Цель урока:
- формирование умений обучающихся применять знания, полученные ранее.
- повысить интерес к уроку история изобразительного искусства.
Задачи урока:
- Образовательные: обеспечить повторение тем - архитектура древних славян, обычаи и вера древних славян, иконопись, древнерусская архитектура.
- Развивающие: развивать мышление, умение выделять главное, логично излагать мысли.
- Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию школьников, воспитанию их нравственных качеств.
Оборудование для учителя: компьютер, презентация, записи МР3 русских народных мелодий (в качестве фонового музыкального сопровождения), маркерная доска, 2 маркера.
Оборудование для обучающихся: русская народная одежда (готовят самостоятельно, заранее), подготовленное заранее, как домашнее задание, приветствие гостям.
Жюри: приглашенные преподаватели, члены родительского комитета класса или старшеклассники.
Примечания: по итогам игры присуждаются места в следующих номинациях конкурса:
- «Лучший знаток истории Древней Руси» (1, 2, 3 место)
- «Лучший древнерусский костюм» (1, 2, 3 место)
- «Лучший художник» (1, 2, 3 место)
- «Лучший знаток традиций» (1, 2, 3место)
- «Приз зрительских симпатий» (без мест 4-5 человек)
Игра проводится на личное первенство, поэтому каждому обучающемуся жюри засчитывает баллы за правильные ответы. Для первого конкурса дети готовят приветствие заранее, как домашнее задание. Это приветствие с использованием слов-архаизмов. Для создания атмосферы погружения в эпоху.
В конкурсе участвуют обучающиеся третьих классов А и Б
Ход урока
На экране первый слайд презентации, преподаватель приветствует гостей и обучающихся объясняет условия игры и систему оценок.
Первый конкурс «Приветствие команд» (второй слайд)
Преподаватель: русский человек всегда принимал гостей по-особому. Гостя встречали с поклоном до земли, угощали его самым лучшим, что было в доме. Доходило даже до того, что хозяева падали перед гостем на колени и слезно умоляли съесть "еще хоть чуть-чуть". отпустить гостя в дальнюю дорогу голодным считалось немыслимым. И сейчас мы услышим, какое приветствие гостям подготовили наши участники викторины, пожалуйста...
(один участник от класса озвучивает приветствие)
Второй конкурс «вопросы из категории искусство» (третий слайд)
Преподаватель: попробуйте ответить на 9 сложных вопросов.
Третий конкурс « вера древних славян» (четвертый слайд)
Преподаватель: попробуйте ответить на семь сложных вопросов.
Четвертый конкурс «Угадай архитектуру по фрагменту» (пятый слайд)
Преподаватель: попробуйте угадать, какие это архитектурные сооружения и где находятся?
Пятый конкурс «Назовите архитектурные детали храма» (шестой слайд)
Преподаватель: назовите, пожалуйста, какие вы знаете архитектурные детали храма?
Шестой конкурс «Лучший искусствовед» (седьмой слайд)
Преподаватель: сейчас перед вами будут появляться репродукции икон, попробуйте угадать, как называются эти иконы.
Седьмой конкурс «Лучший художник» (восьмой слайд)
Преподаватель: шестой конкурс творческий, один человек от класса попробует свои силы. Нарисуйте на доске купола храмов разной формы, какие вы знаете формы куполов?
Восьмой конкурс «Быт древних славян» (девятый слайд)
Преподаватель: на этих фрагментах изображены вещи, которыми в старину ежедневно пользовались наши предки, подумайте, для чего они могли применять эти предметы. Назовите, пожалуйста, эти вещи.
Девятый конкурс «Блиц вопросы» (десятый слайд)
Преподаватель: на эти вопросы нужно отвечать быстро, попробуйте.
Одиннадцатый слайд.
Преподаватель: вот и подошла к концу наша игра, молодцы, сейчас объявляется десятиминутный перерыв, после которого жюри озвучит итоги нашей викторины.
Список использованной литературы:
- История русской архитектуры. Учебник. Стройиздат, 1984.
- Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания, т.1: Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995.