1 год
Программа мероприятий:
- Организационная линейка для всех классов начального звена.
- Литературная викторина для учащихся 1 классов.
- Литературная викторина для учащихся 2 классов.
- Школьный тур олимпиады по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов.
- Конкурс газет “Весёлая грамматика” для учащихся 3 классов.
- Конкурс сочинений “Я сочиняю сказку” для учащихся 4 классов. (Сдать 3 лучших сочинения).
- Конкурс чтецов по теме “Времена года” для учащихся 1–4 классов.
- Линейка для всех классов начального звена. Подведение итогов.
2 год
Программа мероприятий:
- Организационная линейка для всех классов начального звена.
- Конкурс рисунков к удмуртским народным сказкам для учащихся 1 классов.
- Литературная викторина по сказкам для учащихся 2 классов.
- Конкурс стенгазет “Язык мой – друг мой” для учащихся 3 классов.
- Конкурс сочинений на тему: “Я люблю свой город” для учащихся 4 классов. (Сдать 3 лучшие работы от класса).
- Конкурс стихов собственного сочинения на свободную тему для всех желающих.
- Школьный тур олимпиады по русскому языку для учащихся 3–4 классов.
- Линейка для всех классов начального звена. Подведение итогов.
3 год
Программа проведения:
- Организационная линейка для всех классов начального звена.
- Занимательный устный журнал “Угадай-ка” для учащихся 1 классов.
- Конкурс “Сочини загадку” для учащихся 2 классов. (Сдать 5 лучших работ).
- Игра по станциям “Литературный марафон” для учащихся 3 классов.
- Конкурс сочинений “Если бы я был учителем” для учащихся 4 классов.
- Конкурс стенгазет “Наш класс” (сочинения об учителе, дружбе детей, мероприятиях, фотоотчёт и т.д.) для учащихся 1–4 классов.
- Школьный тур олимпиады по русскому языку для учащихся 3–4 классов.
- Линейка для всех классов начального звена. Подведение итогов.
4 год
Программа проведения:
- Организационная линейка для всех классов начального звена.
- Конкурс рисунков к сказкам Г.Х.Андерсена для учащихся 1 классов.
- Конкурс кроссвордов “В океане сказок” для учащихся 2 классов.
- Игра по станциям “В замке викторин” для учащихся 3 классов.
- Конкурс-постановка миниатюр к сказкам А.С.Пушкина для учащихся 4 классов.
- Конкурс сочинений “Я сочиняю сказку” для учащихся 1–4 классов.
- Школьный тур олимпиады по русскому языку для учащихся 3–4 классов.
- Линейка для всех классов начального звена. Подведение итогов.
Устный журнал “Угадай-ка”
для учащихся 1 классов,
в рамках проведения недели русского языка и
литературного чтения.
Во время проведения журнала, за каждый правильный ответ ученики получают жетон.
1 страница “”Первый звонок”
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь)
3. Отгадай, что за вещица -
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
4. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
5. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
6. Любим нос совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаши)
7. Чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд -
Сразу все заговорят. (Буквы)
8. Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятёрка)
2 страница “Русские народные сказки”
- В какой сказке лиса своровала у деда с саней рыбу, а волка заставила ловить в проруби рыбу? (“Лиса и Волк”)
- Где мышка помогла вытянуть овощ из земли? (“Репка”)
- В какой сказке мачеха выпроводила падчерицу в лес зимой? (“Морозко”)
- В этой сказке у хозяйки три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка? (“Крошечка-Хаврошечка”)
- В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? (“Гуси-лебеди”)
- В какой сказке стрела Ивана – царевича попала в болото? (“Царевна-лягушка”)
- В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? (“Курочка Ряба”)
- Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки “Царевна-лягешка”? (“На конце иглы”).
3 страница “Викторина с буквами”.
- Что стоит посередине земли? (Буква “М”)
- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой “О”)
- Что находится в начале книги? (Буква “К”)
- Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней – февраль. А по числу букв в названии – май).
