Цели:
Образовательные: проверить знания:
- о названии региона, символике города, достопримечательностях и памятниках;
- продолжить формирование умений: описывать исторические события,
- находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;
Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой Родине, бережного отношения к памяти о героическом прошлом и уважения к людям, прославившим наш город;
Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;
Планируемый результат.
Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Универсальные учебные действия
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.
Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами существования в городе.
Оборудование и дидактический материал: презентация, гербы, таблички с датами основания и названия городов, план урока, задания по группам.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
звучит песня «Мой Альметьевск»
II. Актуализация знаний.
“ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА”.
– Что написано на доске?
– Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)
– Как оно называется? (Малая родина)
III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
– О каких городах мы уже вели речь на уроках? (О Москве, о городе Казани)
– Кто догадался, о каком городе сегодня будем говорить? (Наш родной город-Альметьевск)
– Предположите о чём мы будем говорить? Составление плана действий.
- История.
- Наше время.
- Проблемы нашего города.
IV. Основная часть. Презентация нового материала.
1. ИСТОРИЯ.
– Сегодня мы снова работаем по группам, в каждой группе есть исследователи, аналитики, иллюстраторы.
– Встаньте, пожалуйста, кто получил задание заранее. Это наши исследователи. Они расскажут нам об истории нашего города.
(Сообщение детей и показ слайдов.)
(Альметьевск получил статус 3 ноября 1953 года. Своим рождением он обязан бурному развитию в 50-х годах нефтяной промышленности в республике. Город возник не на пустом месте. Населенный пункт, получивший свое название от имени основателя Альмета муллы, образовался на стыке 30-40-х годов XVIII века. Исходя из данных второй ревизии, которая проходила в наших краях 1746 году, за дату основании села можно принять 1740 год.)
– Какая информация была для вас новой?
– Какие чувства испытали?
ФИЗМИНУТКА.
2. НАШЕ ВРЕМЯ. Рассказ учителя в форме беседы с учениками. В основном дети сами рассказывают о городе, учитель направляет. (Примерный текст для беседы ниже)
Сегодня Альметьевск– крупнейший индустриальный центр юго-восточного региона нашей республики. Здесь расположены АО «Татнефть»-штаб татарстанских нефтяников, 4 мощных нефтегазодобывающих управления и ряд ведущих предприятий нефтяной отрасли. В России и за рубежом известны заводы: газоперерабатывающий, трубный, погружных электронасосов, «Радиоприбор», «Нефтемаш», чулочно-трикотажная фирма «Алсу» и другие. В настоящее время население города составляет более 135 тысяч человек. Это в основном татары (51%), русские (40%), чуваши (2%), мордва (2,4%), и представители около 60 национальностей.
В городе имеется 2 кинотеатра, Дворец культуры «Нефтьче», Молодежный центр, картинная галерея, Татарский государственный драматический театр, писательская организация, отделение Союза композиторов Республики Татарстан, филиал Государственного музея изобразительных искусств, краеведческие музеи, стадион «Нефтяник», ледовый стадион «Спутник», три закрытых плавательных бассейн, детско-юношеские спортивные школы.
Альметьевск– город нефтяников, город-труженик. Нефтяники – гордость нашего города. Именно эти трудолюбивые люди делают наш город благоустроеннее и красивее. Наверное, нет человека, который бы не слышал про этот город. Ведь в этом городе берет свое начало нефтепровод «Дружба».
Альметьевск – промышленный и культурно-развивающийся город. мы любим свой город до глубины души и гордимся им! Гордимся благоустроенными, утопающими в зелени и цветах улицами, парками, аллеями. Ведь гордиться, действительно, есть чем! Альметьевск из года в год преображается. В последние годы облагорожены и обустроены сотни природных источников и не только в Альметьевском районе, но и во всем нефтяном регионе.
Гордость Альметьевска – каскад прудов, созданный по подобию водно-архитектурного комплекса в Баден-Бадене. Построили его также нефтяники. Благодаря компании нефтяникам благоустроены городской парк имени 60-летия ОАО «Татнефть», пляжная зона городского озера.
Недра нашего края богаты полезными ископаемыми, как строительная известь, гравий, гипсовый камень, песок. Но главным богатством подземных кладовых являются нефть и газ. Всего за период с начала разработки нефти на территории Татарстана было открыто 127 месторождений нефти, объединяющих более 3000 залежей нефти и добыто более трех миллиардов тонн нефти. Здесь расположено одно из крупнейших в России месторождений – Ромашкинское. Вместе с нефтью добывается попутный газ.
Красива и разнообразна и природа нашего края. Недалеко от города протекает красивая река Зай, которая является памятником природы регионального значения в Татарстане. Леса полны съедобных грибов и ягод, на полянах растут разнообразные цветы, а на полях зреет рожь, пшеница, горох, гречиха, кукуруза.
Во Всероссийском конкурсе малых городов Альметьевск ежегодно занимает призовые места в номинации «Самый благоустроенный город России».
Обобщение: Красив наш город, но есть у нас проблемы. Поговорим о них.
3. НАШИ ПРОБЛЕМЫ.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ГРУППОВАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.
Каждая группа получает задание (напечатано на листках). Время для обсуждения 2 мин, для выступления не более 3 минут.
Задание для 1 группы:
Назовите экологические проблемы нашего города. Зарисуйте их схематично.
Задание для 2 группы:
Предложите идеи, как можно сделать наш город более чистым своими силами.
Задание для 3 группы:
Как вы конкретно помогаете справляться с проблемами города, участвуя в Движении “Добрые дети Мира”? Придумайте призыв к жителям города.
Обсуждение в группах. Заслушивание и подведение итогов.
(1 группа – транспорт, загрязнение воздуха, отходы.)
(2 группа – самим следить за порядком, выбирать “более безопасный” вид транспорта,
Постараться уменьшить количество отходов, больше сажать зелени, деревьев, не мусорить)
(3 группа – рассказ о Движении “Добрые дети Мира”. Мы стараемся сделать наш город чище не на словах, а на деле...)
– Вы сейчас рассказали как нам жить дальше. Спасибо, ребята!
V. Итог урока.
– Город замечателен своей историей, а проблемы мы поможем решить, если будем хорошо учиться.
– Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Много интересных и нужных идей высказали. Это нам обязательно пригодится.
Домашнее задание:
1 группа: нарисовать плакат “Проблемы нашего города”,
2 группа: записать все свои идеи и предложения.
3 группа: написать сочинение на тему: «Мой город»