Урок географии по теме "Вода на Земле". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цели урока:

  • познакомиться с понятием “гидросфера”, “круговорот воды в природе”, создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере;
  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;
  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Задачи:

обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
  • создать условия для совершения учащимися “малых открытий”, привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, интернет, учебник, ЭОР.

Структура и ход урока

1. Мобилизующий этап.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации. (Слайд 1. Презентация) (различные водоемы; звуки: шум дождя, шум прибоя)

Отгадывание загадок. (Слайд 2)

- Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

- Что мы должны узнать о воде, какие цели, задачи поставим?

3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Проблемный вопрос урока. (Слайд 3)

- Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда? (Выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание. (Слайд 4)

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым, поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

- Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называютсамое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе”? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1. Работа с учебником параграф 15, пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды. (Слайд 5)

Проверка. (Слайд 6)

- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

- не имеет запаха, вкуса, цвета.

- универсальный растворитель,

- способность расширяться при замерзании,

- накопитель тепла,

- хорошо проводит электрический ток.

(Демонстрация воды в трех агрегатных состояниях) (Слайд 7)

Домашнее задание. (Слайд 8)

Выполнить задания на стр.86-88 “Школа географа-следопыта” (по выбору).

2. Работа с геословарем. (Слайд 9)

Гидросфера – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

Задание.

- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему. (Слайд 10, 11)

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

(Слайд 12-13)

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах!

Круговорот воды в природе

“Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо… .
И. Якимов. (Слайд 14)

- Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя Cлайд 15, рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличается малый круговорот воды от большого?

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

Составление опорного конспекта

Работа с магнитной схемой “Мировой круговорот воды” и текстом учебника стр.85-86. (Взаимопроверка ответа)

Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды. (Слайд 16)

человек – несколько часов 2-3

воздух – 8 суток

река - 14 суток

озеро - 7–300 лет

океан – 3000 лет

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст. 89. (Слайд 17)

4. Закрепление нового материала.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока. (Слайд 18)

- Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

- Как вы понимаете выражение слов:

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. 

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре “верю – не верю” (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо “+”, либо “-”. (Слайд 19)

Утверждения:

  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

Cамооценка. Выбрать сектор:

3 – балл – “3” (Слайд 20-21),

4 – балл – “4”,

5 – балл – “5”.

Сектор 3

  • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера ,… , … .
  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
  • Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ).

Сектор 4

  • Завершите перечень: в гидросферу входит:

вода на суше

  • В малом круговороте участвуют:

суша – океан

океан - атмосфера

суша – атмосфера (выбрать правильный ответ)

  • В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм.

Сектор 5

  • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
  • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере, в Антарктиде, на вершинах гор. (Выбрать правильный ответ)
  • В большом круговороте воды участвуют: суша – океан - атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан.

Ученики ставят оценки.

5. Рефлексия. (Слайд 22)

1. У каждого на парте по 3 листика означающие:

Зеленый - было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.

Красный - мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.