- Что мы слышим в конце урока? (Букву “К”)
- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква “Ц”)
- Чем кончается всё? (Букой “Ё”)
- Что находится в середине капусты? ( Буква “У”)
- Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву “Т”? (Март и август)
- Какое имя девочки получится, если написать тридцать букв “Я”? (Зоя)
4 страница “Шуточная викторина”
- Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом)
- Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой)
- Каких камней не найдётся в море? (Сухих)
- Какой болезнью никто никогда не болеет? (Морской)
- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – соня)
- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной – горошины не могут ходить)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
- Когда человек в комнате бывает без головы? (Когда он высовывает её из форточки на улицу)
5 страница “Загадочная викторина”
1. Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна)
2. Ест то, что не ест никто:
То папину шляпу,
То мамино пальто. (Моль)
3. Ножка белая прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке,
Беленькие конопушки. (Мухомор)
4. Ночью летает,
Глаза – как у кошки.
И ушки с кошачьими
Схожи немножко. (Сова)
5. Деревянные подружки
Пляшут по его макушке.
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
6. Лист бумаги по утрам
На квартиру вносят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
7. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти! (Радуга)
6 страница “Кому принадлежат эти волшебные вещи?”
- Золотое яичко.
- Хрустальная туфелька.
- Зеркальце.
- Золотой ключик.
- Скорлупа грецкого ореха.
- Красная шапочка.
7 страница “Сказочная викторина”.
После того, как отгадают героя, ведущие показывают рисунок с этим героем, а затем букву. После выполнения всех заданий получается слово “МОЛДЦЫ”.
1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (Колобок)
2. В сказке: лошадь непростая:
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит. (Конёк-Горбунок)
3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор… (Айболит)
4. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок. (Винни-Пух)
5. Столяр Джузеппе Сизый Нос-
Полено как-то в дом принёс.
Он начал ножку мастерить
Для кресла или стула.
Полено стало говорить
И за нос ущипнуло. (Буратино)
В конце устного журнала подсчитываются жетоны, подводятся итоги. Победителей награждают грамотами и сладкими призами.
Литературная викторина “В гостях у сказки” для учащихся 1–2 классов
Оборудование:
- дерево-яблоня,
- яблоки с числами от 1 до 5,
- конверты с заданиями,
- песочные часы (1 минута),
- доска.
1. Оргмомент.
- Представление жюри.
- Представление команд (команды придумывают название.
2. Интеллектуальная разминка.
- Нас встречает волшебная яблоня с наливными яблочками. А какие сказки знаете вы, в которых упоминаются яблони или яблоки?
Сейчас проведём интеллектуальную разминку для команд. В течение 1 минуты командам по очереди нужно будет ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
- Кто украл Кая? (Снежная королева)
- Кто помогал Ивану-царевичу? (Серый волк)
- Кому дала мама пирожки и горшочек масла? (Красной шапочке)
- Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля)
- Что за скатерть кормит всех досыта? (Скатерть-самобранка)
- Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)
- Как зовут куклу с голубыми волосами, учительницу Буратино? (Мальвина)
- Он друг Чебурашки. (Крокодил Гена)
- Как звали “слепого” кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
- Умный кот из сказки Ш.Перро, который достался в наследство младшему брату? (Кот в сапогах)
- Куда спешил доктор Айболит, чтобы помочь больным зверюшкам? (В Африку)
- Как звали девочку, которая была ростом с дюйм? (Дюймовочка)
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке “12 месяцев”? (Подснежники)
- Содержимое страшилы? (Солома)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (3)
- Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло)
- Оружие железного Дровосека? (Топор)
- Самый умный Коротышка Цветочного города? (Знайка)
- Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)
- Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем)
Жюри зачитывает, сколько баллов набрала каждая команда.
Дальше представители команд по очереди “срывают” яблоки с яблони и выполняют задания.
3. Конкурс “Угадай сказку по нескольким строчкам”.
1) “Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе”. (“Дюймовочка” Г.Х.Андерсен)
2) “Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…” (“Царевна-лягушка” русская народная сказка)
3) “ - Если ты опоздаешь, хоть на одну минуту, - сказала она, - твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице”. ( “Золушка” Ш.Перро)
- За правильный ответ – 3 балла;
- Ответ без указания автора – 2 балла;
- Если команда не знает ответ, задание переходит другой команде (кто быстрее назовёт ответ).
4. Конкурс “Портреты сказочных героев”.
