Современные тенденции, глобальная компьютеризация, развитие технического прогресса приводят к тому, что изменяются процессы восприятия и переработки информации. Под это влияние в первую очередь попадают дети. Порой пятилетний малыш быстрее разбирается в новом телефоне или компьютерной программе, чем его зрелый дедушка. А главное, современные дети имеют огромный интерес к изучению новых технических новинок, поэтому в процесс обучения целесообразно включать элементы информационных технологий.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха". [1.16]
В процессе логопедической коррекции нарушенных звуков следует выделить этап автоматизации поставленного звука, который отличается большой трудоемкостью и занимает длительный промежуток времени. Именно на этом этапе работы особенно рационально использование интерактивных игровых средств, созданных с помощью программы Power Point. Для повышения эффективности процесса автоматизации сложных звуков, я в своей работе использую презентации, которые содержат наглядный иллюстративный материал доступный для детей дошкольного возраста.
Предлагаемая мною презентация разработана для этапа автоматизации звука [р] в слогах и словах с разными звуковыми сочетаниями: открытый, закрытый слог, стечение согласных звуков. Общее количество слайдов 22 они содержат материал от подготовительных упражнений по развитию артикуляционного аппарата до отдельных упражнений по автоматизации слов определенной слоговой структуры.
Для повышения интереса и мотивации к занятию слайды оформлены в яркой цветовой гамме, используется звуковое сопровождение, вся презентация представляет собой увлекательное занятие-игру вместе с героями известной сказки «Винни-пух и все, все, все».
Презентация составлена таким образом, что позволяет дозировать материал, используемый на занятии, поэтому ее можно использовать как при работе с детьми старшей, так и подготовительной группы. Презентация разбита на два основных блока: автоматизация звука [р] в слогах, автоматизация звука [р] в словах. По желанию можно сразу перейти в нужный блок, минуя подготовительные упражнения, с каждой страницы есть выход на главную. Перед занятием отбирается необходимый материал и демонстрируется через функцию произвольного показа. Поэтому один и тот же материал можно преподносить детям в разных комбинациях, и он долго остается актуальным.
Презентация содержит большое количество игрового материала, сюда входят:
Упражнения для артикуляционной гимнастики, упражнения для развития дыхания, звуковые тропинки, слоговые цепочки, слоговое колесо, игра «Доскажи словечко», игра «Порычим с Тигрой» и тренировочные упражнения с остальными героями сказки.
Всего презентация состоит из 14 развивающих упражнений, которые можно комбинировать и использовать в зависимости от целей занятия, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе игры ребенок непроизвольно отрабатывает произношение 90 слов, содержащих звук [р] в различных звуковых сочетаниях и позициях, что позволят в короткий срок закрепить нормативное произношение поставленного звука. Ниже представлены варианты конспектов индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]. Конспекты разработаны для разных возрастных групп, чтобы показать специфику работы по одному лексическому материалу но в разных возрастах.
Цели:
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, развитие фонематического слуха.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза прямых слогов.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов, компьютер.
Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа)
Ход занятия
I. Огрмомент.
Сегодня мы будем играть со звуком [р], чтобы научиться правильно его произносить.
II. Развитие фонематического слуха.
Чтобы правильно произносить звук, нужно научится его слышать. Предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слоги со звуком [р] и без него, хлопни в ладоши, услышав звук [р].
МА – РА – ЛО – ТЫ – РЫ – ЛЫ – РУ – ПО – СО – РО
III. Артикуляционная гимнастика.
(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.
IV. Уточнение правильной артикуляции звука [р].
При произнесении звука [р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.
V. Упражнения на развитие дыхания.
(Слайд 3).
VI. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.
1) Отраженное повторение за логопедом слоговых рядов.
Повтори за мной слоги, четко проговаривая звук [р].
2) Проговаривание слоговых цепочек. (Слайд 5). Повторяй за мной слоги, которые будут появляться на экране. (Если ребенок читающий, возможно самостоятельное проговаривание.)
3) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов. Игра «Здравствуй пальчик». Сейчас мы будем здороваться пальчиками, когда большой пальчик соединяется с остальными, мы произносим по порядку слоги.
