Интеллектуальная игра "Умники и умницы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: умники и умницы


Цель: активизация интеллектуальных способностей учащихся 3 класса.

Задачи:

1. Активизация и расширение знаний учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

2. Формирование умения решать нестандартные, диалектические задачи.

3. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

4. Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, воображение, внимание.

5. Формирование умения использовать смекалку, сообразительность.

6. Воспитание терпимости, уважения друг к другу.

Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, конверты с задачами для 4 команд, презентация по теме.

Ход игры

1. Оргмомент. (подготовка рабочего места)

2. Подготовительный этап. Распределение на команды.

- Мы сегодня не на уроке, а на игре “Умники и умницы”. Вы будете поделены на 4 команды и попробуете посоревноваться друг с другом.

Примечание: можно включить музыку из программы “Что?Где? Когда”

- Чтобы поделиться на команды, вам надо вспомнить, как называется произведение, которое написал Алан Милн, а перевел для нас Борис Заходер? (Винни Пух и все-все-все)

- Напомните мне героев этого произведения (Пятачок, Винни Пух, Кролик, Сова, Иа)

- Вот эти герои и помогут нам поделиться на 4 команды.

Примечание: каждый ученик подходит и вытягивает карточку с изображением героя. Дети садятся за соответствующие столы.

Далее выбирают капитана команды.

3. Объяснение правил игры.

- Итак, каждая команда сейчас должна будет проявить смекалку, сообразительность, находчивость, вежливость, умение красиво соревноваться, не обижать соперников. В игре есть определенные правила. Капитаны команд получат от меня секретные письма, которые им написали герои Винни Пух, Пятачок, Кролик и Иа. В этих письмах 10 заданий. На выполнение заданий вам 20 минут. Вы должны вместе посовещаться и постараться ответить на каверзные вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы надо писать на красивом бланке. За нарушение дисциплины, правил игры команда получает штраф – минус 1 балл. После того, как время истечет, каждая команда представит нам свои ответы. И в конце нашей игры, подсчитав баллы, определим команду-победителя.

4. Основной этап.

- Прежде чем раздать конверты, давайте потренируемся отвечать на каверзные вопросы.

1. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую?

Ответ. Его не надо варить, ведь оно уже сварено.

2. В сказках цари часто посылают героев “за тридевять земель”. Внимание, вопрос! Тридевять — это сколько?

Ответ. Тридевять — это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: три девять — это 9*3=27.

3. Назовите пословицы, связанные с числом.

Ответ. Семь раз отмерь — один отрежь. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного.

4. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, чтобы рыбка выполнила пожелания старухи?

Ответ. 5 раз.

Далее идет раздача конвертов с вопросами. Команды начинают игру.

1 команда “Пятачок”

Вопросы:

1. Известно, что 10 единиц составляют - десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т. д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?

Ответ. Потому, что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых “аппаратов” для счета, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.

2. Сколько домов находится между домами № 26 и № 56, расположенными на одной стороне улицы? Подсказка: это четная сторона улицы.

Ответ: 14 домов.

3. Три котёнка - Касьянка, Том и Плут - съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбу съел каждый котёнок?

Ответ: Касьянка съел карася, Том - окуня, Плут - плотвичку.

4. Какие города носят название рек?

Ответ: Москва, Воронеж, Печора, Вологда.

5. Подбери к каждому существительному из правой колонки соответствующее определение из левой.

Волк расфуфыренный
Свинья колючий
Еж желторотый
Козел стройная
Лань грязная
Медведь голодный
Птенец косолапый
Цапля бородатый
Павлин длинноногая

Ответ: голодный волк, грязная свинья, колючий еж, бородатый козел, стройная лань, косолапый медведь, длинноногая цапля, желторотый птенец, расфуфыренный павлин.

6. Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак?

Ответ: 1 собака, 2 гуся.

7. Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях?

Ответ: вода.

8. В названии какой птицы 40 букв?

Ответ: Сорока - 40А.

9. Сколько лет рыбачил старик из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”?

Ответ: 30 лет и 3 года.

10. Обобщи слова.

1) Чашка и нож - это. . .

2) Зима и лето - это. . .

3) Метры и литры - это. . .

4) И и К - это. . .

5) Тюльпан и роза - это. . .

Ответ: приборы, сезоны, единицы, буквы, цветы.

2 команда “Иа”

Вопросы

1. При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты?

Ответ. Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы — копейки.

2. Сколько всего чётных чисел от 4 до 16, включая и названные числа?

Ответ: 7 чисел

3. В школе 400 учеников. Верно ли утверждение, что хотя бы два ученика этой школы отмечают свой день рождения в один и тот же день года?

Ответ: да, т. к. в году 365 дней, а значит оставшиеся 35 учеников могут родиться в один день.

4. Какие вы знаете цветные моря?

Ответ: Черное, Красное, Желтое, Мраморное.

5. Подбери недостающее слово так, чтобы получилось устойчивое выражение (фразеологизм) . Попытайся объяснить, как ты понимаешь эти выражения.

Медвежья .... , ... наплакал, открыть ..., сесть в ..., согнуть в ... рог, выносить ... из избы, вставлять ... в колеса, делать из мухи .... , держать ... за пазухой.

