Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • развивать умение правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода;
  • формировать умение обосновывать написание окончаний;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык”.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем составлять устный журнал, на каждой странице которого будет грамматическое задание, которое будет оцениваться. Я думаю, если мы постараемся, то урок получится интересный.

Итак, открываем первую страницу нашего журнала “Угадай-ка”.

Вставьте пропущенные окончания, догадайтесь, как будет называться наш устный журнал.

Слайд 1.

Проверка.

Слайд 2.

- Название устного журнала и есть тема нашего урока.

Слайд 3. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

- На уроке будем продолжать учиться правильно употреблять и писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

Итог. За первую страницу “Угадай-ка” получаете 3 балла.

2. Словарно-орфографическая работа.

Следующая страница журнала “Вспоминай-ка”.

Работа в тетрадях.

а) Запись слов под диктовку.

Пассажир, жёлтый, интересный, коллектив, чёрный, суббота.

б) - На какие две группы можно разделить эти слова?

1. Слова с двойными согласными. (Проверка).

2. Имена существительные и имена прилагательные. (Проверка).

в) Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

г) Составьте словосочетания с новыми именами прилагательными.

д) Составьте предложение со словосочетанием.

Запись предложения со словосочетанием в И.п. Определите падеж, выделите окончания.

- В каком ещё падеже имена прилагательные отвечают на эти же вопросы и имеют те же окончания? (В В.п.)

Составьте устно предложение с этим словосочетанием в В.п.

Итог. За страницу “Вспоминай-ка” получаете 4 балла.

3. Работа по теме урока.

а) - Следующая страница журнала “Отвечай-ка”, где вы должны ответить на два главных вопроса нашего урока.

Слайд 4.

1) Как правильно определить падеж имени прилагательного?

2) Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён прилагательных?

У каждого ученика карточка. Карточки различаются по уровню сложности (по цвету). Одна группа учеников отвечает на первый вопрос, другая - на второй.

- На карточках нужно определить правильный порядок ответа на вопрос.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Слайд 5.

Итог. За страницу “Отвечай-ка” получаете 2 балла.

б) - Следующая страница “Выполняй-ка”, где мы будем выполнять упражнения и тренироваться в правильном написании безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1) Упражнение “Придумай прилагательное”.

На доске:

  • около ...ого театра
  • без ...ого друга
  • из ...его села

- В каком падеже должны стоять имена прилагательные?

- Как догадались?

- Назовите вопрос и окончания Р.п.

Запись словосочетаний.

2) Слайд 6.

На слайде:

  • синее снег
  • северный море
  • пушистый ветер

- Составьте словосочетания. Запомните.

На слайде удаляются имена прилагательные.

- Запишите данные словосочетания в Д. п.

Проверка (сигнальные карточки).

- Назовите вопрос и окончания Д.п.

Итог. Страница “Выполняй-ка” оценивается в 3балла.

4. Физкультминутка.

- Открываем страницу “Отдыхай-ка”.

Физкультминутка “Кулак – ребро – ладонь”.(Учитель называет словосочетания, стоящие в разном роде.Ученики показывают кулак (м.р.), ребро (с.р.) или ладонь(ж.р.) в зависимости от рода, в котором стоит словосочетание.)

Итог. Страница “Отдыхай-ка” оценивается в 1 балл.

5. Продолжение работы по теме урока.

Следующая страница журнала “Повторяй-ка”.

1) - Догадайтесь. О какой птице идёт речь. Это описание из толкового словаря русского языка Ожегова.

Буро- серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)

Слайд 7. (Соловей.)

- Какие слова помогли догадаться, что это соловей?

- К какой части речи они относятся?

2) Работа по учебнику.

Прочитаем описание соловья в учебнике. Упр.310.

- Сравните два описания.

Читают два ученика. Первый ученик читает, опустив имена прилагательные, второй – полный текст.

- Какой вывод можно сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?

3) Выписать из упражнения словосочетания (предложения) с именами прилагательными 1 вариант - в Т.п., 2 вариант - в П.п.

Проверка.

- Назовите вопросы и окончания имён прилагательных в Т.п., П.п.

Итог. Страница “Повторяй-ка” оценивается в 5 баллов.

4) Домашнее задание. Составить небольшой рассказ-описание любой птицы, используя имена прилагательные, определить падеж, выделить окончания.

6. Рефлексия.

Последняя страница нашего журнала “Проверяй-ка”, которая поможет проверить и оценить ваши знания по теме “Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода”.

У каждого ученика бланк с тестом. (Тесты разноуровневые.)

Выполнение тестов.

- Соедините полученные ответы отрезками.

- Какая геометрическая фигура получилась?

Самопроверка по слайду.

Слайд 8.

Итог. Эта страница журнала оценивается в 6 баллов.

7. Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что интересного запомнили на уроке?

- Расшифруем слово, которое получилось в ходе урока, благодаря заработанным баллам.

Слайд 9. (Ключ к зашифрованному слову.)

- Какое слово получилось? (Спасибо.)

- Спасибо всем за урок.

Задания к странице журнала “Отвечай-ка”. (Напечатаны на бумаге разного цвета)

1 вариант

  • По падежу существительного определить падеж прилагательного.
  • Найти существительное, к которому относиться имя прилагательное.
  • Определить падеж существительного.

2 вариант

  • Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
  • Найти существительное, к которому относиться прилагательное, определить род и падеж.
  • Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.

Тесты к странице журнала “Проверяй-ка”. (Напечатаны на бумаге разного цвета)

1 вариант

1. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) какой ( -ая, -ое )?

2. Имя прилагательное:

а) не зависит от рода, числа и падежа существительного

б) зависит от рода, числа и падежа существительного

3. В предложении имя прилагательное является:

а) второстепенным членом

б) главным членом

4.Определи падеж прилагательного

через деревянный мост

а) И.п.

б) В.п.

в) Р.п.

5. Определи падеж прилагательного

в зимнем уборе

а) Д.п.

б) Т.п.

в) П.п.

Ф.И.

  1 2 3 4 5
а          
б          
в          

2 вариант

1. Имя прилагательное обозначает:

а) действие предмета

б) предмет

в) признак предмета

2. Имя прилагательное изменяется:

а) по числам и падежам

б) по числам, родам и падежам

3. В предложении имя прилагательное является:

а) определением

б) обстоятельством

в) дополнением

4.Определи падеж прилагательного

К празднику бабушка испекла яблочный пирог.

а) И.п.

б) В.п.

в) Р.п.

5. Определи падеж прилагательного

Хороши ели в зимнем уборе.

а) Д.п.

б) Т.п.

в) П.п.

Ф.И.
  1 2 3 4 5
а          
б          
в