Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: июнь, июль, август 2013 года.
Участники проекта:
- воспитатели: Костромина Наталия Владимировна,
- дети старшей группы.
Продукт проектной деятельности:
- создание метеостанции на участке детского сада.
Проблема что такое погода и от чего она зависит?
Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека
Задачи:
- организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- познакомить с профессией метеоролога.
Гипотеза:
- знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;
- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
Предполагаемый результат:
- дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
- дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Содержание проекта
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
НДОУ “Детский сад № 134” ОАО “РЖД” ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги нашего НДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Этапы реализации проекта:
- вводный этап;
- практический;
- аналитический .
Вводный этап:
- собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
- изучить основные требования к организации метеостанции в детском саду;
- составить перспективный план работы над проектом.
Практический этап:
- изготовление приборов-помощников;
- сбор информации для оформления альбомов;
- организовать мини-музей “Хочу все знать и измерять”.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Реализация проекта.
- Ежедневно дети подготовительной к школе группы проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- определяют температуру воздуха;
- измеряют количество осадков с помощью дождемера;
- с помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.
- Выставляют показания в дневнике наблюдений.
- Делают прогноз погоды на текущий день.
- Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям.
Результативность реализации проекта
- За время реализации проекта “Мы – юные метеорологи” у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
- Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.
- Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми метеорологическими приборами.
- У некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
- Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Вывод.
- Мероприятия проекта “Мы - юные метеорологи” смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
- Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
- Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
- В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
- Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
План реализации проекта “Мы – юные метеорологи”
Месяц | № | Содержание |
Июнь | 1. | Беседа “Что такое погода?” |
2. | Народные приметы “Природные барометры” | |
Июль | 1. | Беседа “Загадки планеты Земля” |
2. | Что такое компас? Экскурсия в
лес. Экскурсия на местную метеостанцию. |
|
3. | “Какие бывают термометры” работа в центре “Хочу все знать” | |
Август | 1. | “Чем измерить скорость ветра?” “Откуда дует ветер?” |
2. | “От кого артемовцы узнают прогноз погоды?” | |
3. | “Для чего нужен барометр?” | |
4. | “Мы – юные метеорологи” |