- РА – РА – РА
- РО – РО – РО
- РУ – РУ – РУ
- РЫ – РЫ – РЫ
4) Игра «Слоговое колесо». (Слайд 8) Выбери цвет из колеса, который тебе больше нравится. Проговаривай слоги по порядку. В зависимости от выбранного цвета получаются разные комбинации слогов.
- РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
- РЫ – РЭ – РА – РО – РУ
- РУ – РЫ – РЭ – РА – РУ и т.д.
5) Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова.
Тебе нужно добавить слог РА, чтобы получилось название картинки.
VII. Звуковой анализ слогов.
- Сколько звуков ты слышишь? (Я слышу 2 звука)
- Назови первый звук. (Звук [р])
- Дай характеристику звуку. (Звук [р] согласный твердый, звонкий.)
- Каким цветом обозначаем? (Обозначаем синим цветом.)
- Назови второй звук. (Звук [ы])
- Дай характеристику звуку. (Звук [ы] гласный)
- Каким цветом обозначаем? (Обозначаем красным цветом.)
Второй слог анализируем по образцу.
VIII. Итог занятия.
Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Почему? Что тебе запомнилось больше всего? Чему ты сегодня научился?
Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях» (подготовительная группа)
Цели:
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях, развитие фонематического слуха, согласование количественных числительных и существительных, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Развитие навыков звукового анализа.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания звукового анализа, компьютер.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Ты уже многому научился. Сегодня мы продолжим играть со словами в которых будет встречаться звук [р]. будь очень внимателен и у тебя все получится.
II. Развитие фонематического слуха.
Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].
РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.
III. Артикуляционная гимнастика.
(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Вспомни, как называются артикуляционные упражнения. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.
IV. Упражнения на развитие дыхания.
(Слайд 3).
V. Повторение произношения звука [р] в слогах со стечением согласных звуков.
(Слайд 5). Послушай как Винни-пух играет на трубе, а ты умеешь так? Проговаривание слогов:
ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
VI. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков.
- Отраженное повторение за логопедом. Тигра очень любит рычать, потому ему особенно нравятся слова со звуком [р], давай повторим за ним названия картинок и порычим вместе с Тигрой. (Слайды 12-13).
- Самостоятельное называние слов. У тебя очень хорошо получается, а теперь попробуй сам назвать картинки. (Слайд 14).
- Согласование числительных и существительных. (Слайд 14). Посчитай до пяти те предметы, которые ты видишь на экране. (По желанию ребенка можно выбрать несколько картинок) Н-р:
Одна груша - две груши - три груши - четыре груши - пять груш.
VII. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.
(Слайд 16). Помоги Винни-пуху назвать картинки со звуком [р].
А ты знаешь, что у каждой картинки есть слово друг, которое помогает узнать о ней побольше, какая она. Я буду тебе называть слово, а ты будешь говорить, к какой картинке оно больше подходит.
- ХИТРЫЙ – БАРСУК
- ПРАЗДНИЧНЫЙ – ТОРТ
- КРАСНЫЙ – АРБУЗ
- ОСТРАЯ – ТЕРКА
- ГОРЯЧИЙ – ТЕРМОС
- КРУЖЕВНОЙ – ФАРТУК
- ОРАНЖЕВАЯ – МОРКОВЬ
- КРАСИВАЯ – ВЕРБА
- ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА.
VIII. Пальчиковая гимнастика.
Вспомни какая буква обозначает звук [р]. Повторение двустишия:
Волк в лесу зубаст и сер –
Мы покажем букву Р.
Левая рука. Большой палец соединяется с указательным, образую кольцо. Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.
Правая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и большого пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони. Большой палец соединен со средним.
IX. Звуковой анализ.
Послушай загадку, в отгадке ты обязательно услышишь звук [р].
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный… (Друг.)
[д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.
[р] - согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.
[у] – гласный, обозначаем красным кружочком
[г] - согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.
X. Итог занятия.
Тебе понравилось наше занятие? Почему? Что нового ты узнал сегодня? Чему научился?
Литература:
- Зеленина, И.Л. Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников. [Текст]/ И.Л. Зеленина //Дошкольное воспитание - 2012. – С. 16-17.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. 4 альбом. [Картинка]. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Просвещение», 2009 – 47с.
- Лылова Л.С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ Е.К. Ахметова, Л.С. Лылова, Т.В. Семенова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176с.