«Логика природы есть самая доступная
для детей логика – наглядная, неоспоримая.
Всякий новый предмет дает возможность упражнять
рассудок сравнениями,
вводить новые понятия в область уже
приобретенных, подводить изученные виды под один
род».
К.Д.Ушинский
ХОД ЗАНЯТИЯ
Входит Почтальон Печкин.
– Здравствуйте Вам! А куда это я попал?
Дети: Это Прогимназия.
Печкин: №14 ?
Дети: Да
Печкин: Вот вас-то мне и надо! У меня
для вас посылка.
Воспитатель: Как интересно! Доставай
скорее свою посылку.
П: А я вам ее не отдам, потому что у вас
документов нету.
Дети окружают Печкина со словами:
Раз попался ты в кружок
Там и оставайся
Не уйдешь от нас, дружок
Как не вырывайся!
(Проводится игра)
П: Ох, и уморили же вы меня, дайте
передохну. Жарко-то как. (Печкин снимает
свитер).
– Ой, что это трещит и щелкает меня по носу? (Обращается
к детям)
– Это ты меня стукнул?
Дети: Нет.
П: Может ты? А кто тогда?
В: Ребята, давайте проверим,
действительно ли со свитером происходят такие
странные вещи. (Приглашает ребенка)
– Ребята, посмотрите, свитер не только трещит и
щелкает, он еще сделал что-то с Антошиными
волосами. Когда к ним подносишь свитер, они
начинают подниматься, а когда убираешь, что
происходит?
Дети: Волосы снова опускаются.
В.: А какой еще известный нам предмет
может точно также поднять наши волосы?
Дети: Расческа
В.: Да, верно, это пластмассовая
расческа.
(Опыты на месте).
В: Ребята, посмотрите, у меня на столе
лежит стекло. Я положу под него порванную мелко
бумагу. Печкин, ты одолжишь мне свои рукавицы?
Печкин: Зачем это?
В.: Сейчас узнаешь.
– Кирилл, потри, пожалуйста, рукавичками о
стекло, а мы понаблюдаем. Что ты увидел?
Дети: Сначала ничего не происходило, а
потом бумажки на столе зашевелились и прилипли к
стеклу.
(Опыты на местах.)
В.: А теперь, попробуем узнать, живет ли
электричество в воде.
(Опыт с водой.)
В.: Дети, что интересного мы увидели?
Д.: Мы потерли пластмассовую ручку о
волосы и приблизили ее к струйке воды. Струйка
притягивается к карандашу.
П.: А что же это за неведомая сила,
которая все к себе притягивает?
В.: Эта неведомая сила, Печкин,
называется электричество.
А хотите, я расскажу вам про него сказку?
Посмотрите, у меня на листочке живут желтые
головастики. Электричество, это действительно
такие желтые головастики, но на самом деле их не
видно, потому что они очень маленькие. Когда
кругом спокойно, головастики спят, как ни в чем не
бывало: – в людях, в воде, в земле, в камне. Но если
их потревожить, то головастики начинают бегать,
искать друг друга, страшно сердиться. Вот именно
их мы и разбудили в расческе и в волосах.
П.: Ох, и засиделся я тут, у вас. (Встает,
смотрит на свои брюки).
Батюшки, а штаны-то мои выходные все помялись. А
мне еще в одно место важный документ нести, как я
в таком виде перед дамами появлюсь?
В.: Не расстраивайся, Печкин. Это
дело поправимое.
– Ребята, какой электрический прибор может
помочь Печкину?
Д.: Утюг.
(Воспитатель включает утюг в розетку).
В.: Давайте, мы тоже включим свои утюги. Но, для этого нужно подобрать к утюгу верный провод.
(Работа с карточками).
«Распутай шнуры от утюгов»
В.: Печкин, а вот и твой утюг нагрелся.
Можешь гладить. (Печкин с силой дергает за шнур)
П.: Ой, что это! Меня что-то стукнуло и
искры полетели. Ваше электричество только знает,
что дерется, не нравится оно мне!
В.: Ну что ты, Печкин электричество
вовсе не такое уж злое.
– Ребята, давайте поиграем в игру: «Хорошо –
плохо».
– Как вы думаете, почему электричество может
быть опасным?
Д.: Если дергать за шнур, ударит
током.
– Нельзя лезть в розетку руками.
– Нельзя оставлять без присмотра электрические
приборы.
– От молнии может случиться пожар.
В.: В чем польза электричества?
Д.: Работает телевизор, компьютер,
стиральная машина, утюг, пылесос.
В.: Печкин, мы так много рассказали тебе
об электричестве, может, ты отдашь нам все-таки
нашу посылку?
П.: Я бы отдал, да у вас документов нет, на
электрические приборы, что лежат в этой посылке.
В.: Зато, мы знаем о них много загадок.
(Дети загадывают загадки Печкину. Он достает из посылки «отгадки»).
Печкин благодарит детей за интересную беседу и прощается.