Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии, и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности.
Задачи:
- обучать правильному поведению в природе,
- выявлять случаи негативного отношения человека к природе,
- расширять знания учащихся об экологических проблемах,
- развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.
Познавательные УУД: дополнение и
расширение имеющихся знаний и представлений об
окружающем мире.
Коммуникативные УУД: уметь
обмениваться мнениями, слушать друг друга,
строить понятные речевые высказывания;
принимать другое мнение и позицию, допускать
существование различных точек зрения.
Регулятивные УУД: принимать и
сохранять учебную задачу; оценивать результат
своих действий; прогнозировать результаты
уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные УУД: осознание себя
жителем планеты Земля, чувства ответственности
за сохранение ее природы
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальный опрос и групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, глобус, пластмассовая урна, сигнальные карточки, цветная бумага, ножницы, клей, веночки из цветов.
ХОД УРОКА
Звучит песня Валерия Леонтьева «Живи, Земля». (Слайд 2)
Учитель: (перед учителем глобус)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Актуализация знаний
Учитель: Наша жизнь неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Но почему она плачет?
Дети: Люди мусорят, вырубают леса, не берегут природу.
Учитель: Давайте сегодня на уроке совершим экологическое путешествие по нашей планете Земля с двумя необычными героями: Снежинкой и Лучиком (на слайде талисманы олимпиады 2014). Кто знает их? (Слайд 3).
Дети: Это талисманы паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
Звучит Гимн Олимпиады 2014 года.
Учитель: Паралимпийские игры – это международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Снежинка прилетела к нам на Олимпиаду с ледяной планеты, а Лучик прилетел с очень жаркой планеты. Они вместе с нами будут путешествовать по нашей планете Земля, чтобы посмотреть, как мы с вами любим нашу Землю и бережём её.
Учитель: Чтобы начать путешествие, нужно сказать, что такое экология.
Дети: Экология – это наука о защите природы, бережном отношении ко всему окружающему.
Учитель (крутит глобус): Посмотрите, какая красивая наша планета. Какая голубая. Почему на глобусе голубого цвета больше всего?
Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёр.
Учитель: Снежинка и Лучик – талисманы Олимпийских игр, на своих планетах не видели воду такую как у нас. Давайте им расскажем, что такое вода. Да, вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. (Слайд 4). Единственное вещество, которое на земле существует в трех состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вспомним, какие виды спорта на Земле связаны с жидким состоянием воды. (Плавание, водное поло, парусный спорт, гребля на байдарках). А какие виды спорта связаны с твёрдым состоянием воды? (Сноубординг, конькобежный спорт, фигурное катание, фристайл, хоккей).
Физкульминутка
Дети имитируют катание на горных лыжах, плавание.
Звучит музыка в исполнении Иры Кульковой «Гимн о спорте». (Слайд 5).
Учитель: Вот сколько видов спорта связанные с водой мы вспомнили. «Россия – великая водная держава. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в границах нашего государства. (Слайд 6). А как мы любим купаться на речке летом. А была у вас такая ситуация как в стихотворении?
«Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал.
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?» (Слайд 7).
Учитель: Давайте вместе с Лучиком и Снежинкой посмотрим фильм о воде.
Видеофильм о воде. (Слайд 8).
Учитель: Что мы с вами можем сделать, чтобы вода всегда была чистой?
Учитель: Давайте поиграем в игру «Представь, что ты Земля».
Группа учеников выходит в середину класса и берутся за руки, становятся в круг, они теперь Земля. На детей надевают веночки из цветов, чтобы показать, какая красивая Земля. Учитель тихонько бросает вокруг них «мусором» (бумага, коробочки из-под сока, пустые пластиковые бутылочки.
Учитель: Нравится вам, когда в вас бросают мусором? А вы умеете правильно убирать за собой мусор? Покажем Снежинке и Лучику как это правильно делать (ставится мусорная корзинка и в неё правильно бросается мусор: многие отходы надо сначала скомкать).
Учитель: Давайте покажем, как радуется мусорная корзинка, когда видит, что вы правильно бросаете мусор.
Работа в группах. 4 группы учеников украшают корзинки, делают их улыбающимися. Из цветной бумаги вырезают «улыбающиеся» губы, глаза и наклеивают на корзины.
Учитель: Можно ли поставить такие мусорные корзинки в столице Олимпиады 2014 года – городе Сочи? Чем они будут привлекать людей? А в нашем городе есть такие мусорные корзинки? А хотелось бы вам, чтобы они были?
Учитель: Вода нужна всем: людям, животным, растениям. Вы любите цветы?
Физкультминутка под видеофильм «Вальс цветов» (Слайд 9).
Учитель: Прошла холодная зима, ярче светит солнце. Тает снег, и появляются первые цветы – их называют первоцветы.
«Самой раннею порой
Средь сугробов белых.
Появляются цветы
Яркие и первые.
Первоцветами цветы
Эти называем
Нам они весну несут.
Мы их не срываем»
Учитель: А почему нельзя срывать цветы, вытаптывать их? (Слайд 10).
Учитель: Давайте украсим Землю цветами.
Дети вырезают цветы из бумаги и украшают глобус.
Вместе с шаблонами цветов детям раздают и картинки «мусора» (консервные банки, бутылки и т.д.). Важно при просмотре анализе получившихся композиций увидеть, приклеили или нет к глобусу дети эти «лишние» картинки.
Учитель: Можно много говорить об охране природы. Одного урока, конечно же, мало. На следующих наших мероприятиях мы продолжим говорить об экологии. (Слайд 11). А сейчас подведём итоги необычным способом. Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением – поднимаете живую цветущую планету. Если нет – умирающую нашу Землю.
- Ломать ветки деревьев для костра.
- Убирать за собой мусор в лесу.
- Перед уходом хорошо затушить огонь.
- Нарвать букет из полевых цветов.
- Ловить птенчиков и детенышей зверей.
- Подкармливать птиц.
- Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
- Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.
– Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.
Итог урока
Учитель:
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!