Цель урока - создать условия для:
1. Осознания и осмысления блока новой информации по теме, способствовать осознанию основного фактического материала через работу с учебником, дополнительной литературой, применение ИКТ, организацию работы в парах, выполнение лабораторной работы.
2. Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебника, умению работать с дополнительной учебной литературой, кратко и точно записывать информацию по теме.
3. Воспитания ответственного отношения к учебной деятельности через организацию работы фронтально, индивидуально.
Задачи урока.
1. В ходе урока повторить ранее изученный материал: понятия - гомологи, изомеры; умение писать формулы гомологов и изомеров, давать название спиртам.
2. Организовать работу по открытию новых знаний.
3. Обобщить полученные знания. Организовать первоначальное закрепление полученных знаний.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, лабораторное оборудование.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Целеполагание и мотивация.
Фронтальная беседа:
1. Какой изучаем предмет?
2. Дайте определение химии.
3. Какой раздел химии изучаем в 10 классе?
4. Какие вещества изучает органическая химия?
5. С какими веществами мы уже познакомились?
6. Почему они так называются?
Нам предстоит познакомиться с кислородсодержащими органическими веществами.
Почему они так называются?
Значит, отличие их от предыдущих веществ – наличие кислорода.
Тема урока: “Кислородсодержащие органические вещества”.
Какую группу веществ, содержащих кислород, будем изучать, вам предстоит угадать.
Вещества мы непростые
И известны, с древних пор
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты.
А называемся …. (Спирты)
Из большой группы кислородсодержащих органических веществ будем изучать – спирты.
Слайд № 1. Презентация
Что мы, можем узнать о спиртах, цель нашего урока? (На столах лежат листочки с планом характеристики веществ, используя которые ученики сформулируют цель). Приложение 1, Слайд № 2
Выяснили, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке, поставили цель, приступаем к ее осуществлению.
На столах лежит все необходимое для работы: учебник О.С. Габриелян, химия 10 класс, учебник Г.Е. Рудзитис, химия 10 класс, план характеристики веществ, необходимое лабораторное оборудование. Приложение 2
Информация по пунктам плана берется из предложенных источников, фиксируется в тетради учащимися и затем озвучивается, дополняется, сравнивается с эталоном (слайды).
Первый пункт плана. Определение, общая формула, функциональная группа, классификация.
Приложение 3. Слайды № 3, 4, 5, 6, 7
Спирты – производные углеводородов, в молекуле которых один или несколько атомов водорода замещены на соответствующее число гидроксильных групп. Общая формула R – (OH)n -ОН функциональная группа.
Классификация спиртов:
- по типу углеводородного радикала – предельные, непредельные, ароматические спирты.
- по числу гидроксильных групп – одноатомные, двухатомные, трехатомные спирты.
- по типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой – первичные, вторичные, третичные спирты.
Из большой группы спиртов будем более подробно изучать предельные одноатомные спирты – алканолы.
Общая формула алканолов CnH2n +1OH.
Второй пункт плана. Гомологический ряд, номенклатура. Слайд №8
CH3OH метанол в названии алканолов участвует числительное и суффикс - ол
C2H5OH этанол
C3H7OH пропанол
Если цепь атомов углерода разветвленная, чтобы назвать спирт нужно применить правило. Например:
Третий пункт плана. Изомерия. Слайд №9
Для алканолов характерны следующие виды структурной изомерии:
А) углеродного скелета,
Б) положения функциональной группы,
В) межклассовая (алканолам изомерны простые эфиры).
Формулы изомеров можно рассмотреть на примере бутанола.
Четвертый пункт плана. Способы получения. Слайд № 10
Спиртов нет в природе в свободном состоянии, поэтому их получают с помощью химических реакций.
1) Гидролиз галогенопроизводных алканов водными растворами щелочей:
C2H5CL + KOH = C2H5OH + KCL
2) Гидратация алкенов:
CH2 = CH2 + H2O = CH3 – CH2OH
У метанола и этанола есть персональные способы получения:
CO + H2O = CH3OH
Брожение:
C6H12O6 —> 2 C2H5OH + 2 CO2
Пятый пункт плана. Химические свойства. Слайд № 12, 13, 14
Информацию по данному пункту сообщает учитель. Во время изучения химических свойств ученики выполняют лабораторный опыт по изучению окислительных свойств.
1. Реакции окисления.
Окисление оксидом меди (2) первичных алканолов, образуется альдегид, вторичных алканолов, образуется кетон (лабораторная работа):
Горение:
С2Н5OH + 3O2 —> 2CO2 + 3H2O
2. Реакции, идущие с участием атома водорода гидроксильной группы.
Взаимодействие со щелочными металлами:
2C2H5OH + 2Na —>2C2H5ONa + H2
Взаимодействие с карбоновыми кислотами (реакция этерификации):
C2H5OH + CH3COOH = CH3COOC2H5 + H2O
3. Реакции, идущие с участием гидроксильной группы.
Взаимодействие с галогеноводородами:
CH3 – CH2OH + HCL—>CH3- CH2CL + H2O
Дегидратация внутримолекулярная (образуются алкены):
CH3 – CH2OH —>CH2 = CH2 + H2O
Дегидратация межмолекулярная (образуются простые эфиры):
C2H5OH + C2H5OH = C2H5-
O- C2H5 + H2O
Обобщение по химическим свойствам спиртов: все реакции идут за счет гидроксильной группы. Ее еще называют - функциональная группа. Она обеспечивает и объясняет химические свойства алканолов.
Первичное закрепление.
На столах учащихся лежат листы с заданиями, выполняя их, они смогут проверить, насколько усвоили тему. Приложение 4
Рефлексия.
1. Достигли поставленной цели?
2. Какие имеющиеся знания, пригодились при изучении темы?
3. Что вызвало затруднение во время изучения темы?
Домашнее задание: пр. 9, записи в тетради.