Ответ: кот наплакал, медвежья услуга, открыть Америку, сесть в лужу, согнуть в бараний рог, выносить сор из избы, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона, держать камень за пазухой.

6. Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур?

Ответ: три курицы

7. Родилась в воде, а живет на земле?

Ответ: Лягушка.

8. Какое растение говорит, где оно живет?

Ответ: Подорожник.

9. Назови автора сказки “Мороз Иванович”

Ответ: Владимир Одоевский

10. Обобщи слова.

1) Минута и год - это. . .

2) Четверг и пятница - это. . .

3) Огурец и свекла - это. . .

4) Север и запад - это. . .

5) Карась и щука - это. . .

Ответ: единицы времени, дни, овощи, направления, рыбы.

3 команда “Кролик”

Вопросы

1. Какое число записано римскими цифрами: XXXIV?

Ответ: 34.

2. Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой?

Ответ: имя

3. У моего отца только один сын. А всего детей в семье трое. Как такое может быть, ведь у меня нет братьев?

Ответ: В семье - один сын и две дочери.

4. Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью?

Ответ: Днем - зрачки маленькие, а ночью – слишком расширены.

5. Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

Ответ: 5 книг.

6. Две сосиски варятся 6 минут . Сколько минут будут вариться 8 сосисок?

Ответ: 6 минут.

7. Какая рыба называется именем человека?

Ответ: Карп.

8. От чего утка плавает?

Ответ: от берега.

9. Определи зачины.

  • “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”
  • “Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...”
  • “Жили-были...”
  • “Стали они жить – поживать и добра наживать. . ”

Ответ: За тридевять земель, в тридесятом царстве...; жили-были .

10. Обобщи слова.

1) Футбол и шашки - это. . .

2) Валенки и тапки - это. . .

3) Сердце и почки - это. . .

4) Шкаф и стул - это. . .

5) Волга и Ока - это. . .

Ответ: игры, обувь, органы, мебель, реки/машины.

4 команда “Винни-Пух”

1. Когда мы смотрим на число 3, а говорим “15”?

Ответ. Когда смотрим на часы, которые показывают 3 ч дня, т. е. 15 ч.

2. Вставьте пропущенное число, найдя закономерность числового ряда.

5 7 9

9 25 49 ?

Ответ: 81, так как 9*9 = 81

3. В магазин привезли 4 одинаковые полные коробки: в одной - апельсины, в другой - яблоки, в третий - мандарины, а в четвёртой - вишни. В какой коробке наибольшее число плодов?

Ответ: в четвертой, т. к. вишни самые мелкие.

4. Какие цветы носят человеческие имена?

Ответ: Роза, Василек, Иван – да – Марья, Лилия.

5. Выбери нужные проверочные слова.

Уд_вительно (диво, дева), м_нять (замена, мина), л пить (липко, лепка),

расч щать (честь, чисто), л нивый (лень, линька), скр пучий (скрепка, скрип), м стерить (мост, мастер).

Ответ: диво, замена, лепка, чисто, лень, скрип, мастер.

6. На столе стояло 3 стакана с вишней. Миша съел вишню из одного стакана и поставил его обратно на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

Ответ: три.

7. Кто спит головой вниз?

Ответ: Летучая мышь.

8. Под каким деревом сидит заяц во время дождя?

Ответ: под мокрым.

9. Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и конец.

Кто других не любит - гуляй смело.
Человек от лени болеет, сам себя губит.
Кончил дело - а от труда здоровеет.

Ответ: Кончил дело – гуляй смело. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто других не любит - сам себя губит.

10. Обобщи слова.

1) Слива и яблоко - это. . .

2) Пианино и скрипка - это. . .

3) Юбка, платье – это ...

4) Зебра и медведь - это. . .

5) Кастрюля и чашка - это. . .

Ответ: фрукты, музыкальные инструменты, одежда, животные/млекопитающие, посуда.

5. Подведение итогов.

Каждая команда рассказывает ответы на свои вопросы (по очереди) . Примечание: на слайде представлены тексты заданий у каждой команды.

Далее ведется подсчет баллов у каждой команды на спец. бланке (Таблица 1) .

ТАБЛИЦА 1. Результаты игры

Результаты ответов Отказ от решения задачи (-1)
Правильный ответ (1 балл) Неправильный ответ (0)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      

Дополнительные вопросы: (если одинаковое количество баллов у команд)

Если перевернуть цифру сверху вниз, она уменьшается на 3? Какая эта цифра?

Ответ. Цифра 9. Так как 9—6=3.

Какие часы показывают верное время толь ко два раза в сутки?

Ответ. Часы, которые остановились.

Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы.

Ответ. Солнце.

Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и конец.

Труд человека кормит, навек лгуном стал.
Была бы охота - а лень портит.
Раз соврал - будет ладиться работа.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Ответ: сон.

После объявления победителей награждение каждой команды мелкими сувенирами и значками за участие.

Рефлексия.

- Что особенно понравилось?

- В чём возникли трудности? Почему? Что надо знать и уметь, чтобы не попадать в затруднения?

- Что можете сказать своим партнёрам по групповой работе?

- Что можете сказать своим соперникам?

- Что можете пожелать всем участникам игры?

- Спасибо за участие! Вы – молодцы!

Полезные источники