Класс: 12 класс (Возраст учащихся от 25 лет до 34 лет. За партами сидят люди, совершившие тяжкие преступления. Поэтому, важной воспитательной задачей каждого учебного предмета, является необходимость осужденного в получении им образования.
Данный урок способствует развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям. На уроке развиваются познавательные способности учащихся, речь, память, внимание, воображение, восприятие нового материала на уроке. На уроке учитель развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности. Презентация используется на разных этапах урока. Завершает урок видео клип “Радиация и жизнь”.
Цель урока: Создать условия для изучения данной темы урока. Раскрыть физическую природу радиоактивности. (слайд-2)
Задачи урока: (слайд-3)
- Образовательные:
- Углубить знания о структуре сложного строения атома.
- Систематизировать знания, умения и навыки учащихся к восприятию, осмыслению первичного усвоения материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности.
- Развивать коммуникативные компетенции: правильное использование физической терминологии, символики.
- Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
- Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и воспринимать новый материал.
- Развивать: умение анализировать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание, извлекать для себя пользу из образовательного процесса.
- Умение применять полученные знания.
- Воспитательные:
- Продолжить формирование научного мировоззрения, познавательного интереса учащихся к предмету, взглядов и убеждений, увлечь и заинтересовать учащихся темой урока, создать личную ситуацию успеха на уроке.
Тип урока: Изучение нового материала. (слайд-4)
Оборудование:
1. Знак радиоактивной опасности.
2. Портреты учёных (Беккерель, Резерфорд, М. Кюри, П. Кюри)
3. Презентация “Радиоактивность” (составленная мной).
4. Видеоклип “Радиация и жизнь”
5 Физмка. 11 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.
6. Маршрутный лист.
7. Оформление доски:
- Cлова М.Кюри “Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное”.
- Радиоактивность, радиоактивные элементы, радиоактивное излучение, радиация.
- Таблица кроссворда.
- Cлова Френсис Бэкона: “Движущей идеей прогресса стала наука”.
Ход урока
(слайд-5)
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Мотивация учащихся на изучение нового материала
4. Изучение нового материала (Самостоятельная работа учащихся).
5. Закрепление темы. Тест № 6.
6. Рефлексия урока.
7. Итог урока. Оценки.
8. Домашнее задание.
1. Орг. момент (1 – 2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний – (4 - 6 мин.) (слайд-6)
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, т.е. подготовка к учебно-познавательной деятельности.
Я не говорю вам сегодня тему урока, вы мне её скажите сами – разгадав кроссворд.
Возьмите “Маршрутные листы” и отгадайте кроссворд. Центральное слово - это тема нашего урока. Будьте внимательны, работайте быстро. Настраиваемся только на урок физики. Время пошло. Приложение № 3 и приложение № 1.
(Учащиеся называют слово).
Записываем в тетрадях тему нашего урока: (слайд-7,8).
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, что изучать.
Какова цель нашего урока?
Ответы учащихся.
3. Мотивация учащихся к восприятию нового (2 - 3 мин) (слайд-9).
1).Я хочу сегодня начать наш урок словами Френсис Бэкона: “Движущей идеей прогресса стала наука”. Почему я взяла это выражение на наш сегодняшний урок, вы сделаете вывод мне в конце урока.
(Я должна сконцентрировать внимание учащихся на изучение данного материала. Мотивировать их на изучение данной темы урока).
2). Показываю учащимся – “ Знак радиоактивности”. Приложение № 2. (слайд-10).
Вопрос: Вы где – либо видели этот знак? Что означает этот знак? Приложение № 2.
Ответы учащихся.
(Слайд-11,12,13).
3).Сегодня нам всем знакомы слова: “Радиоактивность, радиация, радиоактивные элементы, радиоактивное излучение”. Многие из вас знают, что они служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильно диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений и т.д. Но, мы знакомы и с обратной стороной этой “жестокой и коварной дамы”.
Радиация – это необычные лучи, которые глазом не видно и вообще нельзя никак почувствовать, но которые могут даже через стены проникать и пронизывать человека.
“Радиация, радиоактивность” - слово латинское, которое означает “ лучеиспускание”.
Рассказываю притчу об Эзопе, (“о языке” - как раз она подходит к радиации).
(слайд-14) Сейчас 21 век, а перед человечеством вновь дилемма: атом и радиоактивность, радиация, которую он испускает, могут стать источником благоденствия или гибели всего человечества, угрозы или надежды. Останемся мы в истории как поколение глупцов или людей, которые победили болезни и смерть?
4. Изложение нового материала (27 мин) (слайд-15,16).
1. Вопрос:
- В чём же состоит явление радиоактивности?
- Кто открыл это явление?
- Какова физическая природа радиоактивного излучения?
- Каковы свойства радиоактивного излучения?
На эти и другие вопросы вы мне ответите сами.
Сейчас вы работаете с учебником Ф-11 класс, а путеводителем будет как всегда “Маршрутный лист”. Приложение № 3.
2. Проверяем изученный материал самостоятельно.
1) Отвечаем на вопросы, поставленные в маршрутном листе, а я их ответы сопровождаю презентацией “Радиоактивность” (слайд-17,18 - 34).
2) Вместе проверяем по вариантам заполнение таблицы: “Физическая природа излучения”.
3) Приложение № 4 видео клип “Радиация и жизнь” (время позволяет - 6 мин).
4) Делаем вместе вывод по изучаемой теме (слайд-34)
5. Закрепление изученной темы (5-6 мин) (слайд-35, 36).
Тест № 6. “Радиоактивность”.
Самопроверка (свои ответы сверяют с “моими” – они записаны на слайде и выставляют себе оценку за тест).
6. Рефлексия (2 мин) (слайд-37).
Вы знаете ребята, что природа очень мудра. И вторгаясь в глубину её тайн нам надо помнить всегда – нельзя нарушать законов природы, она этого нам не простит. В своих действиях человек всегда должен руководствоваться правилом из библии “НЕ НАВРЕДИ!”. Прежде всего, надо помнить: о людях, о ценности нашей жизни, об уникальности нашей голубой планеты. Ведь самое дорогое у человека – это жизнь. И жизнь надо беречь. Прежде чем что-то сделать, нужно просчитать десятки ходов наперёд, руководствуйтесь пословицей: “7 раз отмерь, 1 раз отрежь”. И как сказала М.Кюри: “Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное”. И мы сегодня старались все вместе это понять.
1. Что мы сегодня изучали?
2. Какова физическая природа радиоактивности?
3. Вам тема урока понравилась?
4. Довольны ли вы своим результатом работы на уроке или нет и почему?
5. Как вы думаете, цели урока мы достигли?
6.Что дал вам этот урок?
7. Чем для вас ценен изучаемый материал?
8. Какой вывод вы сделаете из выражения Френсис Бэкона?
Почему эти слова были взяты как эпиграф к нашему уроку?
9. Что именно помогло вам сегодня безошибочно справиться с работой?
7. Итог урока (1 - 2 мин) (слайд-38).
Раз вы хорошо поработали, тогда ваши оценки.
Выставляю оценки с комментариями.
Согласны ли вы с оценками, выставленными мною и моими комментариями?
Время позволит - просмотр клипа “Радиация и жизнь”. (8 мин).?
8. Д/з. конспект в тетради (слайд-39).
9. Спасибо за урок (слайд 40).