Проек "Мы - юные метеорологи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: июнь, июль, август 2013 года.

Участники проекта:

- воспитатели: Костромина Наталия Владимировна,

- дети старшей группы.

Продукт проектной деятельности:

- создание метеостанции на участке детского сада.

Проблема что такое погода и от чего она зависит?

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Задачи:

- организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;

- дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- формировать представления о четырех частях света;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

- познакомить с профессией метеоролога.

Гипотеза:

- знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Предполагаемый результат:

- дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

- дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

НДОУ “Детский сад № 134” ОАО “РЖД” ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги нашего НДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Этапы реализации проекта:

  • вводный этап;
  • практический;
  • аналитический .

Вводный этап:

  • собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
  • изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;
  • составить перспективный план работы над проектом.

Практический этап:

  • изготовление приборов-помощников;
  • сбор информации для оформления альбомов;
  • организовать мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.

Реализация проекта.

- Ежедневно дети подготовительной к школе группы проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • определяют температуру воздуха;
  • измеряют количество осадков с помощью дождемера;
  • с помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.

- Выставляют показания в дневнике наблюдений.

- Делают прогноз погоды на текущий день.

- Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям.

Результативность реализации проекта

  • За время реализации проекта “Мы – юные метеорологи” у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
  • Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.
  • Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми метеорологическими приборами.
  • У некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
  • Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Вывод.

  • Мероприятия проекта “Мы - юные метеорологи” смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
  • Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
  • Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
  • В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
  • Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

План реализации проекта “Мы – юные метеорологи”

Месяц Содержание
Июнь 1. Беседа “Что такое погода?”
2. Народные приметы “Природные барометры”
Июль 1. Беседа “Загадки планеты Земля”
2. Что такое компас? Экскурсия в лес.

Экскурсия на местную метеостанцию.

3. “Какие бывают термометры” работа в центре “Хочу все знать”
Август 1. “Чем измерить скорость ветра?”
“Откуда дует ветер?”
2. “От кого артемовцы узнают прогноз погоды?”
3. “Для чего нужен барометр?”
4. “Мы – юные метеорологи”