Прием вычислений вида 26 + 4

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока.

Образовательные:

- познакомить с приемом вычислений вида 26 + 4;

- совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100);

- совершенствовать умение решать простые и составные задачи в пределах 100.

Развивающие:

- развивать навыки счета, математическую смекалку;

- развивать интерес к предмету, математическую речь;

- развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитывать чувство товарищества, желание и умение помочь однокласснику в затруднительной ситуации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, выбирать способы действий, соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить, оценивать себя и товарищей.

Оборудование урока: девиз урока, презентация к уроку, мультимедийный проектор, опорные слова для алгоритма вычислений, изготовленные учащимися “Задачники по математике для 2 класса” как продукт проектной деятельности, веера цифр до 20, медали, карточки за работу на уроке.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Тренинг-настрой перед уроком.

- Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе!

2 этап. Актуализация знаний.

- Предлагаю сегодня провести урок математики под девизом “Кто думает, тот всегда додумается”. Я уверена, что вы сегодня хорошо потренируете логику, мышление, смекалку. Презентация. Слайд № 1 с пожеланием успеха в Стране знаний.

а) - Начнем с устного счета. Слайд № 2.

Слайд № 3 с Карлсоном.

На устном счете не зевайте,
Быстро, правильно считайте!

- А задачи для устного счета я возьму из ваших Задачников, которые вы изготовили (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>), чтобы наши уроки проходили интереснее.

Учащиеся показывают ответ на веере цифр.

1) У бабушки внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)

- Есть внимание? Идем дальше.

2) В шиповнике много витамина С. Надо выпивать хотя бы один стакан в день, чтобы не болеть простудными заболеваниями. Мальвина, Пьеро и Буратино выпивают в день по 2 стакана. Сколько всего стаканов в день выпивают Мальвина, Пьеро и Буратино? (6)

3) У Змея Тугарина одна голова, а у Змея Горыныча целых три. На сколько голов Змей Горыныч умнее? (На две)

4) Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей,
Сколько было лебедей? (9+5 = 14)

5) Яблоки дети в саду собирали,
Взвесив их, урожай посчитали.
Дети собрали 16 корзин.
8 корзин отвезли в магазин,
Три детскому саду отдали,
Остальное в школу послали.
Сколько же корзин до школы дойдут,
Когда все корзины они развезут? (16 – 8 – 3 = 5)

6) На ветках, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело из десятка три.
Тут, смотри, ещё летят.
Их теперь уж 50.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом? (50 – 30 = 20)

Слайд № 4 “Так держать!”.

- Для выполнения следующего задания мы разделимся.

На учительском компьютере будет выполнять задание …, а за ним …

В печатной тетради будут выполнять задание на с.26 …, а остальные дети – со мной.

б) - Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц.

- Назовите соседей этого числа.

На доске запись:

2 дес.8 ед.

8 дес.2 ед.

2 дес.0 ед.

4 дес.8 ед.

- Какие числа записаны на доске?

- Какое число самое большое?

- Назовите следующее за ним число.

- Какое число самое маленькое?

- Назовите предыдущее число.

в) - А сейчас игра “Найди пару”: нужно правильно соединить слова первого и второго столбика.

Результат сложения    слагаемые
Результат вычитания    уменьшаемое
Число, которое вычитают   сумма
Число, из которого вычитают   вычитаемое
Числа, которые складывают   разность

- Для чего мы сыграли в игру? (Чтобы повторить термины действия сложения и вычитания)

Слайд № 5 “Молодцы!”.

- Продолжим работу в рабочих тетрадях.

Запишите число, классная работа.

- Для выполнения следующего задания мы разделимся.

В печатной тетради будут выполнять задание на с.39 …, а остальные дети – со мной.

г) - Прочитайте, запишите и вычислите.

Из числа 40 вычесть сумму чисел 8 и 2.

К числу 60 прибавить разность чисел 12 и 4.

К разности чисел 30 и 10 прибавить число 9.

Электронная физкультминутка для глаз “Лунтик”. Слайды № 6, 7.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

- Для выполнения следующего задания мы разделимся.

