Музыкально-сказочная композиция "Музей музыкальных инструментов"

Разделы: Музыка


Цель: развивать у дошкольников музыкальный кругозор.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с многообразием музыкальных инструментов, историей их создания, характером звучания;
  • научить определять тембровую окраску музыкальных инструментов;
  • познакомить дошкольников с творчеством детских композиторов на примере школьного репертуара.

Ход мероприятия

Место проведения: музыкальный зал детского сада

Действующие лица: Магистр – взрослый, Паж – ребенок, дети – “инструменты” - учащиеся ДШИ №1.

ФОНОГРАММА: “Марш” (из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковский) выходят Магистр и Паж.

Магистр: Здравствуйте, ребята! Скажите, кто из Вас когда-нибудь бывал в музее?

Ответы детей.

Паж: Знаю, знаю... Музей – это такое место, где можно увидеть разные замечательные предметы; старинные вещи, красивые картины, игрушки и другие диковинки.

Магистр: А я хотел предложить тебе, Паж и ребятам тоже, отправиться сегодня на экскурсию по музею. Но это необычный музей, это музей музыкальных инструментов и идти нам никуда не надо. Экспонаты - инструменты – так называют предметы, выставленные в музее, сами придут к нам!

ФОНОГРАММА: “Вальс цветов” (из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковский) в зал по одному выходят дети – “инструменты”, становятся в шахматном порядке и замирают.

Паж: Как красиво! Какие они все разные....

Магистр: И удивительно похожие. Ну, прямо как одна большая семья!

Паж: Почему? Что, например, общего между скрипкой и трубой? Разве напоминает чем-нибудь веселая русская балалайка фортепиано?

Магистр: Что общего? А то, что все они музыкальные инструменты. И красавица скрипка, и нежная арфа, и воинственная труба, и даже электронный синтезатор, который умеет петь разными голосами – все они называются одним словом “инструмент”.

Паж: Ух – ты, как интересно! Мне кажется, если бы музыкальные инструменты умели рассказывать нам свои истории, мы бы услышали множество интересных рассказов.

Магистр: Не расстраивайтесь, дорогой Паж! Я сейчас открою свою волшебную музыкальную шкатулку, из которой польется волшебная музыка и наши музыкальные инструменты будут не только играть, но и разговаривать (раскрывает музыкальную шкатулку... прислушивается..и удивленно показывает в сторону музыкальных инструментов.........

ФОНОГРАММА: “Вальс цветов” (из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковский) дети-“инструменты” оживают и вращаются на месте.

Скрипка: Мой музыкальный инструмент известен с XIV века. Скрипку называют королевой музыкальных инструментов. С ней связано множество тайн и секретов. До сих пор старинные скрипки итальянских мастеров считаются лучшими в мире, и никто не знает, как они сделаны. А еще скрипка умеет замечательно петь. Посмотрите внимательно на форму скрипки. Она похожа на человеческое тело: корпус – туловище, гриф – шея, головка – голова

Муз.номер: (ребенок исполняет на скрипке)А.Хачатурян “Вальс”. Уходит за кулисы.

Балалайка: Это один из любимых инструментов русского народа. Веселая и озорная, она прекрасно звучит и соло, и в ансамбле. Балалайка стала нам известна с XVIII века, Сделана она из дерева с тремя натянутыми струнами, треугольной формы.

Муз.номер: : (ребенок исполняет на балалайке) Русская народная песня “Как у наших у ворот”.Уходит за кулисы.

Баян: Баян ведет свое происхождение от русской гармоники. На нем можно исполнять и серьезную музыку, и народные песни. Баян получил свое название по имени легендарного древне-русского певца – сказителя Баяна.

Муз.номер: (ребенок исполняет на баяне) С. Бухвостов“Незабудка”. Уходит за кулисы.

Саксофон: Сравнительно молодой музыкальный инструмент, так как появился на свет только в XIX веке. Он носит имя своего изобретателя – бельгийского мастера – Сакса.

Муз.номер: (ребенок исполняет на саксофоне) Ю.Должиков “Аришка” Уходит за кулисы.

Флейта: Один из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. Звучала у разных народов, начиная от свистулек, манков и т.д. Ее высокий, красивый голос украшает многие музыкальные произведения.

Муз.номер: (ребенок исполняет на флейте) И.Гайдн “Песенка”. Уходит за кулисы.

Фортепиано: Слово “фортепиано” в переводе с итальянского означает “громко-тихо”. Фортепиано изобрел итальянский мастер БартоломеоКристофори в начале XVIII века. Его предшественники – клавесин и клавикорд.

Муз.номер: (ребенок исполняет на фортепиано)А.Волков “Мазурка”. Уходит за кулисы.

Гитара: Один из любимых инструментов во все времена. Ее звучание хорошо сочетается как с человеческим голосом, так и с другими музыкальными инструментами.

Муз.номер: (ребенок исполняет на гитаре) А.Хенди “Сеит – луи – блюз”. Уходит за кулисы.

Труба: За свою тысячелетнюю историю этому инструменту пришлось быть участником рыцарских турниров, охоты, всевозможных торжеств.

Муз.номер: (ребенок исполняет на трубе) Русская народная песня “Вышли в поле косари”. Уходит за кулисы.

Домра: В наше время домра обрела вторую жизнь. Ее первая жизнь была связана с искусством скоморохов и закончилась вместе с ним. В конце XIX века музыкальные мастера Андреев и Налимов – сконструировали новую домру, которую исполнители используют до сих пор.

Муз.номер: (ребенок исполняет на домре)М.Иорданский “Песенка про Чибиса”. Уходит за кулисы.

Аккордеон:

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились,
А ты названье, угадаешь
Содружество мехов и клавиш? - Это аккордеон. (А.В.Бакирова)

Муз.номер: (ребенок исполняет на аккордеоне) А.Марьина “Во саду ли, в огороде”. Уходит за кулисы.

Магистр: Вот и закончилась наша необычная экскурсия в музей музыкальных инструментов.

Паж: Госпожа, можно мне загадать загадку про музыкальный инструмент?

Три струны, а звук какой!
С переливами, живой,
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент. (Балалайка).

Магистр: А давай и я загадаю ребятам загадки!

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...... (Рояль).

Этот медный инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе, на параде. (Труба).

Магистр: Ну, вот и все! Надеемся, что наше сказочное путешествие по музею музыкальных инструментов Вам понравилось. До новых встреч!

ФОНОГРАММА: “Марш” (из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковский).

Программа музыкально-сказочной композиции

  1. А.Волков. “Мазурка”
  2. А. Хенди “Сент – Луи блюз”
  3. Обр. Н.Гетмана. Русская народная песня “Вышли в поле косари”
  4. М. Иорданский. “Песенка про чибиса”
  5. А.Марьина. “Во саду ли, в огороде”.
  6. А.Хачатурян. Вальс.
  7. Обр. А.Шалова. Русская народная песня “Как у наших у ворот”
  8. А.Бухвостов. “Незабудка”
  9. Ю.Должиков “Аришка”
  10. Й. Гайдн. “Песенка".