрежещет, плюёт, дымит
тупое, бездушное
чудовище.
2. Завершите фразу: На занятии я себя чувствовал…