На компьютере будет выполнять задание … (примеры с Мальвиной. Слайд № 8.

Игра “Кто быстрее?” Дети разделились на 3 команды (по рядам). Чья команда правильно и быстро решит, та и выиграла. (Медаль за 1, 2, 3 место)

56 – 4 34 - 10 61 + 7
63- 50 7 + 32 45 - 3
45 + 2 84 – 3 73 – 40
26 + 4 72 + 8 91 + 9

- Для чего мы сыграли в игру? (Чтобы повторить сложение и вычитание в пределах 100)

4 этап. Работа по теме урока. Знакомство с новым вычислительным приемом.

- Найдите сумму чисел 26 и 4 (72 + 8, 91 + 9).

- В чем дело? Почему ошибся … ? (Мы не умеем решать такие примеры).

- Давайте попробуем. Подумайте, как можно решить данный пример.

Слайд № 9.

Мы будем смекать! Мы будем решать!
Новые приемы вычислений будем изучать!

- Продемонстрируем на наборном полотне.

Возьмем число 26. Как это можно сделать? (Как 2 десятка и 6 единиц. Используется модель десятков и модель единиц.).

Прибавим к нему 4. Как это сделать? (К 6 прибавить 4).

Получится 10. А 10 - это по-другому 1 десяток.

Сложим теперь десятки: к 2 десяткам прибавить 1 десяток, получится 3 десятка или 30.

Итак, как мы прибавляли к числу 26 число 4?

Разложили число 26 на десятки и единицы – 2 десятка и 6 единиц.

(Учитель на доску вывешивает опорные слова)

Сложили единицы: 6 и 4 , получили 10.

Сложили десятки: к 20 прибавили 10, получили 30.

Учитель делает запись на доске: 26 + 4 = 20 + 6 + 4 = 20 + 10 = 30

Какой делаем вывод? Если к двузначному числу прибавляем однозначное, то сначала складываем единицы, а затем к полученному числу прибавляем десятки.

- Предлагаю проверить ваш вывод. Откройте учебник на с. 60 и внимательно рассмотрите записи.

Как вы оцениваете свой труд? (Мы молодцы, потому что сами пришли к этому выводу).

- Я очень рада, что вы путем поиска пришли к данному решению.

Слайд № 10 “Я рада за вас!”

5 этап. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

- А теперь покажите мне, как вы поняли новый материал. В учебнике на с.60 выполните с комментированием номер 1.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

6 этап. Решение задачи. Слайд № 11 “Удачи в решении задачи!”

Я желаю вам удачи при решении задачи!
Чтоб задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать!
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.

Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Красная Шапочка перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 6 веточек, а на другом 7 веточек. Две веточки не прижились. Сколько всего веточек на дереве вылечила Красная Шапочка?

- О чем задача?

- Кто сделал доброе дело?

- Сколько веточек перевязала Красная Шапочка?

- Сколько веточек не прижились?

- Что требуется найти?

- Какие слова берем для краткой записи?

- Во сколько действий задача?

7 этап. Рефлексия урока.

- Оцените свою работу на уроке. Слайд № 12.

Солнышко – Я сегодня работал лучше, чем вчера.

Солнышко в тучках – Я мог бы работать лучше.

Туча с дождем – Недоволен своей работой.

8 этап. Домашнее задание.

С.60, № 4 и 6.

9 этап. Подведение итогов урока.

- Следовали ли девизу урока?

- Чему вы научились сегодня на уроке? Что было главным? Новым? Скажите еще раз.

- Тот, кто хорошо понял новый материал, поднимите карточку с !.

- Тот, у кого еще есть сомнения, поднимите карточку с ?.

- Над этим мы будем работать и дальше, поэтому, если у кого-то есть сомнения, то на следующем уроке мы их разрешим.

- На уроке вы работали дружно, слаженно, организовано. Показали, что учебный материал в целом вами усвоен. Слайд № 13 “Хорошо поработали!”

- Какое настроение вызвал урок? Поднимите карточку.

Слайд № 14 “Спасибо за сотрудничество!”

Награждение карточками за урок.