Цели:
- развивать умение правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода;
- формировать умение обосновывать написание окончаний;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык”.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем составлять устный журнал, на каждой странице которого будет грамматическое задание, которое будет оцениваться. Я думаю, если мы постараемся, то урок получится интересный.
Итак, открываем первую страницу нашего журнала “Угадай-ка”.
Вставьте пропущенные окончания, догадайтесь, как будет называться наш устный журнал.
Слайд 1.
Проверка.
Слайд 2.
- Название устного журнала и есть тема нашего урока.
Слайд 3. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
- На уроке будем продолжать учиться правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
Итог. За первую страницу “Угадай-ка” получаете 3 балла.
2. Словарно-орфографическая работа.
Следующая страница журнала “Вспоминай-ка”.
Работа в тетрадях.
а) Запись слов под диктовку.
Пассажир, жёлтый, интересный, коллектив, чёрный, суббота.
б) - На какие две группы можно разделить эти слова?
1. Слова с двойными согласными. (Проверка).
2. Имена существительные и имена прилагательные. (Проверка).
в) Образуйте от имён существительных имена прилагательные.
г) Составьте словосочетания с новыми именами прилагательными.
д) Составьте предложение со словосочетанием.
Запись предложения со словосочетанием в И.п. Определите падеж, выделите окончания.
- В каком ещё падеже имена прилагательные отвечают на эти же вопросы и имеют те же окончания? (В В.п.)
Составьте устно предложение с этим словосочетанием в В.п.
Итог. За страницу “Вспоминай-ка” получаете 4 балла.
3. Работа по теме урока.
а) - Следующая страница журнала “Отвечай-ка”, где вы должны ответить на два главных вопроса нашего урока.
Слайд 4.
1) Как правильно определить падеж имени прилагательного?
2) Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён прилагательных?
У каждого ученика карточка. Карточки различаются по уровню сложности (по цвету). Одна группа учеников отвечает на первый вопрос, другая - на второй.
- На карточках нужно определить правильный порядок ответа на вопрос.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Слайд 5.
Итог. За страницу “Отвечай-ка” получаете 2 балла.
б) - Следующая страница “Выполняй-ка”, где мы будем выполнять упражнения и тренироваться в правильном написании безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
1) Упражнение “Придумай прилагательное”.
На доске:
- около ...ого театра
- без ...ого друга
- из ...его села
- В каком падеже должны стоять имена прилагательные?
- Как догадались?
- Назовите вопрос и окончания Р.п.
Запись словосочетаний.
2) Слайд 6.
На слайде:
- синее снег
- северный море
- пушистый ветер
- Составьте словосочетания. Запомните.
На слайде удаляются имена прилагательные.
- Запишите данные словосочетания в Д. п.
Проверка (сигнальные карточки).
- Назовите вопрос и окончания Д.п.
Итог. Страница “Выполняй-ка” оценивается в 3балла.
4. Физкультминутка.
- Открываем страницу “Отдыхай-ка”.
Физкультминутка “Кулак – ребро – ладонь”.(Учитель называет словосочетания, стоящие в разном роде.Ученики показывают кулак (м.р.), ребро (с.р.) или ладонь(ж.р.) в зависимости от рода, в котором стоит словосочетание.)
Итог. Страница “Отдыхай-ка” оценивается в 1 балл.
5. Продолжение работы по теме урока.
Следующая страница журнала “Повторяй-ка”.
1) - Догадайтесь. О какой птице идёт речь. Это описание из толкового словаря русского языка Ожегова.
Буро- серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
Слайд 7. (Соловей.)
- Какие слова помогли догадаться, что это соловей?
- К какой части речи они относятся?
2) Работа по учебнику.
Прочитаем описание соловья в учебнике. Упр.310.
- Сравните два описания.
Читают два ученика. Первый ученик читает, опустив имена прилагательные, второй – полный текст.
- Какой вывод можно сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?
3) Выписать из упражнения словосочетания (предложения) с именами прилагательными 1 вариант - в Т.п., 2 вариант - в П.п.
Проверка.
- Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в Т.п., П.п.
Итог. Страница “Повторяй-ка” оценивается в 5 баллов.
4) Домашнее задание. Составить небольшой рассказ-описание любой птицы, используя имена прилагательные, определить падеж, выделить окончания.
6. Рефлексия.
Последняя страница нашего журнала “Проверяй-ка”, которая поможет проверить и оценить ваши знания по теме “Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода”.
У каждого ученика бланк с тестом. (Тесты разноуровневые.)
Выполнение тестов.
- Соедините полученные ответы отрезками.
- Какая геометрическая фигура получилась?
Самопроверка по слайду.
Слайд 8.
Итог. Эта страница журнала оценивается в 6 баллов.
7. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что интересного запомнили на уроке?
- Расшифруем слово, которое получилось в ходе урока, благодаря заработанным баллам.
Слайд 9. (Ключ к зашифрованному слову.)
- Какое слово получилось? (Спасибо.)
- Спасибо всем за урок.
Задания к странице журнала “Отвечай-ка”. (Напечатаны на бумаге разного цвета)
1 вариант
- По падежу существительного определить падеж прилагательного.
- Найти существительное, к которому относиться имя прилагательное.
- Определить падеж существительного.
2 вариант
- Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
- Найти существительное, к которому относиться прилагательное, определить род и падеж.
- Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.
Тесты к странице журнала “Проверяй-ка”. (Напечатаны на бумаге разного цвета)
1 вариант
1. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) какой ( -ая, -ое )?
2. Имя прилагательное:
а) не зависит от рода, числа и падежа существительного
б) зависит от рода, числа и падежа существительного
3. В предложении имя прилагательное является:
а) второстепенным членом
б) главным членом
4.Определи падеж прилагательного
через деревянный мост
а) И.п.
б) В.п.
в) Р.п.
5. Определи падеж прилагательного
в зимнем уборе
а) Д.п.
б) Т.п.
в) П.п.
Ф.И.
1 2 3 4 5 а б в
2 вариант
1. Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета
б) предмет
в) признак предмета
2. Имя прилагательное изменяется:
а) по числам и падежам
б) по числам, родам и падежам
3. В предложении имя прилагательное является:
а) определением
б) обстоятельством
в) дополнением
4.Определи падеж прилагательного
К празднику бабушка испекла яблочный пирог.
а) И.п.
б) В.п.
в) Р.п.
5. Определи падеж прилагательного
Хороши ели в зимнем уборе.
а) Д.п.
б) Т.п.
в) П.п.
Ф.И. 1 2 3 4 5 а б в