Цели урока
Научиться:
- устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения
- правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения
Теоретические сведения
Бессоюзные сложные предложения (БСП) – сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...
А.С.Пушкин
Теоретические сведения
Составные части БСП грамматически не зависят друг от друга, они равноправны.
Теоретические сведения
Бессоюзное сложное предложение отличается от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ. Пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют БСП.
Молвит слово – соловей поёт (русская)
Образование - гость, ум – хозяин (абхазская)
Слово — стрела: выпустишь — не вернешь (грузинская)
Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку - душу утешил (башкирская)
Задание: выпишите БСП, обозначьте границы простых предложений
- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее.
- Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
- Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.
- Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
Теоретические сведения
Части БСП связаны по значению. Они указывают на... | Слова - подсказки для определения значений: |
1) Одновременность и последовательность
действий Скрипят клесты, звенят синицы, свистит иволга. [ ], [ ], [ ] |
И |
2) Противопоставление Он гость – я хозяин. [ ] - [ ] |
А, НО |
3) Время и условие Ехал сюда – рожь начинала колоситься. [ ] - [ ] |
КОГДА, ЕСЛИ |
4) Вывод и следствие Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] - [ ] |
ТАК ЧТО |
5) Дополнение, изъяснение Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант. [ ] : [ ] |
ЧТО; И УВИДЕЛ, ЧТО; и почувствовал, что; и услышал, что |
6) Причину Путешественники спешили : в горах ночь наступает быстро. [ ] : [ ] |
ПОТОМУ ЧТО |
7) Пояснение Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. [ ] : [ ] |
А ИМЕННО |
8) Сравнение Молвит слово – соловей поёт. [ ] : [ ] |
|
9) Быструю смену событий Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. [ ] : [ ] |
Теоретические сведения
Знаки препинания в БСП
, | Перечисление фактов |
; | При перечислении фактов, если части предложения более распространены |
: | Причина, пояснения, дополнение |
– | Противопоставление, время, условие, вывод (следствие), быстрая смена событий, сравнение |
Задание: объясните постановку знаков препинания
- Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
- Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
- Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
- Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.
- Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
- Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
- Подули осенние ветры – конец лету.
- Настанет утро – двинемся в путь.
Проверьте себя
1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
[ ] : [причина]
2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
[ ] ; [перечисление фактов]
3. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
[ ] : [пояснение]
4. Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.
[ ] : [дополнение]
5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
[ ] : [дополнение]
6. Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
[ ] – [следствие]
7. Подули осенние ветры – конец лету.
[ ] – [условие]
8. Настанет утро – двинемся в путь.
[ ] – [время]
Задание: ответьте на вопросы
1. Какой знак препинания ставится в БСП, если его части указывают на одновременность и последовательность действий?
2. Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение причины, пояснения, дополнения (изъяснения)?
3. Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение следствия?
4. Какой знак препинания ставится в БСП, если первая имеет значение времени, условия или противопоставлена содержанию второй?
5. Есть ли ошибка в схемах?
- [ ] : [причина]
- [ ] : [вывод]
- [ ] , [время]
- [ ] – [пояснение]
Задание: определите тип предложения, поставьте двоеточие или тире
- Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница-зима.
- Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело.
- Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках.
- Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб.
- Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы.
- А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
- В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов.
- Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
- Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал.
- Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Проверьте себя
- Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идёт волшебница-зима. (ССП)
- Свойство зеркальце имело : говорить оно умело. (БСП)
- Одарённый необычной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках. (БСП)
- Стал Жилин вглядываться : маячит что-то в долине, точно дым из труб. (БСП)
- Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы. (ССП)
- А потому обычай мой : с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. (БСП)
- В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул - исчезла толпа мертвецов. (БСП)
- Невежды судят точно так : в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. (Бессоюзная связь между 1-й и 2-й частью предложения)
- Мне стало страшно : на краю грозящей бездны я лежал. (БСП)
- Любите книгу : она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (БСП)
Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания
- В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.
- Особенно хорошо здесь ранней осенью.
- На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
- Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей.
- Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки.
- Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад.
- Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки.
- Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было.
- Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.
- Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Задание-шутка: восстановите пословицы, заново расставив знаки препинания. Объясните правописание “ь”
- Ремесло не коромысло: не научишься.
- Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош.
- Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
- Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
- Бобы не грибы, хорош и крыжовник.
Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)
Задание для первого уровня
Выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему?
- Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
- Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Опуская союзы, преобразуйте сложноподчинённые предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте знаки препинания и объясните их.
Матушка плакала, так что мне было ужасно грустно. Заранее предупреждаю, что удобств в пути не будет. Если солнце на закате багрово-красное, день будет ветреный.
Задание для второго уровня
Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схему 8 предложения.
- На дворе в морозном пару краснело солнце ( ) в доме было тепло.
- Глянет ( ) к земле пригвоздит.
- Я умираю ( ) мне не к чему лгать.
- В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство ( ) воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей.
- Один ушел ( ) зато другой пришел.
- Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
- Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
- В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
- Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Задание для третьего уровня
1. Придумайте и запишите БСП со значением
а) причины
б) пояснения
в) следствия
г) противопоставления
д) условия
е) времени
2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите его, исправив знаки препинания.
А) Эта страсть к чтению была ему отвратительна: сам он читать не умел.
Б) Я знаю - в вашем сердце есть и сердце и прямая честь.
В) Рита хотела говорить – Павел перебил её.
Спасибо за работу!