Цель: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.
Задачи:
- Актуализация и расширение знаний учащихся об имени существительном.
- Формирование представлений учащихся о разном значении суффиксов существительных.
- Развитие каллиграфического навыка письма.
- Развитие навыка написания слов с непроверяемым написанием.
- Развитие речи на лексическом уровне: уточнение, активизация, систематизация, обогащение словаря по теме: “имена существительные”.
- Развитие речи на синтаксическом уровне.
- Развитие языкового чутья.
- Развитие орфографической зоркости учащихся.
- Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение.
- Воспитание уважения к собеседнику.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык”. 3 класс. Бунеев Р.Н. и др. – Ч1. М.: Баласс, 2012.
- Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику “Русский язык”, 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с.
- Возможно сопровождение слайдами (проектор).
Ход урока
1. Оргмомомент.
2. Минута чистописания.
Повторение правил посадки и того, как держать ручку правильно, писать с наклоном. Тетрадь с.32 урок 88. Прописывание элементов “многобуквы” и предложения (Буквы ц, и, ы).
3. Проверка домашнего задания.
Устный опрос 1-2 чел . упр.3. с.56 + задания на карточках на повторение –безуд. буквы гласных, разборы слов (3-4 чел). + опрос по правилам .
4. Словарная работа.
- Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Примечание: слайд 1. Тема урока. Далее слайд 2. Словарь: мечта.
- Запишите новое словарное слово. Почему оно словарное? (орфограмма буква безуд.гл).
- Что значит слово “мечта?” (определяют)
- Прочитайте значение этого слова из словаря С.И. Ожегова (читают со слайда).
- Какой корень в слове “мечта”? Посмотрите на слова, написанные ниже. Назовите только однокоренные слова (мечта, мечтательный, помечтать, мечтание, мечтательница).
- Почему вы не назвали слова “меч, меченый”? (они не однокоренные).
- Какое значение у этих слов? (объясняют)
- Хорошо. Придумайте предложение с любым словом.
5. Основная часть
- Прочитайте таблицу суффиксов.
Примечание: слайд №3.
-их- | - тель- | -ник- |
-иц- | ||
-онок- | ||
-ёнок- | ||
-ат- | ||
-ят- |
- Почему суффиксы в 3 разных столбиках? (имеют разное значение)
- Какие суффиксы из первого столбика называют животных, их детенышей? (приводят примеры)
- Как при помощи суффиксов можно образовать слова? (взять основу имени сущ. и добавить суффикс).
- Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока (пробуют)
- Итак, сравните задачи, которые вы назвали с теми, что у нас на слайде.
Примечание: слайд №4.
Задачи урока:
- Вспомнить и узнать новые суффиксы, их значение.
- Повторить разбор слов по составу.
- Тренироваться в разборе имени существительного как части речи.
- Откройте учебник на с. 47. Упр. 273. Прочитайте задание (читают).
- Что надо сделать? (образовать новые имена сущ. по образцу).
- Чем отличаются слова в первой строчке? (значением, называют животного, самку животного, детеныша и много детенышей, еж, ежиха, ежонок, ежата).
- Какие суффиксы передают каждое значение? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-)
- Запишите оставшиеся строчки по образцу. Выделите корень, чередующиеся согласные и суффиксы (пишут в тетр. и на доске).
- Какие суффиксы помогли от основ имен сущ. образовать существительные, называющие животных иначе? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-).
- Прочитайте правило на с. 47 в серой рамке (“С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок-, -ат-, -ят- от основ имен сущ. образуются имена сущ., которые называют животных или их детенышей”).
Примечание: возможны индивидуальные карточки на разбор имен существительных как частей речи.
- Были ли на слайде какие-то суффиксы из этого правила? (да, называют какие).
- Посмотрите на слайд. Задание письменно по вариантам. Нужно от этих слов образовать имена существительные, которые называют животных, их детенышей. На каждое слово по 2 примера. Используйте суффиксы, которые на слайде (пишут в тетрадях, часть детей работает на карточках).
Примечание. Слайд 5. Образуй с помощью суффиксов – их-, -ик-, -иц-, -онок-, ёнок-, -ат-, -ят- по 2 новых слова на каждый пример. Выдели суффиксы.
1 вариант | 2 вариант |
Верблюд | Кот |
Ёж | Лебедь |
Лось | Лиса |
Образец:
Волк, волчица, волчонок.
- Прочитайте слова, которые у вас получились (1-2 ученика читают).
Физкультминутка
6. Закрепление материала.
- Откройте упр.276. Прочитайте задание (читают). Нужно записать только слова, которые пропущены, выделить суффикс (выполняют в тетради и на доске 1-2 чел.).
Примечание: на слайде 6 дано упражнение.
- Водит машину (кто?) водитель.
- Книги пишет (кто?) ...
- Учит детей (кто?) ...
- Воспитывает детей (кто?) ...
- Изобретает (кто?) ...
- Сказки сказывает (кто?) ...
- Строит дома (кто?) ...
- От слов какой части речи образованы новые слова-ответы? (глаголов)
- Какая общая часть во всех словах? (-тель-)
- Запомните, этот суффикс помогать образовать имена существительные от глаголов. Какое значение у этого суффикса? (называет профессии человека)
- Прочитайте правило на с.48 в серой рамке (“С помощью суффикса –тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду занятий, действий”).
- Потренируемся устно. Я читаю вопрос, а вы ответ. Как называется человек, который любит мечтать? Живет в городе или селе? Отправляет письмо или посылку? Получает письмо? (мечтатель, житель, отправитель, получатель).
- Какой суффикс во всех словах? (-тель-).
- Верно. Запишите упр. 278. Прочитайте задание (читают)
Далее выполняют на доске и в тетради. + карточки для учащихся.
- Почему суффикс –ник- встречается во всех словах, но слова в друг разных группах? (разное значение)
- Какие значения у него? (предметы, места, где что-то растет, род деятельности человека).
- Верно, откройте учебник на с. 50, прочитайте правило.
7. Заключение.
- Посмотрите на доску, все ли значения суффиксов мы вспомнили? (да)
Примечание. Слайд 7. Таблица с суффиксами.
- Сколько значений у суффикса –ник-? Какие? (3)
- Какие суффиксы обозначают животных? (и т.д.)
- От каких основ могут образовываться имена сущ.? (сущ., гл.)
- Какие суффиксы помогают образовать имена сущ. от глаголов? (-тель-, -ник-).
- Откройте дневники, запишите д/з. упр.4 с.56-57 + правила.
Урок окончен.