Применение модульной технологии при изучении бессоюзных сложных предложений

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока

Научиться:

  • устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения
  • правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения

Теоретические сведения

Бессоюзные сложные предложения (БСП) – сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.

Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...
А.С.Пушкин

Теоретические сведения

Составные части БСП грамматически не зависят друг от друга, они равноправны.

Теоретические сведения

Бессоюзное сложное предложение отличается от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ. Пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют БСП.

Молвит слово – соловей поёт (русская)

Образование - гость, ум – хозяин (абхазская)

Слово — стрела: выпустишь — не вернешь (грузинская)

Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку - душу утешил (башкирская)

Задание: выпишите БСП, обозначьте границы простых предложений

  1. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее.
  2. Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
  3. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.
  4. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.

Теоретические сведения

Части БСП связаны по значению. Они указывают на... Слова - подсказки для определения значений:
1) Одновременность и последовательность действий

Скрипят клесты, звенят синицы, свистит иволга. [ ], [ ], [ ]

И
2) Противопоставление

Он гость – я хозяин. [ ] - [ ]

А, НО
3) Время и условие

Ехал сюда – рожь начинала колоситься. [ ] - [ ]

КОГДА, ЕСЛИ
4) Вывод и следствие

Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] - [ ]

ТАК ЧТО
5) Дополнение, изъяснение

Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант. [ ] : [ ]

ЧТО; И УВИДЕЛ, ЧТО; и почувствовал,

что; и услышал, что

6) Причину

Путешественники спешили : в горах ночь наступает быстро.

[ ] : [ ]

ПОТОМУ ЧТО
7) Пояснение

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

[ ] : [ ]

А ИМЕННО
8) Сравнение

Молвит слово – соловей поёт. [ ] : [ ]

 
9) Быструю смену событий

Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. [ ] : [ ]

 

Теоретические сведения

Знаки препинания в БСП

, Перечисление фактов
; При перечислении фактов, если части предложения более распространены
: Причина, пояснения, дополнение
Противопоставление, время, условие, вывод (следствие), быстрая смена событий, сравнение

Задание: объясните постановку знаков препинания

  1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
  2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
  3. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
  4. Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.
  5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
  6. Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
  7. Подули осенние ветры – конец лету.
  8. Настанет утро – двинемся в путь.

Проверьте себя

1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

[ ] : [причина]

2. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

[ ] ; [перечисление фактов]

3. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.

[ ] : [пояснение]

4. Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.

[ ] : [дополнение]

5. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

[ ] : [дополнение]

6. Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.

[ ] – [следствие]

7. Подули осенние ветры – конец лету.

[ ] – [условие]

8. Настанет утро – двинемся в путь.

[ ] – [время]

Задание: ответьте на вопросы

1. Какой знак препинания ставится в БСП, если его части указывают на одновременность и последовательность действий?

2. Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение причины, пояснения, дополнения (изъяснения)?

3. Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение следствия?

4. Какой знак препинания ставится в БСП, если первая имеет значение времени, условия или противопоставлена содержанию второй?

5. Есть ли ошибка в схемах?

  • [ ] : [причина]
  • [ ] : [вывод]
  • [ ] , [время]
  • [ ] – [пояснение]

Задание: определите тип предложения, поставьте двоеточие или тире

  1. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница-зима.
  2. Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело.
  3. Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках.
  4. Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб.
  5. Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы.
  6. А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
  7. В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов.
  8. Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
  9. Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал.
  10. Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Проверьте себя

  1. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идёт волшебница-зима. (ССП)
  2. Свойство зеркальце имело : говорить оно умело. (БСП)
  3. Одарённый необычной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках. (БСП)
  4. Стал Жилин вглядываться : маячит что-то в долине, точно дым из труб. (БСП)
  5. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы. (ССП)
  6. А потому обычай мой : с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. (БСП)
  7. В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул - исчезла толпа мертвецов. (БСП)
  8. Невежды судят точно так : в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. (Бессоюзная связь между 1-й и 2-й частью предложения)
  9. Мне стало страшно : на краю грозящей бездны я лежал. (БСП)
  10. Любите книгу : она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (БСП)

Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания

  1. В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.
  2. Особенно хорошо здесь ранней осенью.
  3. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.
  4. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей.
  5. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки.
  6. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад.
  7. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки.
  8. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было.
  9. Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.
  10. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Задание-шутка: восстановите пословицы, заново расставив знаки препинания. Объясните правописание “ь”

  • Ремесло не коромысло: не научишься.
  • Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош.
  • Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
  • Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
  • Бобы не грибы, хорош и крыжовник.

Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)

Задание для первого уровня

Выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему?

  1. Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому. 
  4. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 
  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Опуская союзы, преобразуйте сложноподчинённые предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте знаки препинания и объясните их.

Матушка плакала, так что мне было ужасно грустно. Заранее предупреждаю, что удобств в пути не будет. Если солнце на закате багрово-красное, день будет ветреный.

Задание для второго уровня

Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схему 8 предложения.

  1. На дворе в морозном пару краснело солнце ( ) в доме было тепло.
  2. Глянет ( ) к земле пригвоздит.  
  3. Я умираю ( ) мне не к чему лгать.
  4. В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство ( ) воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей.
  5. Один ушел ( ) зато другой пришел.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 
  8. В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Задание для третьего уровня

1. Придумайте и запишите БСП со значением

а) причины

б) пояснения

в) следствия

г) противопоставления

д) условия

е) времени

2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите его, исправив знаки препинания.

А) Эта страсть к чтению была ему отвратительна: сам он читать не умел.

Б) Я знаю - в вашем сердце есть и сердце и прямая честь.

В) Рита хотела говорить – Павел перебил её.

Спасибо за работу!