1) Однажды утром Малыш проснулся и с горечью вспомнил, что у него всё-таки нет собаки. Папа и мама ушли в магазин, а его единственный друг, с которым он так весело проводил время, шалил, пугал на крыше воров, перевоспитывал злую Фрекен Бок, улетел. И вот уже неделю не появляется. Его вспоминают в каждом доме, такого весёлого, никогда не унывающего. (Карлсон)
2) А этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. (Кот в сапогах)
3) На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на поле чудес в Стране дураков, и в тёмном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино)
- За правильный ответ – 3 балла.
- Если команда не знает ответ, задание переходит другой команде (кто быстрее назовёт ответ).
5. Конкурс “Кому принадлежат эти волшебные вещи?”
1) Золотое яичко. (Курочке Рябе)
Хрустальная туфелька. (Золушке)
2) Зеркальце. (Злой королеве)
Золотой ключик. (Буратино)
3) Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка)
Разбитое корыто (Старуха)
- за каждый правильный ответ – 2 балла.
6. Конкурс “Разгадайте имена сказочных героев”.
1) ймокачюоДв (Дюймовочка)
2) срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка)
3) инкаМторсток (кот Матроскин)
- за правильный ответ – 3 балла
7. Конкурс “Найди ошибки и исправь”.
1) “Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?
Только вышел волк на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила.
Вернулся волк. Видит – ящик готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню”. (“Маша и медведь” русская народная сказка)
2) “Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:
- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай.
Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел.
Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”. (“Кот, петух и лиса” русская народная сказка)
3) “Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.
Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
В это время медведь подошёл - и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живёт?” (“Рукавичка” русская народная сказка”)
- За правильный ответ – 3 балла.
8. Подведение итогов.
Закончились все задания. На столах у команд лежат листочки с выполненными заданиями, а на обратной стороне каждого листочка написаны буквы. Командам нужно составить из этих букв название русской народной сказки. (“Репка”)
Пока жюри подсчитывает баллы, команды отвечают на дополнительные вопросы:
- Кто стоял между Жучкой и мышкой? (Кошка)
- Кто стоял перед внучкой? (Бабка)
- Кто стоял после кошки? (Мышка)
Жюри подводит итоги, объявляют победителей и награждают грамотами и сладкими призами.
Олимпиада по русскому языку 3 класс (школьный тур).
1. Подчеркните слова, в которых рядом стоят два гласных звука.
Театр, маяк, строит, моют, белеет, стоит, баян, прообраз.
2. Расставьте ударение в словах.
Торты, банты, красивее, звонит, алфавит, столяр, дремота, баловать, жалюзи, сироты.
3. Выпиши слова, в которых написание полностью совпадает с произношением.
Игры, рукав, солнце, ошибка, живот, лапти, храброго, лавр.
4. Замените синонимами фразеологизмы.
На птичьих правах - | Держать язык за зубами - | |
Ломать голову - | Намылить шею - | |
Откуда ни возьмись - | За тридевять земель - |
5. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду.
Брусника, дуб, черника, ежевика.
Суффикс, глагол, корень, приставка.
Костюм, хлеб, пальто, батон.
Рисунок, зарисовка, рисовый, нарисовать.
6. Внимательно прочитай предложения. Из каждого предложения выпиши лишнее слово.
Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.
Мой брат хочет стать военным солдатом.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
7. Напиши ответы с шипящей на конце.
Суп со свёклой и другими овощами -
Женское украшение, прикалываемое на груди -
Способность говорить -
Олимпиада по русскому языку 4 класс (школьный тур)
- Определи, сколько раз встречаются [т] в предложении.
- Подчеркни слова, про которые нужно говорить “оканчивается на о”, но нельзя сказать “имеют окончание о”
- Какими частями речи могут быть данные слова? Приведите примеры, составив словосочетания.
- Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы – синонимы.
- Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
- Разгадай шараду, запиши слово – отгадку.
- Подбери имена прилагательные к словам.
Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю известной фабрики.
Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство, пальто, юношество.
Стекло -…….. Мой -……… Стих -……… Покрывало -……..
Хлопать ушами, водить за нос, ловить ворон, мчатся сломя голову, как сельди в бочке, делать из рук вон плохо, летит стрелой, как огурцы в банке.
Чулки - Помидоры - Сани - Носки -
Сапоги - Хозяева - Килограммы - Домишки -
По краям стоит предлог,
Он то слог, а то не слог.
Целое – опять предлог
И встречается нередко.
В центре – скверная отметка.
Тюль, кофе, вермишель, кенгуру, пальто.