Урок "Предпринимательская деятельность"

Разделы: История и обществознание


Цель:сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны.

Задачи:

  • обеспечить активную позицию участников
  • способствовать формированию самостоятельных взглядов
  • формировать умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности

1. Вступительное словоучителя:

Тема сегодняшнего нашего урока очень актуальна для современной России.

На уроке мы должны найти ответы на вопросы (слайд №1):

1. Что такое предпринимательство?

2. Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного прогресса?

3. Кто способен стать предпринимателем?

4. Какие моральные качества предпринимателя ты считаешь наиболее важными?

1. Начнем с первого вопроса “Что же такое предпринимательство? – ваше мнение, ученики дают свое понятие “предпринимательство”. Далее, уточняется понятие в словаре (стр.221 учебника, слайд №2).

На основе определения ученики самостоятельно выделяют отличительные черты предпринимательства и записывают их в тетради, это

- хозяйственное новаторство

- экономическая свобода, инициатива и поиск участников

- риск, угроза потерь.

Презентация.

2. Учитель: Чтобы ответить на следующий вопрос, обратимся к высказыванию А. Смита (слайд № 3).

А. Смит так сформулировал главный принцип рыночной экономики:“Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество”. Направленность хозяйственной деятельности на получение прибыли делает ее очень привлекательной для самых широких слоев населения Это позволяет выделить несколько значимых для общества функций предпринимательской деятельности. (Группа учащихся представляет свою презентацию по теме “Функции предпринимательства”, задание было дано заранее)

А) предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом. Данные схемы подтверждают этот тезис. (слайд 4)

Структура малого предпринимательства

Б).Появлению сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, Росстата и ФНС России, в настоящее время в стране действует:

  • микропредприятий – 1 065 016 единиц;
  • малых предприятий – 227 706 единиц;
  • средних предприятий – 17 486 единиц;
  • индивидуальных предпринимателей – 3 882 155 единиц;

Средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях – 11млн. 419 тысяч человек.

Вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП – 21% .

В общем и целом, вклад малых предприятий можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый;

В).Активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими налогоплательщиками, а налоги основной источник государственных доходов. В связи с этим благосостояние государства может непосредственно зависеть от успешного развития коммерческих предприятий.

ФНС России обнародовала статистику поступлений в бюджет от доходов, которые администрирует налоговая служба. В 2010 году общая сумма налоговых сборов составила 3,7 трлн. руб. более половины из них было получено от предпринимателей

Г).Свобода предпринимательства успешно раскрывает творческие силы производителей, обеспечивая эффективное развитие экономики и ее соответствие потребительскому спросу.(интервью с предпринимателем, а так же примеры родителей учащихся, занимающихся предпринимательской деятельностью).

Вывод: Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в развитие национальной экономики. В Конституции РФ право заниматься предпринимательской деятельностью закреплено в статье 34, разработана программа помощи малому бизнесу и даже учрежден профессиональный праздник.

3. “Кто способен стать предпринимателем?”

На основе высказываний учащихся, “рисуем” портрет. “Предприниматель – это тип человека, у которого есть особые отличительные свойства и дарования”.

А теперь давайте попробуем в себя в роли предпринимателя, для этого выполним практическое задание.

Практическое задание

1 этап

Задание ученикам: предложить предпринимательскую идею для того, чтобы начать свое дело в стенах школы.

Что надо учитывать при выдвижении бизнес-идеи:

- необходимость будущим потребителям: ученикам или учителям вашего товара или услуги;

- реальность осуществления идеи: в стенах школы и с точки зрения имеющихся у вас финансов;

- предложенный товар или услуга должны приносить вам прибыль.

Задание выполняется каждым учеником или группой самостоятельно на специальном бланке (Приложение № 1).

Бизнес-идеи представляются авторами экспертам   (Приложение № 2).

2 этап

Для того, чтобы сравнить предложенные бизнес-идеи используем метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок успешно применяется при решении неформальных задач. Общая идея состоит в том, что группа специалистов-экспертов выставляет сравнительные оценки разным вариантам решения задачи. В нашем случае выдвинутые бизнес-идеи оценивают учащиеся и эксперты.

Задание ученикам или экспертной группе: оценить каждую идею по трем критериям – необходимость, реальность, прибыльность.

4. Учитель: “ Несмотря на активную, созидательную силу предпринимательства, роль предпринимателей в глазах современных россиян достаточно противоречива. Часть населения оценивает положительно их деловые качества, рассматривая предпринимателей в качестве движущей силы рыночных реформ. Другая часть видит в них слой, вредный для общества, имеющий низкий моральный облик (стремление к наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность).

А какой позиции придерживаешься ты?

Учащиеся высказывают свою позицию, на основе этого формулируем вывод, что цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с морально-этическими моментами, а затем с финансовыми.

Закрепление по вопросам:

  • что такое “предпринимательство”?
  • какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  • какими моральными качествами должен обладать предприниматель?