Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и приемы в обучении позволяют успешно решать задачи актуализации знаний, применения их на практике, активизации познавательной деятельности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка – игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже “слабым” ученикам.
К числу эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится также и работа в группах. Игры в сочетании с групповой работой повышают эффективность преподавания географии.
Важная роль в формировании географической культуры и подготовке к экзаменам по географии принадлежит тестовым заданиям, умениям выбирать верные и неверные ответы. На данном уроке активно используются тесты как форма контроля знаний и умений, что делает урок не только интересным, но и очень полезным для ребят.
Предлагаю использование игры в сочетании с групповой и тестовой работой на закрепление знаний.
Тип урока: обобщающий.
Метод: урок-игра; тестовая проверка уровня знаний.
Форма организации урока: групповая работа.
Цели урока:
Образовательные
- закрепить знания, полученные по теме Зарубежная Азия;
- выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме;
Развивающие
- развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- развивать умение систематизировать и обобщать учебный материал;
- развитие навыков работы с информацией;
- развитие навыков активного слушания;
- развивать умения самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении совместной работы;
Воспитательные
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать этические нормы общения, культуру речи; учить общаться друг с другом
Оборудование урока:
- политическая карта мира;
- мультимедиа-проектор;
- компьютер;
- компьютерная презентация;
Ход урока
Учитель знакомит класс с целью урока, с методом проведения урока - урок игра и правилами игры. Игра составлена на основе телевизионной игры "Самый умный”.
Класс разбивается на небольшие группы (по 2 человека).
Разделить класс на группы поможет обучающая структура “внутренний и внешний круг” (сингапурская система): ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета; ученики 1 варианта формируют внешний круг, а ученики 2 варианта формируют внутренний круг; находят своего партнёра по лицу и встают перед ним. Учитель задаёт вопрос: назвать три главные черты, характеризующие ЭГП региона? Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. Ученики меняются ролями. Далее: партнёры по лицу поворачиваются налево. Учитель задаёт вопрос: сколько крупных регионов выделяют в пределах Зарубежной Азии? Ученики отвечают 5 и громко отсчитывают 5, передвигаясь по кругу. Таким образом, находят нового партнёра. Группы сформированы, садятся на место с новыми партнёрами. Внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли.
Можно выбрать помощников учителю: ведущего, счетную комиссию для подсчета голосов (например, из числа учащихся, которые пропустили по каким-либо причинам изучение темы, но могут принять активное участие в ходе урока).
I тур - отборочный
Ребята в группах отвечают письменно на предложенные учителем вопросы (всего 10 вопросов, отвечают на скорость). (Приложение 1) (Презентация)
По итогам I тура определяются полуфиналисты – 5 групп.
Отбирают в следующий тур те группы, которые справились с заданиями первыми, показали наиболее высокий уровень знаний и набрали наибольшее количество баллов.
II тур
В этом туре так же важна быстрота реакции при ответе на вопрос. Выбор тем игроками идёт по цепочке (от набравших наибольшее количество баллов в I туре). Всего 5 ячеек. Вопросы разной стоимости.
Игрокам задаются вопросы с вариантами ответа, из которых один верный. Верный ответ выделяется. Если игрок отвечает на вопрос - клетка окрашивается. Задача — дать наибольшее количество правильных ответов. По итогам этого тура определяются финалисты. В финал выходят 2 группы.
III тур
На игровом табло вопросы в двух ячейках. Первыми выбирает ячейку группа, набравшая наибольшее количество баллов во II туре. Задача — дать наибольшее количество правильных ответов. Группа с максимальным количеством очков выигрывает.
Подводят итоги урока, выставляются оценки.